Е. А. Тинякова. Краеведение как провинциальный уровень культурного процесса

Е. А. ТИНЯКОВА

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

ТИНЯКОВА Елена Александровна, доцент кафедры философии Курского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: культурный процесс; массовая культура; элитарная культура; человеческая деятельность; музей; музейная сеть; историческое развитие; история; краеведение; архивное дело; провинциальная жизнь; экспонаты; поисковая работа; отдел природы

Культурный процесс объединяет в своем пространстве далеко не все события провинциальной жизни, однако в скрытой форме они все равно влияют на общую культурную ситуацию страны1. Динамика текущей жизни иногда теряет значительные события, не успевшие по разным причинам «подняться» до общероссийского уровня. В этом контексте музейное дело является материальным воплощением краеведческих знаний.

Музей как форма деятельности, направленной на запечатление уникальных артефактов культурного процесса, уходит своими корнями в мифологическую древность. В ее глубине музей благодаря мифологическим покровительницам имел массовый охват культурного процесса. Имея такой ме-такультурный статус, он представлял собой квинтэссенцию культурного процесса. Музы-покровительницы, концентрируя в стенах древних музеев лучшие образцы проявления творчества человека в истории, науке, быте, промышленности, сельском хозяйстве, как бы давали ориентиры на совершенство и мудрость культурного процесса. При такой постановке проблемы музей выполняет функцию развития массовой культуры.

Однако в историческом процессе культурного развития человечества концепция музея приобрела полярность. С одной стороны стали создаваться уникальные музеи, достояние которых вызывает восхищение во всех уголках планеты. Это музеи элитарной культуры. С другой стороны, элитарность их культурного пространства следует понимать как фиксирование высот культурного развития человечества. Многие элитарные музеи нашего времени имеют широкий охват «культурных пластов», например, санкт-петербургский Эрмитаж.

В этом отношении актуально содержание концепции музея в массовой культуре. Она предполагает возведение в музейные экспонаты лучших образцов массовой деятельности человека, фиксирование наиболее типичных образцов культурного развития, которые имеют не одноразовое проявление, а дают массовый фон исторического развития. Другим истоком экспонатов музея массовой культуры является деятельность людей, не ставших знаменитостями, однако их ум и творчество весьма изобретательны и часто служат благодатным фоном для культуротворчества выдающихся личностей. Обычно сюда попадают результаты деятельности самоучек.

Наиболее распространенными типами музеев массовой культуры являются краеведческий музей районного центра, музей истории предприятия, музей истории вуза, школьный музей. Эти типы музеев широко распространены в Курской области. Следует отметить, что 2003 г. отмечался 100-летний юбилей музейной сети и архивного дела Курской области.

Наиболее «старыми» музеями районных центров Курской области являются Дмитриевский районный краеведческий музей (учрежден в 1919 г.) и Рыльский (1918 г.), наиболее «молодыми» — краеведческие районные музеи Железно-горский (1992) и Льговский (1990). Относительно молодой Суджанский районный краеведческий музей был основан в 1962 г.

Большинство районных музеев проходят несколько стадий учреждения: комната-музей, общественный музей, народный музей и, наконец, филиал Курского государственного областного краеведческого музея. Иногда для создания экспозиции таких музеев необходимо провести значительную историко-культурную реконструкцию, так как найденные артефакты дают лишь фрагментарный культурный фон. Поэтому часто экспозиции районных музеев имеют «штриховое» содержание, а не выстраивают целостный культурно-исторический контекст. Районный музей немыслимо представить без помощи простых людей, которые приносят предметы, материалы.

Традиционные линии содержания районных краеведческих музеев — отдел природы, знакомящий с географией района, рельефом местности, почвенно-климатическими условиями, животным и растительным миром; исторический отдел, раскрывающий социально-культурное развитие района с древнего времени до наших дней; особо выделяются залы, посвященные Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.; интерес представляют стенды о выдающихся земляках (ученых, художниках, путешественниках и самоучках, выходцах из простых людей, оставивших потомкам уникальные образцы своей деятельности). Например, в Глушковском районном музее четыре зала: «Природа и археология», «Крестьянский быт», «Становление советской власти», «Военный зал», а также отделы по истории Глушковской суконной фабрики, истории промышленных предприятий, современности района.

Краеведческие музеи районных центров являются филиалами Курского областного краеведческого музея, т. е. создается единое историко-культурное пространство области. В экспозициях районных краеведческих музеев есть архивные и исторические документы, художественные и нумизматические коллекции, старопечатные книги, мемориальные вещи, предметы быта ушедших времен. По материальным условиям и возможностям поисковой деятельности экспозиции большей частью используют фотодокументы. Особо следует остановиться на отделах, посвященных Великой Отечественной войне. В представлении этого трагического события в музейных экспозициях просматриваются несколько тем: период немецкой оккупации; партизанское движение; подпольная борьба с фашизмом; действия войск, которые вели в данной местности бои; работа в тылу.

Во всех типах музеев массовой культуры ведется активная поисковая работа по розыску родственников погибших героев. Поисковая работа по событиям Великой отечественной войны породила особый тип музея массовой культуры — военно-исторический музей. В Курской области это Контрольный Пункт Центрального фронта в местечке Свобода Золотухинского района, Контрольный Пункт Воронежского фронта в п. Кировский Пристенского района, военно-исторический музей «Партизанская слава» в местечке Большой Дуб Железногорского района, военно-исторический музей Поныровского сражения, военно-исторический музей Курской битвы, размещающийся в гарнизонном Доме офицеров г. Курска, военно-исторический музей «Юные защитники Родины» г. Курска. В подготовке экспозиций военно-исторических музеев большую роль играют ветераны Великой отечественной войны, которые помогают воссоздать «текст» этого громадного трагического события через многочисленные воспоминания. В военно-патриотических музеях есть подлинные реликвии военных лет: пробитые пулями и обагренные кровью документы, отрывки фотографий, личные вещи, боевые награды, дневники, письма, образцы оружия, гильзы, снаряды, осколки. Записываются воспоминания участников войны, людей, живших в оккупации, угнанных в плен. Большую помощь оказывают учащиеся историко-краеведческих кружков. Все музеи участвуют в создании Курской книги памяти.

Районные краеведческие музеи как тип музея близко стоят к школьным музеям. В качестве достойного примера следует назвать школьный музей в п. Саморядово Боль-шесолдатского района. Историко-краеведческий музей МОУ «Саморядовская средняя общеобразовательная школа» был открыт в мае 2005 г. к 60-летию Великой Победы. В музее представлены несколько разделов: история родного края, история школы, наши земляки — участники Великой Отечественной войны, этнографический отдел.

Некоторые общественные районные музеи были основаны по инициативе учителей, директоров школ. Например, общественные музеи в слободе Белой, п. Глушково, г. Щиг-ры. Районные музеи хранят существенный исторический материал, являются центрами культурной деятельности районных центров, а работники районных отделов культуры принимают активное участие в их учреждении. Если есть возможность собрать материал, то на основе районных музеев создаются мемориальные музеи (дома-музеи). Например, в г. Курске есть Дом-музей Ф. А. Семенова, астронома, механика-самоучки; Дом-музей композитора Г. В. Свиридова в г. Фатеж, литературно-мемориальный музей Н. Н. Асеева и А. П. Гайдара в г. Льгове. Мемориальные музеи имеют значительную источниковую базу исследований. Они размещаются в подлинных домах, где жили известные писатели, художники, изобретатели.

Другим вариантом музея массовой культуры является музей предприятия. Наиболее обширные композиции можно увидеть в музее автомобильного транспорта, истории Курского электротранспорта, истории локомотивного депо «Курск», истории Михайловского горно-обогатительного комбината. Эти музеи ведут активную исследовательскую работу. В музее МГОКа работают клуб горняков-первопроходцев, молодежный кино- и видеолекторий «Выбор», клуб молодых изобретателей и рационализаторов, функционирует видеосалон «Хроника». В музее Курского электротранспорта проводятся ежегодные встречи ветеранов трамвайно-троллейбусного управления, конкурсы профессионального мастерства. При музеях предприятий создается актив ветеранов отрасли, их рассказы и общение с ними значительно расширяют информационное пространство музеев предприятий. Музеи предприятий вносят значительный вклад в представления о профессиональной структуре региона, его производительной специализации.

Важную роль в формировании культурного пространства области играет Курское областное научное краеведческое общество. Первые краеведы под его эгидой начали работать в Курске еще в ХVIII в. И. Ф. Башилов проводил геодезическую съемку г. Курска в 1781 г. Его рукописи дают достаточно полную характеристику Курскому краю конца ХVIII в. Ценную историко-культурную панораму Курской губернии дает книга «Описание Курского наместничества» (1786). Среди других исследователей Курской губернии конца ХVIII в. следует отметить работу члена императорской Академии наук В. Ф. Зуева.

Анализ истории Курского краеведения позволяет сделать вывод о том, что условия для формирования «музея массовой культуры» стали складываться к концу ХVIII в. Определяющее значение в этом процессе имело изучение традиционной национальной культуры2. В каждом районном музее есть отдел традиционной культуры, где представлены экспонаты сельскохозяйственного труда, жилища, одежды и другие предметы народного быта. Экспозиции, представ-

ляющие материальные артефакты русской традиционной культуры, выполняют важную духовную функцию в современной жизни России: они создают национальный фон, являясь вещественной опорой национального менталитета. В Курском областном краеведческом музее широко представлен фольклорный материал для проведения детских праздников. Приобщение школьников к народным традициям позволяет придать практическую направленность духовному восприятию своего края. Фольклор развивает эстетические чувства, чувство формы, ритма и языка. Формы народной жизни становятся определяющими в современной культурно-просветительной работе. В этом проявляется наша дань духу предков.

Для музейных экспозиций одной из главных тем являются народное жилище и народный костюм. По эстетическому уровню эти темы отличаются, так как крестьянское жилище было оформлено просто, в нем все было приспособлено для трудовой жизни. Здесь человек проводил весь жизненный цикл: рождался, жил, трудился и умирал. Народный костюм в традиционной культуре был наиболее высшим ее эстетическим воплощением. В фондах и экспозициях Курского краеведческого музея достаточно широко представлен русский народный костюм: женские сарафаны, рубахи, понева, женские передники разнообразного покроя, головные уборы, а также разнообразного покроя и типа мужские рубахи. В народных костюмах особенно привлекает вышивка, декор. Следует отметить, что русский народный костюм в своей эстетической многовариантности сохранился до сих пор. Народная традиция заложила в нем векторы творчества, не исчерпанные до сих пор.

Краеведение объединяет различные области знания в познании своего края, его природы, деятельности людей, наиболее знаменательных событий края. Курским областным краеведческим обществом издается «Календарь знаменательных и памятных дат Курской области», научно-исторический журнал «Курский край», «События и люди в документах Курских архивов». Кроме того, издается много другой литературы, которая содержит исторические материалы о прошлой жизни края.

В 2006—2007 гг. в г. Курске состоялись международные краеведческие конференции, которые объединили специалистов различных областей знания: историков, музыкантов, экономистов, медиков, биологов, статистиков, финансистов и др. Такие конференции особенно важны, так как они помогают не только объединять усилия, обмениваться опытом, но и на стадии отбора материала определять новые направления исследовательского поиска3.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Левченко В.В., Грива Т.А. Встреча с Курском. Курск, 1993. 174 с.

2 См.: Культура Курского края: дополнительное региональное учеб. пособие. Курск: АП «Курск», 1995. 400 с.

3 См.: «Краеведение в курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи»: труды I Междунар. краеведческой конф.: в 3 ч. Курск: КурОНКО, 2006; «Краеведение в курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи»: труды II Междунар. краеведческой конф.: в 3 ч. Курск: КурОНКО, 2007.

Поступила 25.06.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная