О. Ю. Кадейкин. Концепция устойчивого развития как основа процесса экологической глокализации
О. Ю. КАДЕЙКИН
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛОКАЛИЗАЦИИ
КАДЕЙКИН Олимпий Юрьевич, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Ключевые слова: общество, природа, кризис, развитие, экология, глобальное, локальное, регион, глокализация, экофилософия
Key words: society, nature, crisis, development, ecology, the global, the local, region, glocalisation, eco-philosophy
В различных областях социогуманитарных наук наблюдается переход к глокализационной парадигме. Глокализация понимается как сочетание взаимосвязанных глобальных и локальных процессов. В отношениях общества и природы глокализация проявляется как конкретизация глобального. В ходе этого движения она не теряет своей специфики, а обогащается элементами локальности. В этом случае основной задачей становится не просто предоставление права голоса локальному, а трансляция глобальных экологических идей на локальный уровень, где абстрактные декларации могут обрести практическое воплощение. При этом необходимо учитывать, что в каждом конкретном случае это воплощение должно обладать своей местной, региональной спецификой.
Региональное в указанном контексте понимается как точка пересечения и согласования глобальных и локальных потоков, в которой общие теории способны эффективно конвертироваться в реальную деятельность на местном уровне. При этом именно на уровне региона, чувствительного к глобальным и локальным потребностям, должны проходить отбор и фильтрация глобальных практик, их адаптация к местным условиям, а также наполнение глобальных принципов конкретным содержанием. «Регион как пространственно-временная и смысловая единица организации общественной жизни является сравнительно устойчивым образованием. Его конфигурация определяется статикой исторически сложившегося пейзажа, отразившегося в системе административно-территориального деления страны, и динамикой сочетания внутренних и внешних связей, баланс которых отражается на жизнеспособности и устойчивости территории в существующих границах. Одновременно регион является восприимчивым к воздействию глобальных процессов»1.
Наиболее ярким примером перехода к парадигме гло-кализации в отношениях общества и природы является практика разработки и внедрения концепции устойчивого развития. В 1987 г. ее основные параметры были очерчены в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г. Х. Брундтланд «Наше общее будущее», в котором говорилось о важности четкой стратегии действий, ведущих к устойчивому экономическому и социальному развитию, «которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», а также «не может ставить под угрозу природные системы, от которых зависит жизнь на земле: атмосферу, водные ресурсы, почву и живые организмы»2.
Развитие — «процесс направленного и необратимого изменения генетически связанных между собой состояний систем, связанных генетическим отрицанием»3. Устойчивость есть «способность системы воспроизводить определенное стабильное состояние независимо от внешних воздействий и внутренних изменений в рамках меры ее существования. Понятие «мера» охватывает область количественных характеристик системы, способной сохранять минимально или максимально возможное значение при данных условиях»4.
Таким образом, развитие — это полюс динамики, устойчивость — статики. Развитие — новые формы бытия, инновации, а устойчивость — традиции, сохранение привычных форм бытия. Развитие подразумевает улучшение благосостояния человечества, которое опирается на экономику, а устойчивость — сохранение природы и локальных традиций природопользования. Иными словами, развитие репрезентирует полюс глобального, устойчивость — локального, а сама концепция устойчивого развития может рассматриваться как выражение глокализации современного природоохранного движения.
Традиционно сферы устойчивого развития (экономическую, экологическую и социальную) изображают как три частично пересекающихся круга. Тот сектор, где все три сферы совпадают друг с другом, и считается областью устойчивости. Таким образом, при принятии решений должны быть учтены требования благосостояния, права природы и социальные вопросы. Требования, возникающие в социальной сфере, могут быть обращены как к одному, так и другому полюсу. Например, требования повышения человеческого благосостояния и качества жизни обращены к экономике, а требования сохранения природы — к экологии. При этом выполнение требований на одном уровне может препятствовать их выполнению на другом. Потребность в повышении качества жизни (а иногда в элементарном выживании) может выражаться в требовании повышения материального благополучия, а в ряде развивающихся стран единственным путем для его повышения может стать только эксплуатация природы (например, вырубка лесов для топлива или расчистки места под сельскохозяйственные угодья). В таком случае получается, что улучшение одного из параметров качества жизни может приводить к ухудшению другого, поскольку разрушение окружающей среды также негативно влияет на качество жизни. Следовательно, удовлетворяя потребности людей, необходимо так скорректировать экономическое развитие и экологическую устойчивость, чтобы одно не разрушало другое.
Устойчивости как неизменности, абсолютной статики достичь нельзя. Природа должна изменяться, но этим изменениям нельзя выходить за границы, за которыми природа теряет «запас прочности». Ей в любом случае следует сохранять адаптацию к различным условиям, т. е. в ней следует сохранять высокий уровень биоразнообразия.
В этих целях практическими приоритетами стратегии устойчивого развития признаны сокращение потребления невосполнимых ресурсов, уменьшение количества отходов и их вторичное использование, минимизация загрязнений, рационализация потребления энергии, поддержка биоразнообразия, осторожность при вмешательстве в природу и т. д.
Важным условием устойчивого развития является обеспечение стабильности исторически сложившихся локальных экосистем и баланса между устойчивостью и развитием, локальным и глобальным. Консенсус по этому поводу был достигнут на конференции по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро, на которой присутствовали главы более 170 государств. Основные положения по поводу внедрения устойчивого развития отражены в «Рио-де-жанейрской декларации об окружающей среде и развитию» и «Повестке дня на XXI век» (1992). Через десять лет первые итоги этой деятельности подведены на саммите в Йоханнесбурге.
Один из наиболее популярных лозунгов разработчиков концепции устойчивого развития — «Мыслить глобально — действовать локально». Этот принцип можно назвать ярким проявлением глокализации на уровне разработки стратегий социоприродного развития. Примером реализации этого тезиса служит «Повестка дня на XXI век» — документ, представляющий собой глобальную программу деятельности, нацеленную на переход мирового сообщества к экологической устойчивости. Он был одобрен и принят представителями стран, участвовавшими в конференции в Рио-де-Жанейро. Кроме того, эти государства приняли на себя обязательства разработки национальных повесток дня на XXI в. и создания национальных советов по устойчивому развитию. Последнее было продиктовано тем, что документ подразумевал необходимость создания механизмов конкретизации своих положений и их трансформации в связи с различными региональными особенностями. Для этого предполагалось создание повесток дня на XXI в. на местном уровне: в конкретных районах, городах, предприятиях, школах и даже дворах. «Большинству местных органов управления в каждой стране следует начать процесс консультаций со своим населением и выработать консенсус в отношении „местной Повестки дня на XXI век" для той или иной общины»5. Такая повестка должна учитывать локальные особенности при реализации глобальных принципов устойчивого развития. Такой же механизм конкретизации применяется и для самой концепции устойчивого развития. Концепция, созданная комиссией Брундтланд, одобрена главами большинства государств. Далее создавались нацио-нальные и региональные концепции устойчивого развития, т. е. шло движение от глобального к локальному.
Б. Ф. Кевбрин и Ф. А. Айзятов полагают, что выходу Республики Мордовия из кризисного состояния способствуют региональные программы технического перевооружения, образования и переустройства общества, его потребностей, менталитета. Концепция устойчивого развития «учитывала особенности республики, но не выходила за рамки принципов, которыми руководствуется мировое сообщество. Этот план включал в себя: создание территориальной комплексной схемы охраны природы региона; использование апробированных методов; разработку развитой системы баз данных, отражающих природный потенциал и экологическую устойчивость природных территориальных комплексов Мордовии; подготовку мер по повышению уровня экологических знаний и культуры у населения; обеспечение мер по реализации программы, разъясняющей гражданам республики реальную картину состояния экологической опасности на определенной территории в конкретной ситуации»6.
В связи с этим авторы делают вывод, что позитивные результаты деятельности в экономике, социальной сфере, культурной и духовной жизни свидетельствуют о становлении Мордовии на путь устойчивого развития. Так, в последние десятилетия в российских регионах возникли многочисленные экологические организации, в том числе и в Мордовии. Ряд международных конференций по экологической этике был проведен республиканской общественной организацией «Центр образовательных технологий, прикладной и профессиональной этики». «Центр экологических инициатив» работает над распространением экологически безопасных материалов. В республике активно работает межрегиональная общественная экологическая организация «ЭКА». «Центр охраны труда и экологической безопасности» обеспечивает реализацию политики в области экологической безопасности на предприятиях республики, организует соответствующие курсы. Целями «Дружины Охраны Природы» (г. Ковылкино) являются содействие сохранению и восстановлению природной среды, организация профилактических мероприятий по предупреждению потери биоразнообразия и пресечению попыток нарушения природоохранного законодательства. Регулярные информационно-просветительские акции проводятся детской экологической организацией «Зеленый мир». Наиболее инициативной в плане экологизации общества выступает молодежь республики, что позволяет надеяться на то, что в будущем в экологическом сознании регионального социума произойдут положительные изменения. Однако влияние глобального уровня на локальный не всегда так позитивно, как в случае с «Повесткой дня на XXI век». Имеются глобальные практики, разрушающие образ жизни и уникальные культуры. В этом контексте глокализация должна пониматься как отбор или отсеивание тех элементов глобального, которые полезны или вредны для местных традиций. Такая фильтрация важна в том случае, если культуре сложно противопоставить что-либо столь же психологически привлекательное глобализирущим тенденциям (например, в случае с культурой малочисленных народов Севера России).
Таким образом, важно создавать региональные механизмы внедрения глобальных позитивных идей в практику, а для защиты от негативных проявлений глобализации следует вырабатывать механизмы фильтрации, которые выставили бы заслон на их пути (одновременно «пропустив» те позитивные влияния, которые могут пойти на пользу природоохранной деятельности). Глокализация в отношениях общества и природы — это приспособление локальных сообществ к глобальным потокам, которое реализуется как отсеивание негативных факторов глобализации и отбор позитивных. В сфере социоприродных отношений теоретической основой глокализации может стать концепция устойчивого развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Козин В.В., Писачкин В.А. Глобализация, глокализация, регионализм: дискурс становления и развития // Регионология. 2007. № 1. С. 5.
2 Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. С. 51.
3 Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: МУПК, 1998. С. 30.
4 Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия: методологический и философско-экологический анализ. Саранск: СГПУ, 1998. С. 10.
5 Повестка дня на XXI век. М.: СОЭС, 1999. С. 28.
6 Кевбрин Б.Ф., Айзятов Ф.А. Принцип развития и некоторые достижения Республики Мордовия. URL: http://saransk.ruc.su/science/studium (дата обращения: 17.05.2013).
Поступила 06.06.2013.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная