М. М. Гудов, Е. С. Жесткова. Оценка уровня и направлений совершенствования бюджетной поддержки сельского хозяйства

М. М. ГУДОВ, Е. С. ЖЕСТКОВА

ОЦЕНКА УРОВНЯ И НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ГУДОВ Михаил Михайлович, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ЖЕСТКОВА Елена Сергеевна, студентка пятого курса экономического факультета Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: бюджетная поддержка; аграрно-промышленный комплекс; кредитование; продовольственный рынок; рыночные цены

В первые годы рыночного трансформирования национальной экономики России государство отказалось от бюджетной под держки сельхозтоваропроизводителей и сохранило ее только для государственных мероприятий, предполагающих научные исследования, информационные и консультационные услуги, защиту растений, скота и т. д. В рамках реализуемых на тот период мероприятий по государственной поддержке отраслей национальной экономики ежегодно принимались постановления Правительства РФ. В части улучшения экономических условий функционирования предприятий и организаций АПК был принят пакет постановлений Правительства РФ: от 10 марта 1995 г. ¹ 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году»; от 7 февраля 1996 г. ¹ 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году»; от 26 февраля 1997 г. ¹ 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году»; от 15 апреля 1998 г. ¹ 392 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 году».

В соответствии с принимаемыми правительственными постановлениями в федеральном бюджете страны ежегодно предусматривались целевые дотации и компенсации сельскому хозяйству по ряду направлений. В целом это был весьма позитивный шаг, однако в последующем он не получил концептуального развития и укрепления, поскольку удельный вес дотаций в выручке субъектов отрасли в период 1992—1999 гг. имел ярко выраженную тенденцию к уменьшению1.

В рамках мероприятий государственной поддержки отрасли АПК уделялось внимание установлению налоговых льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так, 17 декабря 1998 г. был принят Закон РФ «О фиксированном сельскохозяйственном налоге», который предусматривал замену налогов и сборов единым фиксированным налогом. При этом сумма налогообложения была уменьшена в 3 раза и составляла около 7 % от прибыли. Этот налог выплачивали хозяйствующие субъекты, доля производства сельскохозяйственной продукции которых превышала 50 %.

С целью оказания помощи сельскому хозяйству с 1994 г. осуществлялась поставка в АПК машиностроительной продукции на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием государственного лизингового фонда, а продукции племенного животноводства — с 1995 г. Специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях был создан в соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. ¹ 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» и Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 1997 год». Специальный фонд формировался за счет бюджетных ассигнований в объемах, определяемых федеральным бюджетом на соответствующий год, поступлений платы по процентам за кредиты, выданных средств из специального фонда (за исключением маржи), а также пеней за просрочку уплаты процентов за использование средств фонда.

В 1993 г. было введено страхование урожая сельскохозяйственных культур при государственной поддержке. Предполагалось, что субсидия за счет средств бюджета может достигать 50 %. Однако эта компенсация была зафиксирована на уровне 25 %. Было предусмотрено создание федеральных страховых фондов семян, ветеринарных препаратов, запасных частей и других материально-технических ресурсов.

Совершенствовались и таможенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка. В частности, вводились квоты на ряд товаров, осуществлялись закупочные и товарные интервенции в целях стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Исходным и принципиально значимым является не только объективный учет реальных возможностей эко номики страны, но и адекватная оценка обоснованности потребности села в финансировании, а также эффективности использования выделяемых средств. В связи с этим весьма показательны направления бюджетной поддер жки сельского хозяйства, которые реализуются в ведущих странах Евросоюза (ЕС). В принципиальном плане такая поддержка реализуется по четырем основным направлениям. В рамках первого направления предусмотрены прямые бюд жетные выплаты сельхозпроизводителям, включающие регулирование рыночных цен; дифференцированные выплаты за посевные площади сельскохозяйственных культур и поголовье скота, за качество продукции; другие выплаты, непосредственно стимулирующие производственную деятельность. Второе направление объединяет бюджетную поддержку инвестиционных проектов по строительству, приобретению техники и оборудования, мелиорации земель и строительства дорог. Для формиро вания основных фондов может использоваться сельскохозяйственный лизинг, а так же прямое бюджетное участие в проектах.

К третьему направлению относятся бюджет ная поддержка развития сельских территорий, в частности сельских поселений, на ходящихся в худших природно-экономических условиях; компенсация затрат на пере дачу земли под лес; защита окружающей среды; сооружение инженерных и коммуникационных сетей в сельских поселках; строительство объектов социально-бытовой инфраструктуры; меры по улучшению демографической ситуации на селе. Четвертое направление включает ус луги, оказываемые сельскому хозяйству. Это финансирование государственных организаций, непосредственно обслуживающих село; сельскохозяйственные наука и образование; защита растений и улучшение условий содержания скота; развитие племен ного скотоводства и семеноводства; карантинные мероприятия; ветеринария; информационное и консультационное обслуживание и др.

Позитивно воспринимая эту схему оказания бюджетной поддержки сельскому хозяйству, отечественные специалисты считают важным максимально рационально определиться в вопросе распределения общего объема средств по указанным направлениям. По мнению Б. И. Пошкуса, соответствующую бюджетную поддерж ку в первые годы оказания целесообразно распределить по четырем вышеупо мянутым направлениям в следующих про порциях: прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям — 50—55 % (это направление является основополагающим); структурная поддержка (инвестиционные проекты) — 20—22 %; развитие сельскохозяйственных территорий — 23—26 %; общие услуги (государственные мероприя тия) для села — 7—9 %2. Такая позиция, на наш взгляд, и ее идеология в наибольшей степени отражают реальную необходимость реализации комплексного и сбалансированного подхода к решению проблем сельского хозяйства.

Анализируя положение дел в АПК в этом контексте, следует акцентировать внимание на том, что государственная поддержка данного сектора экономики в РФ уступает западной и по размерам, и по «качеству» экономического стимулирования процесса вывода агропроизводителя на уровень самообеспечения.

Тем не менее, на протяжении последних лет усилиями Правительства РФ был осуществлен ряд мероприятий в сфере государственной поддержки сельского хозяйства, которые способствовали проявлению определенных позитивных тенденций в развитии отрасли. Вместе с тем эффективность проведенных мер оказалась не столь значимой, как ожидалось. Так, реструктуризация задолженности хозяйств, списание штрафов и пени привели к тому, что постепенно стало сокращаться число убыточных сельхозпредприятий. Наряду с этим на фоне уменьшения просроченной кредиторской задолженности не произошло принципиальных изменений в ее соотношении с прибылью данных предприятий. В целом предпринимаемые усилия по поддержке отрасли не обеспечили ее конкурентоспособности, самофинансирования хозяйствующих субъектов и, более того, упрочили их зависимость от внешнего финансирования, что подтверждается возросшим размером субсидий из бюджета.

Более того, сложившееся на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения в условиях нестабильности в уровнях развития сельскохозяйственного производства и низких доходов населения обеспечивается импортом продуктов питания с отвлечением на эти цели значительных финансовых ресурсов3.

В рамках решения проблем отечественного сельского хозяйства важным является принятие Правительством РФ решения о реализации с 2006 г. национального проекта «Развитие АПК». Проект нацелен на обеспечение позитивных тенденций по нескольким направлениям развития отрасли: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

В рамках реализации первого направления предполагается повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов и ввести в эксплуатацию новые мощности. Второе направлено на уве личение объема реализации продукции, произведенной крестьян скими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими лич ное подсобное хозяйство. Поддержка малых форм хозяйствования предполагает субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Реализация третьего направления имеет целью создать условия для эффективного формирования кадрового потенциала АПК.

Позитивно воспринимая характер оказываемой государственной поддержки отечественному сельскому хозяйству, необходимо акцентировать внимание на том, что она должна иметь более ярко выраженный масштаб и более широкий спектр направлений ее оказания. Представляется правомерным говорить о том, чтобы объем бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства России в абсолютных значениях претендовал на 3—3,5 % ВВП страны, что эквивалентно примерно 400—450 млрд руб., или 63—70 % ВВП сельского хозяйства. Такая доля от отраслевого ВВП выделяется в ряде развитых странах мира. Источниками финансирования мероприятий по государственной поддержке отрасли выступают налоговые поступления, отчисляемые предприятиями АПК и торговли продовольственными товарами.

В рамках реализации стратегии устойчивого развития АПК РФ важнейшее значение имеет принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., предусматривающей устойчивое развитие сельских территорий, создание благоприятных условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, достижение его финансовой устойчивости, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Кроме того, предусмотрены другие виды государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий: гранты на благоустройство сельских населенных пунктов, кредиты на развитие альтернативной занятости, субсидирование производства сельскохозяйственных культур с высоким содержанием белка, компенсации затрат на приобретение высокотехнологических комплектов машин. Для ресурсного обеспечения этих мероприятий предусматривается выделение значительных финансовых средств (таблица).

Объем финансирования программы на период с 2008 по 2012 г. предположительно составит 551 млрд руб., выделяемых из федерального бюджета. Еще 544 млрд руб. на реализацию программных мероприятий планируется направить из бюджетов субъектов РФ. Программой предусмотрено достижение среднего уровня рентабельности по отрасли на уровне 10 %, сокращение удельного веса убыточных хозяйств до 30 %, увеличение доли отечественных продуктов на товарных рынках, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.

В заключение следует еще раз акцентировать внимание на необходимости обеспечения максимальной объективности в оценке исходных условий и выборе наиболее адекватных форм и методов оказания государственной (бюджетной) поддержки сельскому хозяйству, что позволит предопределить эффективное развитие не только этой отрасли, но и государства. Профессиональная и оперативная разработка соответствующих мероприятий в указанном направлении со стороны государственной власти является основой создания благоприятных условий для повышения престижа отраслей агропромышленного комплекса и привлечения в них отрасли значительных финансовых ресурсов. Используя опыт ведущих стран и устанавливая ориентиры финансовых показателей сельскохозяйственных предприятий, необходимо создать свою эффективную модель развития сельского хозяйства в РФ, прогнозируя социально-экономические условия и учитывая особенности экономики страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе России: аналит. записка. Бюл. Счетной палаты РФ. 2001. ¹ 6 (42). 22 с.

2 Пошкус Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. 2006. ¹ 2. С. 8.

3 Сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: www.mcx.ru; Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru

4  См.: Гордеев А.В. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы // АПК: экономика и управление. 2007. ¹ 9. С. 4.

Поступила 26.12.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная