Г. И. Селиверстова. Межкультурное взаимодействие финно-угорских народов как фактор реализации региональной этнокультурной образовательной политики

Г. И. СЕЛИВЕРСТОВА

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

СЕЛИВЕРСТОВА Галина Ивановна, заместитель директора — ученый секретарь Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат исторических наук.

Ключевые слова: региональная этнокультурная образовательная политика; межкультурное взаимодействие; национально-культурные общественные объединения; Поволжский центр культур финно-угорских народов; культурный обмен; целевые образовательные программы; поликультурное образование

В Концепции государственной национальной образовательной полити ки РФ образование рассматривается как стратегиче ский ресурс устойчивого разви тия полиэтнического общества России и важный фактор обеспечения на циональной безопасности многонационального госу дарства. Одним из принци пов государственной национальной образовательной политики является при знание необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодей ствия наро дов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм и ксенофобию.

Особую актуальность приобретает развитие поликультурного подхода на всех ступенях образовательного процесса в РФ. Региональная этнокультурная образовательная поли тика должна быть направлена на формирование личности, способной к актив ной жизнедеятельно сти в многонациональной и поликультурной среде, обладаю щей развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей. Имеется положительный опыт в ряде образователь ных учреждений субъектов РФ, реализующих современные подходы к поликультурному об разованию. При стальное внимание уделяется вопросам реализации региональ ного и этно культурного компонентов образования, внесению изменений в действующее законодательство РФ, о чем свидетельствует Фе деральный закон от 1 декабря 2007 г. ¹ 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения по нятия и структуры государственного образовательного стандарта»1.

Глобализаци онные процессы в сфере образования повышают риски утраты этнокультурной составляющей в системе регионального образования. В Кон цепции государственной национальной образователь ной политики РФ отмечено отсутствие ме ханизма сопря жения (на принципах диалога культур) содер жания образования федерального и национально-регио нального компонентов по предметам гума нитарного цикла. На данном этапе для удовлетворения этнонациональных об разовательных по требностей народов России существенную по мощь могут оказать обществен ные институты (ассо циации, об щества, движе ния). Достаточ но оптимистичных результатов в своей деятельности достигли общественные организации финно-угорских народов (ФУН). Среди обществен ных организа ций ФУН (3 ассо циации, 6 молодежных организаций, 9 обществ, 33 обществен ные организации) имеются как международные, так и регио-нальные2. Устав ными целями этих организаций яв ляются возрождение националь ного самосо знания; просветительская деятельность; межнациональное сотруд ничество; сохранение и развитие нацио нальных культур, языков, литера туры; содействие формированию государствен ной национальной политики, принятию законода тельных и управленческих решений в области сохранения и развития языков, образования и культуры; издательская деятельность и др. В структуре большинства об щественных организаций имеются подразделения (секторы, отделы), которые за нимаются проблемами образования.

Расширению взаимодействия между финно-угорскими народами, решению имеющихся у них проблем способствуют международные научные конферен ции финно-угроведов и всемирные конгрессы финно-угорских народов (Венгрия, Рос сия, Финляндия, Эстония). В работе конгрессов принимают участие президенты государств. В своей деятельности конгресс опирается на Деклара цию о сотрудничестве финно-угорских народов мира, а также представлен рабочими группами ООН по коренным народам.

Президент РФ Д. А. Медведев оценил проводимые финно-уграми конгрессы как свидетельство искреннего и глубокого желания со трудничества и взаимопонимания. Он отметил, что из 24 финно-угорских и самодийских наро дов 19 проживают в России. Финно-угорские народы — историческая часть многонациональной, поликультурной страны, которую населяют более 160 народов. Поэтому российская национальная политика направлена на сохранение языков, культуры, традиций, идентичности всех на родов, а также межнациональный диалог, поликультурную и поликонфессиональную среду3.

Система взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия, муниципальных образований с национально-культурными автономиям и, общественными объединениями в реализации региональной этно культурной образовательной политики основана на принципах социального партнерства и осуществляется в тесном сотрудничестве с Государ ственным комитетом РМ по национальной политике. Активной работой с общественными, национальными, религиозными объединениями, а также дея тельностью, направленной на профилактику экстремизма и сепаратиз ма на на циональной почве в республике, зарекомендовала себя администрация го родского округа Саранск, где сосредоточены все 10 национально-культурных автономий и объединений республики и некоммерческая ассо циация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»4. Заключение до говоров, соглашений с национально-общественными объединениями в Мордовии не практикуется. Все мероприятия проводятся совместно с орга нами государственной власти, которые, как правило, оказывают финансовую под держку. В Мордовии активно реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых образовательных программ.

В последние годы значительно возрос авторитет республики в финно-угорском мире. В г. Саранске дислоцируется штаб-квартира Ассоциации финно-угорских народов России. Республика Мордовия за последние два года стала организатором различных мероприятий, встреч с финно-угорской обще ственностью по проблемам этно культурного и образовательного развития. Значимость таких мероприятий заключается в укреплении этнокультурных связей и контактов родственных финно-угорских наро дов, пропаганде и развитии их национальных культур, сохранении и обогащении родных языков в современ ных условиях, привлечении внимания широкой общественности к проблемам национальных культур финно-угорских народов.

В апреле 2007 г. Государственным комитетом РМ по национальной политике сов местно с исполкомом межрегионального Совета общественного движения мор довского (мокшанского и эрзянского) народа, Некоммерческой ассоциацией «Поволжский центр культур финно-угорских народов» был проведен семинар-совещание с ру ководителями мордовских национально-культурных автономий, объединений, центров, посвященный привлечению национально-культурного, интеллектуаль ного потенциала мордовского населения субъектов РФ для вклада в развитие научно-образовательных и культурно-просветительских учреждений республики5. На семинаре было сосредоточено внимание на более тесном взаимодействии вузов РМ, общественных объединений (НКА) с органа ми государ ственной власти по широкому кругу эт-нонациональных и этно культурных во просов, в том числе недопущению розни на национальной почве.

Распоряжением Правительства Республики Мордовия 2007 г. был объявлен Годом русского языка, в соответствии с которым был проведен ряд мероприятий. С 23 по 26 мая 2007 г. на базе Мордовского государственного университета проведе на Всероссийская научная конференция «Русский язык в контексте националь ной культуры». 24 мая 2007 г. в Русском национально-культурном центре с. Кочелаево Ковыл кинского муниципального района был проведен День славянской письменности и культуры. С 24 по 26 октября 2007 г. в Мордовском государственном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Национальные российские традиции и их роль в воспитании». Совместно с Саранской Епархией Русской православной церкви с марта по июнь 2007 г. проведен II Республиканский конкурс творческих работ среди учащихся общеобразовательных школ Мордовии. Осуществлен перевод с церковно-славянского на мокшанский и эрзянский языки православного служебника. Широкий резонанс в финно-угорском мире получили «Межрегиональный семинар-совещание библиотечных работников „Роль библиотек в сохранении культур финно-угорских народов”» (участвовало 14 регионов), Межрегиональный круглый стол «Состояние преподавания родных языков в диаспоре» (13 регионов), Межрегиональный семинар-со вещание «Реализация национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях» (8 регионов), I Межрегио нальный фестиваль финно-угорской книги (12 регионов) и др.

В 2007 г. в РМ проведены I Международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», Всероссийская выставка-ярмарка художественных промыслов и ремесел финно-угорских наро дов, в г. Дагомысе — Международный фестиваль журналистов, Международный фе стиваль финно-угорской прессы.

К наиболее значимым мероприятиям республики в сфере реали зации региональной этнокультурной образовательной политики и взаимодей ствия с национальными общественными объединениями в 2008 г. относятся III Всероссийская выставка-ярмар ка на родных художественных про мыслов и ремесел финно-угорских народов Рос сийской Федерации; Республиканский конкурс среди нацио нальных изданий и журнали стов, осве щающих вопросы культу ры и образования «Зеркало нации»; Межрегиональный музы кально-этно-графический фе стиваль на циональных семейных ансамблей «Си янь суркс» («Сере бряное кольцо»); Всероссийская науч-но-практич еская конференция «Роль семьи в сохранении языка и традиций мордовско го народа»; Республиканский семинар-совещание «Актуальные проблемы миграционных процессов в условиях многонационального района (на примере Атяшевского муниципаль ного района)»; VI Международная этнок ультурная экспедиция-фестиваль «Волга — река мира. Диалог культур волжских народов», посвя щенная Году семьи; круглый стол «Поволжье — этно культурный и толерантный регион: власть и взаимоотношения в семье» в рамках Всемирного саммита «Гендерные роли в XXI веке: власть, этнос, семья»; Межрегиональная научно-практическая конференция по выработке концепции создания единого литературного мордовского языка и определения механизмов ее реализации; круглый стол «Роль и место национально-культурных общественных объединений Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения в формировании стратегии межнационального взаимодействия и сотрудничества в условиях становления гражданского общества»6.

Проблемы региональной этнокультурной образовательной политики находятся под особым вниманием органов государственной власти Мордовии. Своей главной задачей они считают предотвращение националистических и экстремистских тенденций, использование национального вопроса ради кальными элементами любого толка. Работа в этом направлении ведется в тесном взаимодействии органов государственной власти и общественных объединений РМ.

Активную деятельность в реализации региональной этнокультурной об разовательной политики осуществляет Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»7. 24 июня 2008 г. Поволжским центром организована встреча Главы РМ Н. И. Меркушкина с председателями национально-культурных автономий и центров, директорами средних общеобразовательных школ субъектов РФ с компактным проживанием мордвы на тему «Вопросы образования и культуры мордовского народа в диаспоре: современное положение и пер спективы развития». На базе гимназии ¹ 19 г. Саранска 10—12 января 2008 г. прошел семинар для преподавателей общеобразовательных школ «Воспитание личности учащегося в поликультурном пространстве». На базе детского сада ¹ 127 (г. Саранск) проведен семинар-практикум «Об алгоритмах деятельности педагогических коллективов муниципальных и дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), имеющие приоритеты по изучению национальных культур народов Поволжья». 18—19 марта 2008 г. Поволжским центром проведен городской конкурс профессионального мастерства молодых педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Воспитатель года — 2008» в номинации «Призвание».

В рамках курсов повышения квалификации учителей по родному (мок шанскому, эрзянскому) языку из диаспоры в Мордовском региональном институте образования 20 марта 2008 г. прошел круглый стол с участием Поволжского центра культур финно-угорских народов, на котором обсуждались проблемы препо давания родного языка в общеобразовательных школах в регионах с компакт ным проживанием мордвы. Проведен Межрегио нальный конкурс творческих работ учащихся «Родной язык моей се мьи». В апреле 2008 г. прошли дни родного языка в с. Кижеватово Бессоновского района Пензенской области, п. Тимирязевка Ульяновского района Ульяновской области, в с. Шан дорово Лукоя новского района Нижегородской области, с. Киртели Тетюшского района Республики Татарстан, в Государственном русском драматическом теат ре (г. Са ранск). В мероприятиях, приуроченных ко Дню родного языка, принимали участие не только сотрудники центра, но и известные певцы, писатели, ученые Мордовского государственного университета, Мордовского государственного педагогического института. В рамках этих мероприятий были подведены итоги конкурса творческих работ «Родной язык моей семьи» среди учащихся диаспоры, вручены призы и дипломы победителям.

16 апреля 2008 г. проведено заседание круглого стола по проблемам пре подавания родного языка в школах и вузах республики, регионах компактно го проживания мордовского населения.

14 мая 2008 г. Поволжский центр принимал участие в организации Научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность», проходившей на базе гимназии ¹ 19 г. Саранска. Также проходили 19 августа се минар-совещание «Состояние преподавания русского, родных (мокши, эрзя) языков и литературы в школах Республики Мордовия», 26 августа — Республиканская педагогическая конференция работников образования «Актуальные за дачи современной модели образования Республики Мордовия», 12 сентября — семинар «Перспективы развития мордовских языков в муниципальных и дошкольных образовательных учреждениях».

Кроме того, ведется активная издательская деятельность. В апреле 2008 г. изданы книги Н. Б. Голенкова «Тюштянь торамац» (сбор ник сценок для школ) и Р. Д. Жегалиной «Ёвкст эрзянь келень ма сторонь эрицятне де» (учебное пособие для национальных школ). Переизданы программы и мето дические рекомендации «Обучение детей мордовским (мок шанскому, эрзянско му) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордо вия» А. И. Исайкиной. Издано методическое пособие «Эрзянь келень урокт 8-це классе»

Т. А. Кемайкиной, Н. В. Чугуновой, методический комплект для кабинета истории род ного края для городских и сельских школ: карта республики Мордовия; ка лендарь 2009 г. (мокша, эрзя); плакат «Финно-угорское древо»; комплект закладок мордовских писателей и поэтов; сказки финно-угорских на родов; портреты мордовских пи сателей и поэтов; диски мордовских исполни телей; рассыпной альбом для де тей «Одень куклу» с набором костюмов финно-угорских народов и мордовских костюмов.

В 2008 г. сотрудники Поволжского центра приняли активное участие в организации и проведении выездного семинара для руководителей опорных пунктов, создан ных на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Са ранска «Музейная педагогика в современном аспекте этнокультурного образова ния детей дошкольного возраста» в с. Старая Теризморга Старошайговского района», летних кур сах Мордовского государственного университета в г. Сомбатхей Вен грии (10—25 августа), в заседа нии круглого стола «Инновацион ные технологии в сфере функционирования языков финно-угорских народов» (г. Сыктывкар, 21—23 августа), во Всероссий ской научно-практической конференции «Взаимодействие власти, общества и бизнеса в сохранении наро дов России» в рамках Конгресса народов России на XIII Международном про мышленно-экономическом форуме «Россия единая» (г. Нижний Новгород, 11 сентября), в Финляндско-российском обучаю щем проекте II сессии (г. Йошкар-Ола, 28 сентября — 2 октября), в Межрегиональном семинаре авторов учебно-методических комплектов на финно-угор ских языках для национальных дет ских садов (г. Сыктывкар, 27—30 октября). 18—19 декабря 2008 г. организован и проведен межрегиональный семинар-совещание «Инновационные технологии в национальном куль-турно-образова тельном процессе», конкурс районных газет «Лучшее освещение этнокультур ной тематики». Организованы и проведены Республиканский конкурс сочинений и творческих работ по краеведению и род ному языку среди учащихся школ, проведено сове щание с преподавателями родного языка и литературы в г. Саранске и др.

По согласованию с Министерством образования Республики Мордовия Поволжским центром был осуществлен мониторинг преподавания мордовских языков в школах республики и за ее пределами. Результаты мониторинга показали наличие ряда проблем. В связи с этим Поволжским центром начата подготовка учебно-методических материалов, наглядных пособий для кабине тов родного языка и литературы. Поволжским центром и Мордовским государственным педагогическим институтом проведена Межрегиональная олимпиада по родному языку и литературе среди учащихся общеобразовательных школ Мор довии и регионов с компактным проживанием мордвы. Кроме того, ведется активная работа с диаспорой по привлечению абитуриен тов в вузы Республики Мордовия8.

Педагогические кадры для школ мордовской диаспоры готовят Мордовский государственный педагогический институт, Мордовский государственный уни верситет, где создан Межрегиональный научный центр финно-угроведения. Центр организует мероприятия по обмену опытом и научной информацией, конференции, семинары, симпозиумы, круглые сто лы, осуществляет редакционно-издатель скую под готовку и публикацию результатов исследований и иных научных материа лов, из дает журнал «Финно-угорский мир»9.

Появление нового научного журнала «Финно-угорский мир» обусловлено необходимостью раскрытия и сохранения этнокультурного наследия финно-угорских народов, а также научным осмыслением процессов, происхо дящих в современном мире, где развитие межнациональных и межэтниче ских отноше ний возможно только при формировании всесто ронне согласо ванного мирового порядка. На журнал возлагаются задачи по обсуждению результатов мониторингов по проблемам образования, сохранения и развития этносов, а также совершенствования и оптимизации межнациональных отношений.

На решение проблем языкового и культурного развития, националь ной идентичности мордовского народа направлена деятельность Молодежного общественного движения мордовского народа Республики Мордовия (МОДМН РМ). В 2007 г. МОДМН РМ организовало ряд мероприятий, среди которых проект «Мастер-класс „Новое перо”» (июнь—декабрь 2007 г.). В мае 2007 г. представители МОДМН РМ приняли участие в XXIV Международной студенческой конференции финно-угроведов (IFUSCO), на которой были обсуждены вопросы исследований финно-угорских языков и культур10.

Во всех мероприятиях, направленных на решение проблем образования, культуры и сохранения языков в регионе, активное участие принимал Государственный комитет Республики Мордовия по национальной политике. В республике сложились формы взаимодействия органов государ ственной власти, местного самоуправления с национальными общественными объединениями. Среди них можно выделить принятие нормативно-правовых актов в сфе ре реализации региональной этнокультурной образовательной политики и взаи модействия с национальными общественными объединениями, проведение со вещаний с руководителями об щественных объединений, участие в проведении мероприятий, выделение по мещений под офисы, оказание методической и фи нансовой помощи, проведение мониторингов функционирования и препода вания финно-угорских язы ков в ПФО и др. Ана лиз такого взаимодействия и факторов их гармони зации в республике может стать основой для построения модели региональной этнокультурной образовательной политики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения по нятия и структуры государственного образовательного стандарта: фе дер. закон Рос. Федерации от 1 декабря 2007 г. ¹ 309-ФЗ; Концепция государственной этнонациональной образовательной полити ки РФ.

2 См.: Сайт информационного центра «Финноуго рия». URL: http://www. finnougoria.ru

3  См.: Материалы V Всемирного конгресса финно-угорских народов. 28—30 июня 2008 г. г. Ханты-Мансийск. URL: http://www.finnougoria.ru

4  См.: Устав, отчет Некоммерческой ассо циации «Поволжский центр культур финно-угорских народов».

5  См.: Информация Государственного комитета по национальной политике РМ.

6 Там же.

7 См.: Отчеты Некоммерческой ассо циации «Поволжский центр культур финно-угорских народов».

8 Там же.

9 Информация Межрегионального научного центра финно-угроведения.

10 См.: Устав, отчеты Молодежного общественного движения мор довского народа Республики Мордовия.

Поступила 10.12.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная