Е. В. Балыкова. Молодежь в политической жизни региона

Е. В. БАЛЫКОВА

МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА

БАЛЫКОВА Елена Вячеславовна, аспирант отдела общественно-политических исследований НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Ключевые слова: молодежь; политический процесс; партия; единое коммуникативное пространство; политическое пространство; молодежное объединение; политическая и правовая культура

Социологи и политологи по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Одни утверждают, что молодежь постсоветской России негативно настроена по отношению ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране и не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична. Другие эксперты, напротив, считают, что сейчас интерес молодежи к политике растет1.

По данным ВЦИОМ, с 2005 по 2007 г. в России на 7 % уменьшилось число людей, высказывающихся за вовлечение молодежи в политику. Каждый второй молодой человек не хочет вступать в политические партии. Как показывают опросы общественного мнения, в 2005 г. 82 % россиян поддерживали привлечение молодежи к участию в политической и общественной жизни страны, в 2007 г. — 75 %, однако при этом 76 % не могли назвать ни одного молодежного объединения. Из них 59 % считали, что в программах партий надо учитывать проблемы и интересы современной молодежи, 36 % выступали за создание и укрепление молодежных организаций при ведущих политических партиях. Тем не менее, почти половина молодых людей России (47 %), не хотели бы вступать в какую-либо политическую организацию (лишь 4 % из тех, кому нет еще 30 лет, где-либо состоят, 5 % размышляют о том, не вступить ли куда-нибудь; 21 % в принципе не против членства в партии, но в отдаленной перспективе)2.

По мнению В. А. Хомякова, за последние два года россияне разочаровались в идейных принципах работы молодежных организаций. Люди успели понять, что занятие политикой в молодежных политических организациях — это обслуживание политических партий. Молодежные организации нужны, но они должны быть более независимыми и в большей степени заниматься молодежными проблемами3. Однако К. В. Симонов уверен, что людей, которые выступали за активное привлечение молодых людей в политику, за последние два года оттолкнул ничем не оправданный рост молодежных амбиций: «Уровень образования падает, а уровень наглости растет». Он прогнозирует, что в будущем будет расти количество желающих участвовать в молодежных организациях, но цели у них будут уже другими: «Молодежь видит возможность не просто побузить, выпустить пар, а сделать карьеру»4.

В Республике Мордовия подобные исследования не проводились. Говорить о политической активности молодежи возможно только на примере участия представителей молодежи в предвыборной кампании 2007—2008 гг. По данным акции «Студенты голосуют», в выборах депутатов Государственной думы РФ приняли участие 72,7 % студентов Мордовского государственного университета, 88,3 % студентов Мордовского государственного педагогического института; 87 % студентов Саранского кооперативного института. В президентской кампании приняли участие 71 % студентов Мордовского государственного университета, 84 % студентов Мордовского государственного педагогического института. Эти данные нельзя использовать как аргумент в пользу повышенной политической активности молодежи, поскольку исследование охватывало узкую целевую группу — студентов, причем только тех, кто голосовал. Не были учтены участники инициативных групп предвыборной кампании, а также нет данных по другим учебным заведениям. Сам факт отсутствия репрезентативных данных и полноценных социологических исследований о политической активности молодежи республики подчеркивает односторонний, вертикальный характер взаимодействия власти с молодежью. Молодежь является ресурсом, потенциал которого используется пока весьма не эффективно. Участие молодежи в выборах, массовых акциях, других формах политической активности, которые могут влиять на расклад политических сил, становится тем средством, с помощью которого различные политические акторы могут повысить свое влияние на политический процесс в России. Найти взаимопонимание с молодежью пытаются сегодня все политические силы России. Делают они это по-разному.

Сегодня для всех очевидно то, что невнимание политической власти к интересам молодежи представляет собой потенциальную угрозу усиления напряженности в обществе. В связи с этим власть стремится наладить каналы обратной связи. Основу взаимодействия власти и молодежных структур составляют законодательные акты, регулирующие государственную молодежную политику (ГМП). Сегодня ГМП реализуется в рамках отдельных направлений5, но, очевидно, ей не достает целостного, системного подхода.

Российское законодательство в сфере молодежной политики нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации. Осенью 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. ¹ 706 г. «О Государственном комитете РФ по делам молодежи» в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. ¹ 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» была возобновлена работа Государственного комитета РФ по делам молодежи, упраздненного в 1998 г.6 В соответствии с Положением комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению государственной молодежной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями. Также Комитет призван представлять интересы молодежи, создавать условия для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, координировать деятельность в данной сфере органов исполнительной власти субъектов РФ7.

Однако сегодня еще не выработан единый государственный подход к решению проблем молодежи в РФ. Нет федерального закона о молодежной политике, лишь в начале 2007 г. принята концептуальная стратегия государственной молодежной политики на 2006—2010 гг.

В соответствии со ст. 6 Закона РМ «О государствен ной молодежной политике в Республики Мордовия» от 31 октября 1996 г. ¹ З6-з молодежную политику в РМ осуществляют Глава РМ, Государственное Собрание РМ, Правительство РМ, органы исполнительной власти РМ, а также органы ме стного самоуправления8.

Приоритетные направления государственной моло дежной политики определяются в ежегодных посланиях Главы РМ. В Послании Главы Государственному Собранию РМ от 25 января 2008 г. Глава РМ обозначил, что на российском уровне получили признание молодежные инициативы республики. Об этом говорит и тот факт, что в г. Саранске дважды проходили слушания комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества и реализации национальных проектов: «Мы и дальше продолжим системно развивать сотрудничество власти и общества. Общественные организации должны ставить на всех властных уровнях любые, даже самые нелицеприятные вопросы. И нам надо учиться слушать и слышать их и понимать, что без такого сотрудничества у нас не будет успешного будущего». Глава РМ определил одной из приоритетных задач — формирование и развитие гражданского общества, которое опирается на профсоюзные, ветеранские, женские, молодежные общественные организации9.

Координацией Государственной молодежной политики в РМ занимаются Государствен ный комитет РМ по делам молодежи, Совет по координации молодежных прог-рамм и поддерж ке молодежных движений при Главе РМ, Государственное учреждение «Мордовский респуб ликанский молодежный центр».

В структурах администраций районов республики соз даны отделы по делам молодежи. В своей деятельности они руководствуются общегосударственными правовыми нормами, а также правовыми нормами, действующими в пределах региона и отражающими его специфику. Это Закон РМ от 13 ноября 1996 г. ¹ 36-3 «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия», Республиканс кая целевая программа «Молодежь Мордовии (2001—2005 годы)», утвержденная Постановлением Правитель ства РМ от 29 июня 2001 г. ¹ 307, Постановление Пра вительства РМ от 18 авгус та 1997 г. ¹ 348 «О поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений РМ» и др.10

Таким образом, в Мордовии сложилась единая и в целом эффективная государственно-общественная молодежная политика, гармонично соединяющая в себе государствен ную поддержку молодежи и молодежных инициатив. Однако здесь имеется ряд недостатков. Например, практически все нормативно-правовые акты были приняты еще в 90-х гг. ХХ в. Следовательно, они не могут отражать современной действительности. Государственные учреждения, призванные координировать деятельность молодежных общественных объединений (например, Государственный комитет РМ по делам молодежи, Мордовский республиканский молодежный центр), ориентируются на реализацию тех проектов, которые актуальны на федеральном уровне, например, «Жилище» и «Социальное развитие села до 2010 года», «Молодая семья». Это, безусловно, значимые проекты, но нельзя оставлять без поддержки молодежные движения с их инициативами.

Активность молодежи в основном сосредоточена в деятельности общественных объединений РМ (Ассоциация «Милосердие», Союз педагогический отрядов, строительные отряды, Красный Крест и т. п.). Политическая активность молодежи в РМ практически отсутствует. В РМ не создаются молодежные общественно-политические организации. До 2008 г. наиболее известным подобным объединением было Молодежное движение «НАШИ», но его расформировали. Сегодня единственным политическим объединением молодежи остается «Молодая гвардия», действующая при «Единой России». К основным формам участия молодежи в общественной жизни РМ можно отнести ее участие в круглых столах, организованных политическими движениями и представителями администрации, как правило, безрезультативных; участие во встречах с депутатами в предвыборный период, а также в проведении агитационной работы во время избирательных кампаний; участие в качестве «массовки» на республиканских и городских мероприятиях.

Важную роль играет общая деполитизация молодежи. Отсутствие политической культуры в молодежной среде, связанное с незнанием государственной идеологии, программ партий, отсутствием адекватной ориентации в происходящих политических событиях. Низкий интерес к вопросам управления политической жизни общества приводят к снижению политической активности молодежи. Все формы легитимного взаимодействия молодежи с властью существуют формально.

Так, для налаживания конструктивного диалога между молодежными организациями и государственными структурами была создана Общественная Молодежная палата при Государственном Собрании РМ, в задачи которой входит приобщение молодых граждан к парламентской деятельности; формирование правовой и политической культуры молодых граждан; экспертиза законодательных актов по молодежной проблематике; содействие деятельности Государственного Собрания РМ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи11.

Палата является совещательным и консультативным органом при Государственном Собрании РМ и осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с Положением и Регламентом Молодежной палаты. Она созывается на срок полномочий Государственного Собрания РМ соответствующего созыва.

Эта структура проработала четыре года: до выборов в Государственное Собрание РМ 2007 г. За этот период был разработан комплекс поправок в закон о молодежи, который обсуждался в Государственном Собрании РМ, однако данные поправки не были приняты. Дело в том, что Молодежная палата не обладает законодательной инициативой, а является консультативным органом. Тем не менее, многие актуальные вопросы молодежной политики были подняты именно на заседаниях Молодежной палаты, что само по себе уже является ценным.

В соответствии с планом работы Молодежной палаты, утвержденным на 2008 г., работа велась по трем основным направлениям: организационная работа палаты (заседание совета палаты, заседание комиссий, участие членов молодежной палаты в заседаниях Государственного Собрания, парламентских слушаниях); работа над нормативными правовыми актами (внесение изменений в различные законодательные акты, касающиеся молодежной политики, выработка рекомендаций по работе «школьных парламентов» и т. д.); работа по повышению информированности молодежи РМ (проведение круглых столов, форумов, обновление интернет-сайта и т. п.)12.

Деятельность Молодежной палаты необходима. При выполнении функции агрегации интересов молодежи происходит координация деятельности молодежных структур и общественно-политических движений. Безусловно, положительным опытом является то, что такая структура в РМ создана на государственном уровне, однако это не должно быть самоцелью. Возможно, сегодня имеет смысл реорганизовать данную структуру, найти инновационные подходы к реализации молодежной политики, давая развиваться новым молодежным движениям, например, увеличить квоту в Молодежной палате представителей молодежных объединений г. Саранска, так как в значительной степени работа осуществляется именно в городе; создать больше комиссий, которые работали бы по конкретным направлениям (например, комиссия по координации работы молодежных политических, общественных, коммерческих молодежных организаций). Становится очевидным, что такие изменения являются необходимыми для более успешной работы Молодежной палаты.

Повышение политической активности молодежи зависит от повышения уровня ее политической грамотности. Ее развитие возможно только методами политического ликбеза. Механизмом его реализации могла бы стать обучающая программа «Основы деятельности молодежных объединений в современном политическом пространстве: новые технологии и инновационные инструменты». Программа предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование у молодежи политической и правовой культуры, навыков ведения диалога с властными структурами.

Участниками программы могут стать лидеры молодежных организаций, представители молодежных движений, входящие в состав Молодежной палаты. Им будет предоставляться возможность посетить открытые лекции и мастер-классы ведущих политологов и публичных политиков РМ и апробировать полученные знания при проведении индивидуальных исследований, а также в практической деятельности.

Образовательная программа может реализовываться по ряду направлений: политическая школа для лидеров молодежных НКО и молодежных политических организаций; разработка и преподавание спецкурса «Этика в политике» для студентов Мордовского государственного университета специальностей «Политология», «Регионоведение», «Государственное и муниципальное управление»; проведение открытых лекций по политической культуре России для студентов вузов РМ в Доме республики; проведение круглых столов и конференций по обсуждению актуальных политических проблем РФ на базе политического клуба и клуба «Парламентские Дебаты» Мордовского государственного университета.

Следующим этапом может быть участие молодежи в мероприятиях, способствующих развитию политической культуры и влияющих на молодежную политику в республике. Результатом реализации программы может стать выстраивание системы взаимодействия молодежи с властными структурами, предполагающее повышение уровня политической культуры молодежи, усиление влияния молодежи в вопросах реализации молодежной политики РМ.

Еще одним способом повышения политической активности молодежи может стать создание политических клубов и политических лабораторий при учебных заведениях (вузах, ссузах, общеобразовательных школах). Подобные структуры могут проводить социологические исследования и мониторинг общественного мнения по актуальным проблемам взаимодействия молодежи и власти; заниматься аналитикой и оценкой политических процессов, явлений, конкретных кампаний; подготовкой и проведением прикладных политических исследований и т. п. Естественно, что члены политических клубов и лабораторий также могут стать участниками обучающей программы.

Другим вариантом активизации молодежи в политической жизни должно стать развитие молодежных общественно-политических организаций. Подобные организации могут существовать как в структуре политических партий, так и в качестве самостоятельных структур.

На современном этапе решение проблем молодежи должно стать одним из национальных приоритетов России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Прежде всего важно принять Федеральный закон «О молодежи», а также закон, регулирующий деятельность молодежных общественно-политических организаций. Необходимо внести поправки в законодательство о молодежной политике на федеральном и региональном уровнях. Важным для государства является создание единого коммуникативного пространства, в котором властные структуры и молодежь могли бы вести конструктивный диалог, направленный на взаимодействие и соблюдение интересов обеих сторон. Необходимо обеспечивать преемственность поколений, когда молодые лидеры смогли бы реализовать свои способности, а государственные органы вести грамотную политику рекрутинга молодых кадров. При соблюдении этих условий мы получим конкурентоспособную среду, где будет формироваться молодежная политическая элита, готовая взять на себя ответственность в осуществлении властных полномочий на различных уровнях государственной власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Карпенко О.М. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006. С. 345.

2  См.: Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://www.wciom.ru

3 Там же.

4 Там же.

5  См.: Республика Мордовия. Официальный сервер органов государственной власти. URL: http://www.e-mordovia.ru

6 См.: Соловьев В.А. Горячая молодежь России. М., 2006. С. 260.

7 Там же.

8 См.: Роль молодежи в развитии парламентаризма в России: сб. материалов / под ред. М.А. Сигутиной. М., 2005. С. 142.

9 Там же.

10 Там же. С. 168.

11 Там же. С. 267.

12 Там же.

Поступила 11.06.08

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная