А. В. Табакова. Правовая основа обеспечения экологической безопасности региона

А. В. ТАБАКОВА

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

ТАБАКОВА Аксана Васильевна, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института.

Ключевые слова: экологическая безопасность; окружающая среда; антропогенное воздействие; природоохранная деятельность; природная среда

На протяжении многих столетий перед человечеством стояла проблема сохранения благоприятных природных условий, шла борьба за предотвращение, ослабление и устранение негативных проявлений деятельности людей по отношению к природе, но лишь в начале ХХ в. общественное движение за охрану природы приобрело глобальный характер. С целью ограничения антропогенной деятельности на окружающую природную среду в 60—70-х гг. ХХ в. во всех союзных республиках СССР были приняты законы об охране природы. Их принятие стало важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.

Основные цели и задачи природоохранного законодательства зафиксированы в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. ¹ 7-ФЗ1.

Новый закон опирается на фундаментальные положения Конституции РФ, закрепившей основные права человека, в том числе право на благоприятную окружающую среду. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В законе впервые конкретно определены и четко разграничены понятия «природная среда» и «окружающая среда», установлены обязанности их охраны, причем не только природных объектов, но и природно-антропогенных, антропогенных объектов. Впервые охарактеризовано понятие «природные ресурсы».

В законе предусмотрены основные положения по охране окружающей среды, определены основные понятия и термины в области охраны окружающей среды, позволяющие использовать их в правоприменительной практике. Введены новые и более четко сформулированы известные прежде принципы охраны окружающей среды. Впервые введен раздел «Основы формирования экологической культуры». В нем заложены формы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры, без которых не представляется возможным сохранение благоприятной окружающей среды.

Более четко урегулированы вопросы разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды между федеральными и региональными уровнями, что в условиях постоянных реорганизаций государственных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды на федеральном уровне, является весьма актуальным.

Отдельно представлена глава об экологическом контроле. Конкретизированы и дополнены права граждан РФ, общественных объединений в области охраны окружающей среды. С целью государственного регулирования хозяйственной деятельности, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды, определена система природоохранных нормативов.

Установлены правовые нормы осуществления экологического страхования, в том числе обязательного. Для осуществления наблюдения за состоянием окружающей среды предусмотрена отдельная глава по организации государственного экологического мониторинга, предусматривающая предоставление права субъектам РФ организовывать свои системы наблюдения за состоянием окружающей среды. Определено понятие вреда окружающей среды от хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен порядок его компенсации. Предусмотрена также имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение природоохранного законодательства2.

Таким образом, закон привел в соответствие с Конституцией РФ нормы природоохранного законодательства и стал базой осуществления природоохранной деятельности в регионах РФ. Он направлен на гармонизацию российского природоохранного законодательства с международными нормами, принципами и правилами в области охраны окружающей среды.

В Мордовии был принят ряд нормативных актов, регламентирующих природно-ресурсную и природоохранную деятельность в республике, а также в целях безаварийного припуска паводковых вод через гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ принято Постановление Правительства РМ от 8 апреля 2002 г. ¹ 180 «О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в период весеннего паводка 2002 г.»3, Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 апреля 2002 г. ¹ 209 «О мерах по борьбе с лесными пожарами в Республике Мордовия в 2002 г. и профилактике лесных пожаров»4, Постановление Правительства РМ от 17 июля 2002 г. ¹ 314 «Об утверждении мероприятий по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих животных в государственных охотничьих заказниках и охотничьих угодьях Республики Мордови»5, Постановление Правительства РМ от 4 июня 2007 г. ¹ 245 «О внесении изменений в положение о Министерстве природных ресурсов Республики Мордовия» (с изменением от 5 декабря 2007 г.)6, Постановление Правительства РМ от 23 июня 2007 г. ¹ 348 «Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в Республики Мордовия»7.

Субъектам РФ предоставлено право разрабатывать, принимать и реализовать региональные целевые программы по охране окружающей среды. В этой связи в Мордовии реализуются Постановление Правительства РМ от 6 июня 2002 г. ¹ 302 «О республиканской целевой программе „Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2005 г.”»8, Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2002 г. ¹ 303 «О государственной территориальной программе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Мордовия на 2000 г.»9, Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 декабря 2007 г. ¹ 561 «О республиканской целевой программе „Охрана окружающей среды Республики Мордовия на период до 2010 года”»10.

В общей сложности в Республике Мордовия принято более трехсот правовых актов природоохранного содержания. Необходимость правового регулирования отношений в области использования и охраны окружающей среды была обусловлена их высокой социальной значимостью для населения республики, обеспечения качества природной среды, отвечающего общественным потребностям. Издание большинства правовых актов об окружающей среде учитывало специфику природоохранных отношений в республике, ограниченной в природных ресурсах. Своеобразие регионального природопользования определялось преобладанием перерабатывающих отраслей промышленности в экономике, развитием рыночных отношений в экономической сфере11.

Значительное число правовых актов об окружающей среде было принято в силу ряда специфических факторов, в том числе наличия на территории республики вредных производств, социально-экологических последствий чернобыльской катастрофы.

Природоохранные мероприятия в регионе определяются по каждому компоненту природной среды и включают предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. Огромное значение в правовом механизме сохранения и восстановления экологических систем, предупреждения их нарушения, разрушения имеют нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, мониторинг, планирование, юридическая ответственность. Эти и другие инструменты экологического права служат нейтрализации, уменьшению или полному устранению негативных для естественных экосистем явлений, а также восстановлению благоприятного состояния систем. Последовательная и эффективная реализация этих мер позволяет выполнять требования федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О первоочередном порядке охраны естественных экосистем, не подвергшихся антропогенному воздействию»12.

Действующее экологическое законодательство исходит из принципа приоритета сохранения естественных экосистем, что предполагает изменения приоритетов в регулировании экологических отношений в сторону первоочередной охраны экологических интересов человека и общества.

Взаимодействие общества с природой не исчерпывается природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. Для ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природно-ресурсное законодательство предписывает правила рационального, щадящего или неистощительного использования природных ресурсов.

Наличие экологической опасности обусловливает необходимость разработки и принятие мер законодательного характера по защите окружающей среды и трансформации опасной технологии в безопасную. Без использования правовых средств, побуждающих природопользователей следовать требованиям экологической безопасности, обеспечить нормальный экологический баланс в окружающей среде невозможно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сб. законов Российской Федерации. М.: Изв-во «Эксмо», 2004. 944 с.

2 Грачев В.А. О новом законе «Об охране окружающей среды» // Безопасность жизнедеятельности. 2002. ¹ 5. С. 2—3.

3 См.: О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в период весеннего паводка 2002 г.: постановление Правительства Республики Мордовия от 8 апреля 2002 г. ¹ 180.

4 См.: О мерах по борьбе с лесными пожарами в Республике Мордовия в 2002 г. и профилактике лесных пожаров: постановление Правительства Республики Мордовия от 22 апреля 2002 г. ¹ 209.

5 См.: Об утверждении мероприятий по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих животных в государственных охотничьих заказниках и охотничьих угодьях Республики Мордовия: постановление Правительства Республики Мордовия от 17 июля 2002 г. ¹ 314.

6 См.: О внесении изменений в положение о Министерстве природных ресурсов Республики Мордовия: постановление Правительства Республики Мордовия от 4 июня 2007 г. ¹ 245.

7  См.: Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юриди-

ческим лицам и индивидуальным предпринимателям в Республики Мордовия: постановление Правительства Республики Мордовия от 23 июня 2007 г. ¹ 348.

8  См.: О республиканской целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2005 г.»: постановление Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2002 г. ¹ 302.

9  См.: О государственной территориальной программе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Мордовия на 2000 г. (подготовлено УПР по Республике Мордовия): постановление Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2002 г. ¹ 303.

10  См.: О республиканской целевой программе «Охрана окружающей среды Республики Мордовия на период до 2010 года»: постановление Правительства Республики Мордовия от 10 декабря 2007 г. ¹ 561

11  См.: Никишин В.В. Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды в регионе (на примере Республики Мордовия) // Журн. рос. права. 2001. ¹ 7. С. 77—79.

12 См.: Бринчук М.М. Правовой механизм сохранения (восстановления) экологических систем // Экологическое право. 2008. ¹ 2. С. 2—10.

Поступила 29.10.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная