Н. Д. Фирер. Провинциальная культура и образование XXI в.

Н. Д. ФИРЕР

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ ХХI в.

ФИРЕР Наталья Демьяновна, доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Лесосибирского педагогического института — филиала Сибирского федерального университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: провинциальная культура; провинциальный учитель; образование; технология обучения; предметная деятельность; общественные отношения; история края; знания; умения; навыки

Провинциальному учителю ХХI в. предстоит овладевать не только прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптированного к своей предметной деятельности, индивидуальным особенностям и способностям, но и наполнять учебный процесс информацией о родном крае, малой родине, его неповторимой истории и культуре, так как социально-экономический прогресс общества определяется не столько объемом производства, сколько наличием демократических и общечеловеческих ценностей. Это является «территорией» культуры, понимаемой широко, как культура производства, управления, мышления, быта, досуга и т. д.1

В деле развития культуры в регионах большие надежды возлагаются на возрождение интереса людей к своему краю, его истории и культуре «в глубинке», что приведет к развитию самобытных культур в провинции. Регионы стремятся к формированию целостной системы базовых ценностей, принципов и категорий, концептуально и органично связанных и закрепляющих культурную жизнь общества.

В этой связи курс «Культура Сибири» дает знания об основах хозяйствования, общественных отношениях, взаимоотношениях аборигенов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. На обширном материале студенты (будущие учителя провинциальных школ) знакомятся с мировоззрением, традициями, обрядами и верованиями населения края, с фольклором и говором сибиряков. Изучение Приенисейского края с древнейших времен до наших дней позволяет получить систематические знания об уникальных цивилизациях древности и раннего Средневековья на берегах Енисея, о жизни местного населения до прихода в Сибирь русских, об освоении края на протяжении трех с половиной столетий.

В рамках этого курса в течение ряда лет в Лесосибирском педагогическом институте — филиале Сибирского федерального университета проводится музейная практика на базе старейшего Енисейского краеведческого музея, основанного в 1883 г. Квалифицированные работники музея проводят теоретический лекционный курс со студентами филологического факультета. Затем в залах музея г. Енисейска проходят практические занятия. Это работа с экспозициями, в хранилищах музея, с документами, развитие навыков и умений составления запросов в архивы страны.

На научно-практической конференции по итогам музейной практики студенты отчитываются о проделанной работе, так как у каждого есть индивидуальное задание и тема исследования («Первопроходцы земли Енисейской», «Жизнь и быт народов Севера», «Становление золотых приисков в Енисейском районе», «Протопоп Аввакум в Енисейске», «Христианство и его отражение в фондах музея», «Знаменитые династии г. Енисейска», «История меценатства в сибирской провинции» и др.).

Вместе с тем знаний по истории (в традиционном понимании истории политической, социальной, экономической) весьма не достаточно для полноценной социализации молодых людей в социокультурном пространстве своего края, малой родины. В основе социализации лежит приобщение к «духу» малого социума, в частности, сибирской земле. Курс помогает глубже осознать свои корни на сибирской земле, принадлежность к «народу сибирскому» и постичь особенности сибирского патриотизма.

Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природ-но обусловленные связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также идеальные, духовные связи и отношения2. По мере взросления и социализации мы «осознаем», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в нашей личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера. Только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а в последствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества». В этом смысле все, кто любит родину, — националисты, поскольку полноценная любовь к своей родине предполагает любовь к своему народу. Исходя из этих рассуждений применительно к восточносибирскому студенчеству, мы сталкиваемся с удивительным явлением — сибиряки исконно интернациональны, а патриотизм, любовь к своей малой родине, им присущ изначально. Специфика провинциальной сибирской культуры выражается в интернациональном патриотизме. Именно такие качества развивает у студентов курс «Культура Сибири».

Значимый компонент курса — дискуссивно-диалоговый. Совместное обсуждение наиболее интересных вопросов по отдельным темам курса позволяет скорректировать свои суждения и приобрести новые знания о предках, истории своего рода, семьи на сибирской земле. В диалоге частные факты предстают в событиях прошлого в контексте общеисторических явлений и процессов. Диалог позволяет осознать важность своей жизненной позиции, сделать ее более активной, определить свое место в современной Сибири.

Формирование исследовательской компетентности будущих учителей позволяет систематизировать совместную работу преподавателей, студентов, музейных работников, краеведов. Для этого осуществляется сбор и обработка источников по истории края (письменных и вещественных), собираются предметы быта, орудия труда, одежда, изделия прикладного искусства, письменные документы, фотографии книги и т. д. Записываются воспоминания старожилов, перенимаются секреты мастерства местных умельцев, изучаются традиционные верования предков, обряды и ритуалы, бытовавшие в прошлом и сохранившиеся ныне. Исследования включают также запись местных праздников, увеселений, игр, песен, частушек, быличек, преданий. Особенно важна работа по составлению летописи региона, города, деревни, поселка, улицы.

Индивидуальная и коллективная работа по различным направлениям исследований позволяет студентам получать опыт и навыки создания школьных краеведческих музеев, что в дальнейшей педагогической деятельности, особенно в провинциальных школах, несомненно пригодится.

Таким образом, курс «Культура Сибири» позволяет связать воедино знания о Восточной Сибири в целом, истории края, региона, района, своего населенного пункта, города, села с историей семьи, рода. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения приводит к истинному патриотизму, внутреннему чувству, что ты — сибиряк.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Программа проведения мониторинга сферы культуры и искусства на уровне субъекта РФ // Ориентиры культурной политики. 2001. ¹ 5. С. 81—89.

2  См.: Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма // Социол. журн. 1999. ¹ 3/4. С. 68—69.

Поступила 09.08.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная