А. Е. Курило. Основы управления процессом развития предпринимательства в регионе

А. Е. КУРИЛО

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

КУРИЛО Анна Евгеньевна, старший научный сотрудник отдела проблем моделирования и прогнозирования регионального развития Института экономики Карельского научного центра РАН, кандидат экономических наук, доцент (г. Петрозаводск).

Ключевые слова: регион; территория; программа; план развития; малое предпринимательство; предприятие; организация; стратегическое управление; стратегия развития; ситуационный подход

Отечественный опыт развития малого предпринимательства в регионах показывает, что на большинстве территорий вопросами его развития практически не занимались. Только сейчас государственные органы управления субъектов федерации и муниципальных образований начинают приходить к пониманию необходимости и важности этого сегмента экономики. Появляются попытки разработки программ и планов его развития, накапливается опыт взаимодействия. В практике субъектов федерации имеются примеры успешной реализации стратегических целей и задач по развитию малого предпринимательства. Есть такой опыт и в Карелии.

Малое предпринимательство в регионе является социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее социально-экономическое развитие территории. Например, в Республике Карелия в 2007 г. действовали 4 123 малых предприятий, это около 20 % от всех учтенных в стратегическом регистре Росстата предприятий и организаций республики. Более 95 % торговых предприятий являются малыми, и население почти на 100 % обеспечивается продовольственными и промышленными товарами за счет их деятельности. Пассажирские и грузовые перевозки, бытовые, жилищно-коммунальные, фармацевтические услуги предоставляются также малыми предприятиями. На малых предприятиях Карелии трудятся 15 % занятых в экономике республики. Около 10 % местных бюджетов формируется за счет налоговых поступлений от предприятий и физических лиц, занятых в этой сфере1. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния и качество жизни жителей республики в том числе достигнуты и обеспечены за счет развития предпринимательства. Поэтому не случайно Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ включил развитие малых предприятий в число ключевых приоритетов развития страны и подчеркнул, что «там, где развивается малый бизнес, там меньше бедность и ниже показатель смертности». При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс2.

Решение этих вопросов предполагает выход за устоявшиеся рамки действий и мышления. Это позволит ориентировать стратегическое управление на выбор методов и инструментов формализации процессов развития территории, обеспечивающих максимальную эффективность и минимальный набор аналитических информационных средств и моделей.

Стратегическое управление — это целостное видение будущего, где переработка и обобщение информации позволяют делать неординарные прогнозы возможного состояния. Целостное видение строится на основе интуиции и творческой составляющей управленческого интеллекта, который уже вобрал и сложил логику формальных схем мышления3. Реальная «стратегия состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения)»4. Процесс выработки стратегии развития малого предпринимательства на территории субъекта федерации должен улавливать ход событий и тенденций на основе аналитической переработки информации. Задача выработки стратегии развития предпринимательства включает в себя разработку плана действий и их адаптацию к изменяющейся ситуации.

Выработка основного направления развития малого предпринимательства на территории актуализирует ситуационный подход, предполагающий, что в различных ситуациях одинаковые управленческие воздействия могут привести к различным результатам.

В рамках ситуационного подхода к управлению процессом развития предпринимательства на территории можно использовать пирамиду ценностей предприятия5. Основу этой пирамиды составляют материально-техническое и финансовое обеспечение, но высшими ценностями являются человеческие ресурсы, творческий потенциал, идеи и информация. На современном этапе развития предпринимательства в стране эта пирамида может быть трансформирована в концепцию «6И» (инвестиции, инструмент, индустрия, индивид, информация, идеи).

Применительно к малому предпринимательству составляющие пирамиды перегруппировываются в «песочные часы», в основании которых находится индивид (предприниматель) как аккумулятор информации и генератор идей, который, управляя предприятием и привлекая инвестиции, организует производство.

В соответствии с ситуационной теорией управления необходимо осуществить анализ ситуации с точки зрения требований, предъявляемых к уровню развития малого предпринимательства и выделить ее характерные признаки; выбрать управленческие решения, соответствующие требованиям этой ситуации; определить и сконцентрировать потенциал, позволяющий использовать новые методы управления, адекватные ситуации; произвести необходимые изменения на территории, позволяющие развивать малое предпринимательство и успешно адаптироваться в сложившейся ситуации.

На современном этапе механизм стратегического управления процессом развития малого предпринимательства в регионах находится в стадии формирования. Развитие малого предпринимательства на территории предполагает использование приемов планирования и выделение характерных черт этапов разработки стратегического плана.

На первом этапе проводится оценка региона, когда за данность принимается ситуация нестабильности и непредсказуемости параметров общего экономического развития территории, причем ресурсы экономического развития являются ограниченными и признаются конечными. Это этап анализа ситуации на территории с выявлением внутренних возможностей. Его основные задачи — определение и использование внутренних и поиск наиболее быстрых и эффективных путей их использования.

На втором этапе осуществляется организационно-аналитическое проектное планирование развития малого предпринимательства путем разработки основных направлений решения. При этом развитие малого предпринимательства тесно увязывается с социально-экономическим развитием территории и с процессами, происходящими в субъекте федерации и в стране в целом.

Третий — этап стратегического планирования развития малого предпринимательства, его ориентация на интересы населения, бизнеса и власти. В результате создается стратегический документ, которому придается высокий официальный статус.

Четвертым этапом планирования развития региона является стратегическое управление. Здесь принимаются конкретные управленческие решения и разрабатываются конкретные шаги по достижению перспективных задач, при этом проводится анализ внешней среды, изменение которой может привести не только к изменению тактических мероприятий, но и к корректировке стратегических целей развития малого предпринимательства.

Таким образом, стратегическое управление развитием малого предпринимательства в регионе представляет собой процесс не только выработки основных стратегических целей его развития, но и действий для достижения этих целей при осуществлении постоянного мониторинга развития внешней среды для своевременной корректировки практических шагов и, если необходимо, стратегических целей.

В рамках общей схемы планирования развития малого предпринимательства на территории субъекта федерации каждое муниципальное образование вырабатывает свою стратегию развития предпринимательства с учетом своих особенностей, возможностей и желаемых перспектив. Выбор конкретной стратегии развития предпринимательства означает, что из всех возможностей развития и способов действия, открывающихся перед малым предпринимательством на территории, следует выбрать наиболее приемлемое и действенное направление, в котором оно будет развиваться и даст общий позитивный результат.

Основным инициатором стратегического управления процессом развития малого предпринимательства на территории должны выступать государственные и муниципальные органы. Иногда инициаторами этого процесса могут быть депутаты представительного органа территории, общественные организации и предприниматели.

Таким образом, разработка и выполнение задач стратегического управления процессом развития малого предпринимательства в регионе позволяет организовать разработку и выполнение стратегии или программы развития малого предпринимательства на территории. Результатом этой работы должен стать реальный вклад малого предпринимательства в решение общих задач развития территории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Республика Карелия в цифрах: стат. сб. Петрозаводск: Карелия-стат, 2008. 345 с.

2 См.: Россия восстанавливает экономический потенциал и осознала свои возможности // Торгово-промышленные ведомости. 2007. ¹ 10. С. 2.

3 См.: Тидор С.Н. Системный менеджмент, или Паутина на ветру. Петрозаводск, 2003. С. 218.

4 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. С. 20.

5 См.: Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 49.

Поступила 19.06.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная