А. П. Кружков. Создание безопасной среды региона

А. П. КРУЖКОВ

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

КРУЖКОВ Александр Петрович, старший преподаватель кафедры государственного надзора Ивановского института государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: безопасность; регион; благополучие; профессиональная среда безопасности; контроль; управление сознанием; управление безопасностью.

Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих сознание и поведение индивида и общества. Актуальность ее изучения как особого явления вызвана противоречивым характером развития современной цивилизации, что находит негативное проявление в различных сферах общественной жизни. Безопасность — это одна из основополагающих потребностей человека, всех живых существ и сообществ. Одновременно это общенаучная категория, отражающая состояние систем, их способность к адекватному функционированию, воспроизводству и сохранности основных свойств и качеств, поддержания дееспособности системообразующих элементов.

Применительно к социальным системам различного ранга безопасность и развитие специфичны для каждого конкретного образования. Для любого уровня и масштаба системы (национального, межрегионального, регионального и локального) они имеют свой набор доминантных и рецессивных признаков. Экспер ты ООН выделяют несколько фундаментальных особенностей безопасности. Безопасность общества обеспечивается экономической, соци альной, политической, военной, экологической, технологической, эколого-гигиени-ческой, информационной, демографической, ге нетической, психологической и другими видами безопасности. При этом существуют ее приоритетные проблемы, от кото рых в первую очередь зависит благополучие всего человечества, населения отдельных стран и регионов.

Особую значимость в ряду проблем безопасности на современном этапе приобретает задача создания безопасной среды (благоприятной среды). При этом исключительно актуальной становится задача формирования безопасной профессиональной среды.

Неоднозначный процесс восприятия общественным и индивидуальным сознанием объективной социальной реальности вы ступает в качестве важнейшего противоречия современной жиз ни. Международная политическая, экономичес кая, культурная элита для сохранения своего господствующего положения использует современные ин формационные технологии с целью контроля и управления созна нием через лишения (выхолащивания, деформации) его реальной объективности (социального содержания) и наполнения различ ного рода мифами, иллюзиями, симулякрами. Поэтому коммуникативная проблема создания безопасной среды занимает столь важное место в развитии философии безопасности.

Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих сознание и поведение индивида и общества1. Возникновение тех или иных исследовательских подходов к изучению феномена безопасности можно рассмат ривать как попытку осмысления опасностей, угроз, рисков и вы зовов для жизни человека, функционирования семьи, общества, государства, цивилизации, поскольку в основе феномена безопасности лежат исторически сложившиеся различные формы, виды социокультурной деятельности по защите и обеспечению людьми, социальными группами, семьей, обществом, государст вом своих целей, идеалов, ценностей, интересов.

В системе социально-философских и социологических категорий понятие «безопасность» соотносится с категориями «философия безопасности», «культура мира», «социология национальной безопасности», «согласие», «солидарность», «сотворчество», «социокультурная динамика», «социальные перемены», «диалог», «терпимость», «социально ценностные ориентиры деятельности». В методологическом аспекте не менее важно определиться с понятиями, характеризующими опасность, как «угроза», «кризис», «катастрофа» «вызовы интересам жизнедеятельности», «ущерб», «риск», «фактор», «условие». В качестве исходной предпосылки выступает понятие «опасность» как одна из важнейших характеристик сис темы, имеющей целевую ориентацию.

Методология философского подхода к проблеме безопасности опирается на деятельностный и аксиологический (ценностный) аспекты, составляющие ядро современной гуманитарной культуры и гуманитаризации проблем безопасности. Последняя выражает важнейший фактор, меру регуляции и регламентации человеческой деятельности, эффективности социального управления, отличающуюся специфичкскими чертами на разных уровнях организации социума. Это одна из основополагающих потребностей человека, всех существ и сообществ.

Обеспечение безопасности и создание безопасной среды представляют собой процесс форми рования и реализации системного управляющего воздействия на социоэкосистему, направленный на предотвращение угроз и защиту от негативных последствий вплоть до достижения приемлемого уровня защищенности (безопасности). Обеспечение безопасности сводится к оптимизации функций полезности и безопасности. В процессе осмысления причин, субъектов, событий следует вести речь о способности современных наук дать убедительные ответы о способности предвидеть, возможности содействовать, надежности предотвращения опасностей природного, техногенного характера, международного терроризма, бедности, неравенства, несправедливости и других социальных потрясений и бед.

Любую систему безопасного существования общества можно рассматривать в контексте различных схем ми ропонимания (рационального или иррационального), сложивших ся в тот или иной исторический период: мифические (антич ность), религиозные (средние века), научные (Новое время).

В основе безопасного развития европей ского типа лежат социокультурные ценности Древ ней Греции и Древнего Рима, где основным субъектом безопасности выступало гражданское общество, которому было подчинено государство, играющее роль выразителя интересов господствующего класса. Если восточная модель безопасности ставит уровень защищенности в прямую зависимость от сущест вующих отношений власти, то западная модель вы водит уровень защищенности из отношений имеющихся для этой цели соответствующих институтов (право, закон), т. е. историче ски созданной правовой среды безопасности.

В философии Нового времени представ ления о безопасности опираются на рационалистическую концепцию власти, которая руководст вуется внешними для себя и разумными по своей природе целями и идеалами. Власть есть результат согласия, «договора», который ясно формулирует цели и задачи, встающие перед наделенными властью институтами, и они в силу своей природы уже не могут уклониться от решения поставленных задач. В качестве одной из таких задач рассматривается обес печение безопасности.

В традиции постмодернизма современное общество с точки зрения обеспечения безопасности перерастает в «гарантий-но-страхо вое» общество, нацеленное на защиту граждан от ущерба, риска, несчастных случаев, болезней, безработицы и т. д. Сфе ра гарантий безопасности максимально расширяется, но вместе с тем расширя ются сферы контроля и возможностей власти, связанных с «легитим ным» выходом за пределы закона и юрисдикции.

Обращаясь к проблеме создания безопасной среды (СБС), мы неизбежно сталкиваемся с рядом методологически пред-посылочных идей. Одной из них является средоведческая коммуникология, предмет которой — создание (сохране ние) благоприятной среды для какого-либо субъекта, находящегося в этой среде. Расширение объек та и задач состоит в необходимости концептуализировать разнородный материал, связанный с СБС (от военных и внешнеполитических угроз, экологических, демографических, информационных, ре лигиозных, укрепления семьи, государственности до противопожарных и пр.).

При этом безусловный приоритет принадлежит созданию профессиональной качественной среды. Профессиональная среда государственной противопожарной службы (ГПС) представляет собой сложное социальное явление и как поле научного поиска требует применения комплекса социально-философских теорий и всего потенциала современных научных подходов. Используемые в социально-философском анализе субъект-субъектные методологические подходы позволяют говорить о такой теоретической модели ГПС, в которой наряду с ориен тацией на активный диалог с внешней средой реализуется ориента ция на формирование и развитие профессиональной среды деятельности служащих ГПС как совокупности условий достижения социальных целей и профессиональной актуализации смысложизненных целей, связанных с этой деятельностью в сфере противопожарной безопасности.

Профессиональная среда выступает для субъекта как ценностная реальность с различной степенью выра женности. Действия специалистов ГПС направлены во внешнюю для нее часть социальной реальности или среды — в предметную область, выступающую в качестве совокупности ее условий, ресурсов и «уг роз» для развития перспектив их профессиональной деятельности.

Организация деятельности ГПС вызывает необходимость формирования и использования профессиональных знаний, навыков, а также конкретных технологий их реализации, организационных, правовых и дру гих регуляторов деятельности подразделений пожарных. В результате форми руется некоторая совокупность внутренних условий системы профессиональной деятельности ГПС — ее внутренняя профессиональная среда, в которую входит социальный субъект профессиональной деятельности ГПС, т. е. профессиональные пожарные действующие, мыслящие, реагирующие люди, обладающие потенциалом и энергией. Особые формы их деятельности, а также профессиональные интересы, потребности, иерархия ценностных предпочтений, система контроля за профес сиональными нормами поведения являются атрибутом профессиональной среды ГПС. В профессиональной среде продолжается процесс социализации личности, формирование ее вторичной формы, связанной с интернализацией институциональных сфер, имеющих специфически профессионально ролевой характер. Каждая профессия имеет свою мораль и располагает дополнительным арсе налом воздействия: средствами убеждения и принуждения, ав торитетом, санкциями и контролем, стереотипами должного по ведения.

Этот процесс применительно к системе ГПС состоит в освоении служащими и сотрудниками аккумулируемых в профессиональной среде и необходимых для реализации должностных обязанностей, знаний в области технических средств и технологии пожаротушения, управления, права, экономики, человековедения, а также умений и навыков, профессионального опыта, социальных ценностей и норм профессии, стереотипов одобряемого в профессиональной среде поведения.

Личность как субъект деятельности активно осваивает профессиональную среду, интериоризируя ее ценностно-нормативные комплексы, «присваивает» среду через механизм социальной идентификации, т. е. самоопределяется в терминах отнесения себя к определенной социальной группе (в данном случае к группе служащих и сотрудников ГПС). Важнейшая роль в этом процессе принадлежит профессиональной этике сотрудников ГПС.

Особую роль для сотрудников ГПС МЧС играет Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный Приказом МЧС России от 6 марта 2006 г. ¹ 136. Этот кодекс определяет каждому сотруднику ГПС моральные принципы и прави ла его поведения. К деонто-логическим нормам относятся требования дисциплинарных уставов и других докумен тов, определяющих формы поведения и общения.

Для большинства профессий институционализация безопасности связана прежде всего с развитием и ростом культуры безопасности, ее технологизацией и профессионализмом ее представителей. Усвоение соответствующих знаний, умений, навыков, основ безопасного предвидения рисков и потребности в нем, культуры труда с наименьшим ущербом для природы и общества, среды, окружающей человека, становится итогом подготовки в сфере безопасности жизнедеятельности специалиста ГПС. Однако главный гарант эффективности такого специалиста — его нравственная надежность, гражданская ответственность за состояние безопасности на том или ином участке.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. 2008. ¹ 4. С. 18—25.

Поступила 22.12.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная