И. Н. Столяров, Ю. В. Мананникова. Основные направления реализации государственной молодежной политики в регионе

И. Н. СТОЛЯРОВ Ю. В. МАНАННИКОВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

СТОЛЯРОВ Игорь Николаевич, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента Пензенского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

МАНАННИКОВА Юлия Владимировна, доцент кафедры коммуникационного менеджмента, заместитель декана факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: государственная молодежная политика; целевая программа; пиар-поддержка; студенты вузов; удовлетворенность

Социально-экономическая стабилизация российского общества во многом определяется «молодежным фактором». Подрастающее поколение выступает как объект и субъект общественного воспроизводства. В перспективе — это трудовой, экономический потенциал, от качеств и свойств которого зависит прогрессивное развитие социума или его деградация. Деструктивные тенденции в современной России уже превышают психофизиологические защитные механизмы молодого поколения, здоровье которого существенно ухудшилось за последнее десятилетие.

Политика в отношении молодежи, с точки зрения государственного управления, должна являться фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подрастающего поколения, эффективной подготовки его к самостоятельной жизни. Следовательно, основная цель государственной молодежной политики заключается в создании экономических, политических, организационных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения. Успех формирования и реализации молодежной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое становление и развитие молодежи, формирование у нее необходимых «прогрессивно-воспроизводящих» качеств и свойств всеми доступными и законными средствами. Необходимы ориентация социальных институтов и органов государственной власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечение молодежи к решению актуальных проблем общества.

В сфере нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон от 28 июня 1995 г. ¹ 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. ¹ 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. ¹ 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Молодежь России (2004—2010 годы)» и др.

В Пензенской области действует программа «Молодежь Пензенской области (2004—2010 годы)», которая является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание необходимых условий для развития личности, поддержку молодежных объединений. Накопленный опыт решения вопросов улучшения положения молодежи в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в этом направлении. Вместе с тем в условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Ухудшается состояние здоровья молодежи. В Пензенской области лишь 21,4 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 52 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи. Около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Эта проблема является одной из серьезнейших в вопросе национальной безопасности не только в Пензенской области, но и России. Нивелируются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти, сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде, только за 2005—2006 гг. среди выявленных преступников увеличилось число учащихся и студентов на 18,6 %1.

Анализ содержания государственной молодежной политики, реализуемой на территории Пензенской области, позволяет сделать вывод о том, что большая часть ее направлений является действенным средством профилактики девиантного поведения и поддержки социальной мобильности молодежи.

Основными направлениями Программы реализации государственной молодежной политики «Молодежь Пензенской области (2004—2010 годы)» являются подпрограммы «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью», «Содействие образованию молодежи», «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи», «Государственная поддержка молодой семьи», «Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их прав на труд», «Стимулирование общественно-значимой молодежной инициативы», «Социальные услуги молодежи», «Поддержка учреждений, предприятий и организаций, работающих с молодежью», «Социальная поддержка молодежи», «Информационно-аналитическое обеспечение молодежной политики в Пензенской области»2.

Кроме того, в Пензенской области реализуется ряд целевых губернаторских программ по поддержке молодежи: «Дом для молодой семьи», «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области на 2004—2010 годы», «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006—2008 годы» и др.

Для изучения роли пиара в процессе реализации действующих в регионе молодежных программ, Министерством образования и науки Пензенской области при участии сотрудников и студентов кафедры коммуникационного менеджмента Пензенского государственного университета было проведено социологическое исследование. Его объектом выступали студенты высших учебных заведений: Пензенского государственного университета (ПГУ) и Пензенской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА). Предмет исследования — уровень осведомленности и отношение студентов к действующим в регионе молодежным программам. Объем выборочной совокупности составил 400 чел. В г. Пензе проживают 50,7 % опрошенных, остальные — в районах Пензенской области и сельской местности.

Исследование выявило недостаточно высокую степень знания респондентами губернаторских программ. Наиболее известной респондентам оказалась программа «Дом для молодой семьи» (53,2 %). Второе место по популярности занимает Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006—2008 годы» (46,7 %). Программу «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области 2004—2010 годы» отметили 40,7 % студентов, «Молодежь Пензенской области 2004—2010 годы» — 30 %.

Представляется интересным тот факт, что уровень знаний молодежных программ у студентов ПГУ и ПГСХА значительно различается. Степень осведомленности студентов ПГСХА значительно выше, чем студентов ПГУ. Так, в ПГСХА 92,5 % опрошенных знакомы с программой «Дом для молодой семьи», она известна лишь 14 % студентов ПГУ. Программу «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006—2008 гг.» упомянули 10 % учащихся ПГУ и 83,5 % ПГСХА. Это же можно сказать и об остальных программах.

Такое обстоятельство обусловлено тем, что Пензенская сельхозакадемия является более эффективным источником получения информации для студентов о проводимой региональной молодежной политике (23,5 %). Для этого она проводит ознакомительные семинары, лекции в рамках образовательных дисциплин. Пензенскому государственному университету следует также заострить на этом внимание. Таким образом, образовательные учреждения должны активно включаться в этот процесс.

Поскольку в ПГСХА выше уровень осведомленности студентов, то и большее число опрошенных желает стать участниками молодежных программ. В целом опрошенные изъявили желание участвовать в таких программах, как «Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Пензенской области 2004— 2010 годы» — 43, 7 %, «Молодежь Пензенской области 2004—2010 годы» — 34,7 %, «Дом для молодой семьи» — 22,2 %, «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006—2008 годы» — 12 % опрошенных. Видно, что молодежь в первую очередь интересуют программы, связанные с приобретением жилья. Это объясняется ставшим весьма актуальным жилищным вопросом, основная тяжесть решения которого легла на молодое поколение.

Программы, направленные на развитие сельского труда и привлечение туда молодых специалистов, не пользуются особым успехом у молодежи. В частности, эта программа, направленная на развитие и поддержку фермерских хозяйств и малого предпринимательства. Лишь 22,5 % опрошенных согласились бы жить и работать в селе, воспользовавшись губернаторской программой. У молодых людей четко прослеживается желание «красиво» жить. Они на многое надеются, о многом мечтают. Основная жизненная стратегия большинства из них — добиться успеха в жизни. Бедность российских сел, отсутствие перспективной и высокооплачиваемой работы, возможности иметь высокий социальный статус не могут стать стимулом для закрепления там молодых специалистов.

Для осуществления грамотной пиар-поддержки региональной молодежной политики необходимо определить, какие источники информации являются для этой целевой аудитории наиболее действенными. Выяснилось, что основным источником получения информации стало телевидение. Его отметили 67,7 % опрошенных. Для 32,2 % таким источником является пресса. Роль круга знакомых, друзей, близких значима для 25,2 % студентов. Радио в общем объеме подачи информации о проводимых программах занимает незначительное место. Оно информирует лишь 10 % студентов. Интернет упомянули 8,7 % опрошенных. Кроме того, были выделены дополнительные источники: образовательное учреждение и рассылка специальной литературы.

Следует отметить, что информационные и профилактические программы на телевидении, как правило, имеют консервативный, неинтересный для молодой аудитории характер. Необходимо учитывать, что современная аудитория перестала быть безвольным объектом коммуникации, стала весьма разборчивым и очень активным субъектом потребления коммуникационных услуг. Важна разработка новых нетрадиционных форм подачи информации.

Относительно удовлетворенности качеством и объемом предоставляемой информации выяснилось, что 38 % опрошенных удовлетворены ей полностью, 37,2 % — частично, 24,2 % — совершенно не устраивает.

Таким образом, реализация государственной молодежной политики в условиях Пензенской области является эффективным средством развития молодежи и ее социальной мобильности, стимулирует рост ее активности, участие в общественной жизни региона. В то же время механизм вовлечения молодежи в проводимые мероприятия, ей адресованные, остается недостаточно проработанным. Именно здесь, по нашему мнению, остается обширное поле деятельности. Следует особо подчеркнуть, что содействие реализации государственной молодежной политики, знакомство широкой аудитории c ее ключевыми моментами, формирование интереса к ней молодого поколения, создание условий для развития молодежной инициативы в регионе, объединение усилий государственных органов и общественных институтов воспитания молодежи должны сопровождаться грамотной пиар-поддержкой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: О работе органов исполнительной власти и правоохранительных органов по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью за 2004—2006 гг. // Текущий архив Правительства Пензенской области.

2  См.: Программа реализации государственной молодежной политики «Молодежь Пензенской области (2004—2010 годы)» от 1 марта 1994 г.

Поступила 26.03.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная