Н. П. Пугачёва, Т. Г. Дорофеева. Фольклорные традиции Пензенского края

Н. П. ПУГАЧЁВА, Т. Г. ДОРОФЕЕВА

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ  ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ

ПУГАЧЁВА Наталья Петровна, доцент кафедры философии и истории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат философских наук.

ДОРОФЕЕВА Татьяна Геннадьевна, доцент кафедры философии и истории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат философских наук.

Ключевые слова: фольклор, Пензенский край, народная культура, обряды Key words: folklore, the Penza Region, folk culture, rites

Изучение фольклора — один из наиболее интересных и познавательных видов поисковой работы, поскольку собиратель элементов устного народного творчества приобщается к народной жизни в ее исконных проявлениях, общается с живыми носителями традиций. В ходе совместной сту-денческо-преподавательской научной работы в Пензенской государственной сельскохозяйственной академии нами изучены некоторые особенности бытования фольклорных традиций на территории области. В задачи исследования входило выявление связей популярной и народной культуры, возможности сохранения исторического прошлого народа, типов и разновидностей фольклора, распространенных на территории Пензенского края.

Фольклорный материал собирался в г. Пензе, Никольском (с. Ахматовка, д. Новая Селя, с. Базарная Кеньша, с. Саба-ново, г. Никольск), Каменском (д. Варваровка), Белинском (с. Лермонтово) районах. Были собраны произведения таких жанров (на русском и эрзянском языке), как праздничная (обрядовая) поэзия — 18; описание обряда (рекрутского) — 1; причитания, плачи — 5; бытовые русские народные песни — 1; солдатские песни — 1; колыбельные песни — 1; народные приметы — около 30; заговоры, заклички — 5; фразеологизмы, пословицы, поговорки — 18; загадки — 11; частушки — 33; народные рассказы о чудесных явлениях — 11. Проведена беседа с 19 респондентами (в реальности было опрошено много людей, однако большинство из них затруднялось с ответом).

Массовая культура и современный уклад жизни оказывают влияние на фольклор. Так, в частушках появляются элементы современной жизни и соответствующие ей признаки: телевизор, освоение космоса, прокурор, компьютер, жаргонизмы и нецензурная лексика. Обряды и праздники потеряли свое исконное значение (связь с природой, религиозное и мистическое переживание, соединение с «другими» мирами). Само значение обрядов изменилось. Они больше сводятся к театрализованным представлениям и часто исчезают под влиянием городской культуры.

В многонациональном Пензенском крае фольклорные истоки имеют русские, мордва, татары и представители других народов, но в связи с немногочисленностью последних затруднительно установить целостную систему фольклора. Мы исследовали в том числе сохранившиеся элементы эрзянского и русского фольклора и его особенности на территории области. Он локализован (связан с культурными традициями данной местности) и демократичен. Однако в сельской местности фольклорные традиции сохранились лучше. Даже городской житель, выросший «на земле» и с детства приученный к труду, помнит гораздо больше о традициях своего народа и более трепетно к ним относится. Речь идет и о сохранении родного языка, так как практически никто из «коренных» городских молодых людей ничего не мог рассказать и вспомнить, кроме примитивных детских страшилок типа «маленький мальчик».

Следует отметить, что уровень образованности и вид деятельности мало влияют на «фольклорную просвещенность», за исключением тех случаев, когда человек специально изучает народную жизнь. Тогда знания и исследования становятся профессиональными и системными. В большинстве случаев вспоминаются частушки и элементы обрядов, в основном услышанные и увиденные в детстве.

Мы наблюдали энтузиазм, творческий подход и бескорыстный труд людей, касающийся сохранения народных традиций в Пензенском крае. Оказалось, что собирать фольклор — далеко не простая задача. Часто требовался особый психологический подход к респондентам: пожилые люди неохотно и с недоверием начинали разговаривать, ссылаясь на плохую память, а молодежь делала вид, что ничего не знает о народной жизни и своем историческом прошлом. Однако многие все же что-то вспоминали и даже комментировали сказанное (спетое).

Современные молодые люди мало интересуются народной культурой, отдавая предпочтение массовой. В то же время в жизни общества постоянно присутствуют элементы фольклора: застольные песни, частушки, свадебные игры, похоронные ритуалы, народные гуляния, приуроченные к языческим и христианским праздникам, этнический стиль в одежде и музыке (фолк-рок). Однако сегодня, за исключением театрализованных представлений, вряд ли можно обнаружить полностью сохранившийся календарный праздник или семейно-бытовой обряд. В связи с этим должна быть усилена роль музеев. Например, работники Государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» проводят фольклорные представления («Тарханская свадьба», «Ку-карки», «Семик» и т. д.). Для всех желающих проводятся мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, посуды и других элементов быта. Следует отметить непрерывную связь музея с местной школой для приобщения молодого поколения к традициям своего народа.

В ходе исследования мы поняли, насколько духовно богата наша деревня, как больно смотреть на умирающий уклад традиционной жизни. Именно в деревне следует искать истоки «русской идеи», о которой так много говорится в последнее время. Вряд ли город с его быстрым ритмом жизни, стоящий на перекрестке культур, религий, нравов и обезличивший человека, может стать источником возрождения России. Говоря о глобальных или локальных проявлениях современного морального кризиса, релятивизации нравственных ценностей, мы часто забываем об основах, которые изначально способствовали духовному развитию народа, обеспечивали культурно-историческую связь поколений и формировали национальное самосознание. Сегодня особенно актуальна проблема сохранения деревни. Для того, чтобы сберечь народную память, необходимо (хотя бы в локальных масштабах) воссоздавать в виде национальных заповедников русскую деревню XIX — начала XX в. на основе фундаментальной базы научных и практических знаний.

Поступила 17.06.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная