В. А. Кибенко. Этические инварианты коммуникативных процессов
В. А. КИБЕНКО
ЭТИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
КИБЕНКО Валерий Александрович, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Ключевые слова: этические отношения, инвариант, адаптация, мотив, поступок, нравственность, информационный социум, регион
Key words: ethic relations, invariant, adaptation, motive, action, morality, information society, region
Современное информационное общество предполагает определенные виды коммуникаций, отвечающих конкретным требованиям. Если исходить из классического представления нравственных аспектов в процессе обмена информацией, то это в большей степени связано с конкретизацией общественной нравственности, переосмыслением моральных представлений, норм, оценочных суждений. Кроме того, появляются новые акценты в способах «сцепления», когеренции норм, моральных ценностей, поведенческих правил между собой и изменении их места, соответствующих ценностей и норм в сложной конфигурации ценностного универсума. Решение этических проблем коммуникаций региона обусловлено в первую очередь причинами поступка человека, во вторую — внешними результатами, на осуществление которых направляется поступок. Причем внутренние причины, входящие в состав этического обсуждения поступка, предшествуют волевому акту как психические условия (мотивы) нравственного поступка. Мотивы и цели поступка определяют нравственную оценку, которая остается односторонней и неправильной, пока не будут приняты во внимание оба фактора1.
С учетом информационности развития этических коммуникаций региона можно выделить коммуникативную теорию. Это бихевиористская модель Акоффа — Майлса (так называемая «поведенческая модель коммуникации»). Исходной идеей в этой модели является целевая устремленность получателя, т. е. его «целеустремленное состояние»2. Оно характеризует выделенную информацию. Целевая информация в рамках социально-культурной матрицы определяется в качестве «инструктирующей-мотивирующей» и представлена определенным количеством знаков в неизменяющемся сообщении в некотором социально-культурном поле.
Принцип в рамках целевой информации обозначен алгоритмом формализованной последовательности действий (событий), знаков. Знак с учетом выборочного инверсионного метода и пропускной способности информационного канала представлен совокупностью числа символов и возможных перестановок из них. Представление знака сообщения как показателя определяется, когда сообщения имеют случайную длительность. Связи между знаками-сообщениями в коммуникативных структурах приводят к избыточности языка за счет связей между последовательными символами. Сущность такого представления — показатель идеи сводимости субъект-субъектного отношения к диалогу равноправных партнеров в коммуникационном процессе. Инструктирующий знак определен рекурсивными алгоритмами (алгоритмы, вызывающие сами себя до тех пор, пока не будет достигнуто некоторое условие возвращения). Такой возврат на самого себя возможен лишь при условии полной повторяемости в последовательности знаков, в коммуникациях, а значит, и в однозначности перевода. Избыточность как обобщенная мера сведений в структуре языка является информационной характеристикой, отвечающей за соответствие начальной информации конечной, или частичной, и полной. Информация есть мера сложности форм коммуникативных структур. Избыточностью называют величину, выражающую то, что в сообщении сказано сверх необходимого, т. е. «расточительное» использование символов при плохо выполненном кодировании3.
Основную роль в информативной избыточности инструктирующих структур коммуникаций играет кибернетический знак, который в процессе переработки (преобразования) информации получает от источников с помощью сенсорных рецепторов первичную информацию и передает ее в участки системы, где она воспринимается элементами как приказ для выполнения того или иного действия4. После его совершения сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления, что позволяет формально описывать процессы преобразования информации. Именно так организуется принцип циклического алгоритма (последовательность действий) управления и циркуляции информации в коммуникативной системе. При этом главную роль здесь играет содержание информации, передаваемой рецепторами. Информация — это «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств»5. Отталкиваясь от воспроизведения, обладающего большим или меньшим сходством с обозначаемым, можно отметить, что знак становится копией.
Помимо наличия цели в действиях индивида, необходимо наличие смысла, который несет реализацию коммуникативных отношений в поступках людей. Говоря об этических инвариантах в поведенческой концепции, необходимо отметить создание определенных социальных условий, благоприятствующих морально ориентированным субъектам. Этические инварианты определяются через понятие миро-чувствования как информационного кода дискурса национальной культуры и характеризуются «культурным каркасом мира, определяющим мировоззрение отдельного индивида»6. Информационный код рассматривается в качестве штампующего, семиотического устройства культуры.
Создание условий, поддерживающих нравственность общества, осуществляется с помощью моральных обязанностей, в основании которых лежат долг, совесть, боязнь потерять лицо и подвести других людей. Моральные требования неоднородны, а большинство из них рассчитаны на реальные возможности обычного человека. Ответ на вопрос об условиях моральности общества обусловливает гуманитарный аспект коммуникативной теории. Он в социокультурном поле представлен мотивирующим аспектом коммуникативных структур. В основе коммуникативных процессов лежат параллельные алгоритмы, предназначенные для выполнения нескольких детерминированных последовательностей действий. Это связано с тем, что какие-то действия в рамках коммуникативного алгоритма могут быть выполнены только друг за другом, но какие-то могут быть и независимыми7.
Принципы независимости и параллельности определяют представление знака как единой сущности сенсорного образа. В теории знаков и символов, разработанных Ф. де Соссюром, проблема соотношения между представлениями и объектами внешнего мира объяснялась крайней рационалистской позицией. Таким образом, знак-символ выступает как всеобъемлющий «медиум», позволяющий в чувственной (практической) явленности увидеть конструирующую идеальность духа8.
В современном информационном обществе происходит трансформация рационалистических концепций, в которых моральные правила выводятся из форм мышления, способности разума универсализировать и расширять ограниченные локальным кругом людей отношения до предельного уровня. Такие концепции кажутся более привлекательными. Но и в них содержатся ограничения, связанные с желанием полностью устранить личный интерес из морали9. Ревизия кантовской методологии в современной этике идет как раз по пути признания роли личного интереса в морали, что оборачивается своеобразным соединением кантианства и утилитаризма. Но она опасна в том смысле, что при такой позиции трудно определить стандарт квалификации10.
Таким образом, инвариантные этические характеристики коммуникативных процессов в современном информационном обществе связаны с действием универсальных механизмов эволюционного развития культур и с особенностями глубинных ценностных ориентаций и установок, восходящих к традиционным формам культурной самоидентификации в регионе. Причиной самоидентификации является процесс отчуждения современным человеком своей сущности в культурной и социальной реальности. Устранение отчуждения личности в социореальности региона обусловлено внешней адаптацией, формирующейся на принципиально новой организованной системе ценностных ориентаций и внутренней адаптации, основывающейся на фундаментальности и устойчивости базовых ценностных ориентаций. Теоретическим основанием в теории коммуникации является естественно-научный подход в рамках бихевиористской модели Акоффа — Майлса. Под внутренней адаптацией понимается гуманитарный аспект коммуникативной теории. Главными понятиями, лежащими в основе коммуникативных процессов, являются параллельные алгоритмы, которые предназначены для выполнения нескольких детерминированных последовательностей действий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Седякин В.П. Философия информационного подхода. М.: Мансе- Пресс, 2007. 217 с.
2 См.: Соссюр Ф. де. Записки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990. С. 240—241.
3 См.: Стеклова И.В. Коммуникации в обществе // Человек. Общество. Культура. Саранск, 2012. С. 34—37.
4 См.: Ельмслев Л. Метод структурного анализа в лингвистике // Новое в лингвистике. М., 1965. Ч. 2. С. 58—59.
5 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. С. 234—235.
6 Седякин В.П. Философия информационного подхода. С. 25—26.
7 См.: Соссюр Ф. де. Записки по общей лингвистике. С. 89—90.
8 См.: Ельмслев Л. Метод структурного анализа в лингвистике. С. 61—62.
9 См.: Соссюр Ф. де. Записки по общей лингвистике. С. 37.
10 Там же. С. 45—47. Поступила 19.06.2013.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная