В. А. Писачкин, В. В. Козин. Социальные константы регионального развития
В. А. ПИСАЧКИН, В. В. КОЗИН
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСАЧКИН Владимир Александрович, заведующий кафедрой методологии науки и прикладной социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.
КОЗИН Владимир Васильевич, заместитель директора по науке НИИ регионологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент.
Ключевые слова: константа, качество жизни, социально-демографическая ситуация, инновация, социальное взаимодействие, социальный оптимизм, региональная безопасность, этничность, конфессия, информационная открытость
Key words: constant, life quality, social and demographic situation, innovation, social interrelation, social optimism, regional security, ethnicity, confession, information openness
Константный подход широко представлен во многих областях знания и является одним из инновационных элементов стиля мышления. Константы (лат. — постоянный, постоянные величины) в антропологии — неизменные условия жизни, в социологии — ее качество. В культурологии под константами понимаются основополагающие составляющие духовной культуры. В медицине широко используются гомеостатиче-ские константы. Константность в геоботанике понимается как степень постоянства растительных сообществ и основа устойчивости биогеоценозов, в логике — как логические символы (конъюнкции, импликации, дизъюнкции, кванторы и др.). К логическим константам относятся абсолютно истинные, а также абсолютно ложные высказывания.
Социальные константы введены в научный оборот по роду и подобию физических констант. В «Советском энциклопедическом словаре» понятие «физические константы» определяется как постоянные величины, входящие в математические выражения физических. Физические константы, относящиеся к фундаментальным физическим законам или являющиеся характеристиками частиц и процессов микромира, названы фундаментальными, универсальными или мировыми физическими константами (ФСК). Физические константы определяют, что необходимо для количественных исследований физических явлений и проверки физических теорий1. Физические методы анализа, методы качественного и количественного анализа основаны на измерении физических характеристик, обусловливающих индивидуальность определяемых компонентов.
ФСК выражают показатели оптимизации социальных процессов. В рамках константного подхода социальность понимается как «действительная коллективность», «общность и всеобщность», при которой общественные отношения ориентированы не только на производственно-экономические моменты, но и на развитие самой социальности, являющейся самым общим условием организации пространства жизнедеятельности людей и отличающейся от других универсальных детерминаций общественного развития.
Понятие «социальное» включает в себя «интегральный результат развития общественного производства, в ходе которого изменяется соотношение природных, существующих как данность, и социальных, создаваемых человеком, факторов исторического процесса»2. От первоначального преобладания естественно-природных факторов происходит постепенный переход к доминированию форм социальной организации жизни людей. Понятие «организация» выражает степень согласованности и упорядоченности взаимодействующих частей, на которые разделено общественное пространство как целостное образование. Оно также указывает на совокупность действий по оптимизации взаимосвязей, согласованию и взаимоувязке частей этой целостности в стремлении к целесообразному переустройству и совершенствованию форм общественной жизни на основе констант социальной организации и социального оптимизма.
По мнению В. В. Ильина, ФСК — жизнеустроительные оптимумы, определяющие стиль, порядок максимально отлаженного (сопоставленного с идеалами). ФСК выражают показатели оптимизации социальных процессов в форме представлений о разумности, целесообразности, справедливости, адекватности, сбалансированности целей, средств, результатов развития при недопустимости катастрофических состояний и неприемлемого уровня потерь3. ФСК связаны с ответственностью за фиксированность общественных структур в цивилизованной системе отношений.
ФСК применяются для аналитических оценок, обобщения социально-исторического опыта и обладают свойствами эмпирического и критического характера. Параметры социальности: тип производства; стандарты общественного (экзистенциального устроительства); способы поддержания жизни (инициирующий, дисциплинарный) — производство (контингенты, стимулы), казарма (гарантия свободы), жиз-несфера (отчужденность, самореализованность). В социологии «многообразие типов социумов с атрибутивными им ФСК дано опытно-исторически: на ограниченных геопланетарных просторах воплощается ансамбль способов воспроизводства жизни со всеми мыслимыми (и немыслимыми) комбинациями начальных условий и ФСК»4.
В социальных науках константный подход служит адекватной базой всесторонней концептуализации групповой жизни и связан с «выделением стихии обмена деятельностью неких универсалий, инвариантов, конденсирующих устои совершенного достижительного существования, с которыми как с объективными параметрами координируется налаживание продуктивного опыта»5. На основе констант осуществляется коррекция общественной деятельности.
В антропологии константный подход первоначально был воплощен в практике раскрытия «константных характеристик человека (прежде всего в отличие от животных)»6. Человек как разумное социальное существо по своим физиологическим параметрам отличается от высших животных (прямо-хождение, членораздельная речь, величина и асимметрия головного мозга, отсутствие сплошного волосяного покрова и т. д.). Однако биологи не считают эти и другие отличия человека от животных принципиальными.
В классическом обществознании доминировала позиция жесткого социального «монотеоретизма». Но в условиях достижений постнеклассической науки, с развитием новых междисциплинарных, комплексных, системных, интегратив-ных наук все чаще стали появляться идеи, воспроизводящие константные характеристики человека как существа биологического, социального, психического и духовного. В этом плане важно отметить различие, которое существует между социальной антропологией и социологией.
Для социальной антропологии актуален вопрос о природе социальности. По мнению В. В. Ильина, «человек в цельности своей натуры есть существо целесообразное, рационально-разумное; в природе порядок возникает из хаоса, в социуме порядок возникает из порядка; менее всего социальные данности можно мыслить как „вещи", — их следует переживать как „ценности"; через человеческую историю проходят постепенно расширяющиеся течения универсальных начал, объединяющих мысль и жизнь человечества»7. Утверждающийся по собственным целям человек и социум (культура) как гуманитарные единицы приходят к неким состояниям равновесия, которые не зависят от начальных условий. Для описания этих состояний применяется схема многомерного пространства, в которой состояние единицы человечества (гуманитарной структуры) изображается точкой фазового пространства, а изменение состояния во времени — движением точки вдоль фазовой траектории. Итоговые равновесные состояния играют роль аттракторов, которые в семантическом плане выражают «социальные константы, целесообразные абсолюты, капитальные ценности, движущие поведением гуманитарных структур»8. Сохранность мира определяют универсальные постоянные социальности в виде законов эффективной коллективности, производительности, экзистенциальности. Полезное, эффективное оптимальное устроение жизни обеспечивается сочетанием ФСК.
В отличие от социологии социальная антропология «комбинирует не абстрактными носителями отрешенных „признаков", а персональностями, утверждающимися по экзистенциальным целям»9. В этом плане социальная антропология ангажирована идеями, основанными на презумпциях: философской антропологии, а также антропологии эволюционной, психологической, неоэволюционистской (культурно-эволюционной) и др.
Развитие социальной антропологии потребовало применения феноменологического подхода и использования категорий «жизнь», «жизненный мир», «человеческое существование», а также понятий «жизненное пространство», «жизненная среда», заимствованных из антропогеографии и экологии. «Бытие человека в мире — это, прежде всего, способ обитания в мире человеческом, поскольку социальный мир также принципиально изначален, как и жизненный. Человек в нем „дан" со своими константами существования»10. К функционально значимым константам попадают открытость миру и миры человека, миры реальные, существующие в жизненном пространстве социума, а также миры конструируемые, виртуальные, создаваемые силой воображения и обеспечиваемые поддержанием информационных полей и напряжений.
Социальная антропология рассматривает миры человека, в которых он присутствует и действует. В эти миры Ф. И. Минюшев включает «труд, доминирование, любовь, игру и смерть как постоянные социоантропологические феноме-ны»11, или константы. При поддержке этой идеи у некоторых ученых возникает сомнение в отношении интерпретации данной типологии. Обозначенные константы представляются им наполненными «абстрактно-философским смыслом» и лишенными «конкретного социологического содержания»12.
Очевидно, речь не идет о состоятельности обозначенной типологии, которая имеет прочные философские основания. Возможно, здесь возникает вопрос о тематическом и проблемном анализе науки. Л. А. Микешина утверждает, что преемственность тем в науке связана с существованием в ней «сквозных» проблем, которые представляют собой особый тип проблемы. В отличие от специфических, частных, региональных это проблема сохраняет смысл в различных контекстах тех или иных научных областей и дисциплин13. К таким проблемам она относит проблему времени в различных науках; проблему языка в лингвистике, семиотике, герменевтике, эпистемологии и онтологии; проблему категоризации в психологии и других науках. В этот ряд попадает проблема конфликта интерпретаций в математике, естественных и гуманитарном науках, философской герменевтике, аналитической философии, когнитивных науках. В числе «сквозных» проблем важное место занимает проблема интерпретации пространства в философии, математике, физике, социологии, истории, культурологии и т. д. К числу «сквозных» проблем следует отнести и проблему константности, которая актуальна для многих наук, в том числе для социальной антропологии, социологии, политологии, культурологии, регионологии и др.
В ряду социальных констант правомерно выделение констант социальной организации, социального и регионального развития. Особое место в организации среды жизнедеятельности социальных групп и индивидов занимает регион. Регион — это основная территориальная структура жизненного пространства социума, обладающая целостностью политической, культурной, экономической жизни, а также масштабной соразмерностью в системе других административно-государственных образований. Его конфигурация определяется как статикой исторически сложившегося пейзажа, отразившегося в системе административно-территориального деления страны, так и динамикой сочетания внутренних и внешних связей, баланс которых влияет на жизнеспособность и устойчивость региона в существующих границах.
В ряду констант регионального развития выделим следующие индикаторы: качество жизни населения региона, социально-демографическая и инвестиционная привлекательность региона, инновационная константа развития (инфраструктура производства, образования, науки и т. д.), константа социального взаимодействия, константы социального оптимизма и региональной безопасности, этническая и конфессиональная солидарность (консолидация), региональная информационная емкость и открытость.
Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также к уровню личных притязаний людей. Качество любого объекта или процесса можно определить только по отношению к некоторому эталону, установленному нормами и стандартами конкретного региона. Существуют общие нормы и стандарты, но неравномерность социально-экономического развития регионов не позволяет везде обеспечить достойные условия человеческого существования. В качестве индикаторов качества жизни используют обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность медицинской помощи, возможность получения образования, состояние природной среды, социальные отношения.
Социально-демографическая константа регионального развития характеризует половозрастную структуру территории. Этот показатель необходим для анализа региона, имеет количественные и качественные показатели для изучения социально-демографических процессов, выработки стратегии размещения производительных сил и управления трудовыми ресурсами. Большое значение в структуре социально-демографической константы имеет понятие «воспроизводство населения» (расширенное, простое, суженное). От типа воспроизводства зависят формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, рост производительных сил, развитие соответствующей социальной инфраструктуры и т. д.
Достижение инвестиционной привлекательности региона является одной из основных задач при создании необходимых условий для интенсификации экономического роста и социального развития. Инвестиционная привлекательность — важное условие для активной инвестиционной деятельности и эффективного комплексного социально-экономического развития на государственном и региональном уровнях. Решить эту задачу можно посредством привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, а объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона14.
Инновационная константа предполагает развитие инфраструктуры инновационного производства, образования, науки и т. д. Приоритетные инновации в Мордовии — силовая электроника, энергосбережение, современные материалы, энергоэффективная светотехника, био- и нанотехнологии, информационные технологии. Объективные предпосылки и соответствующая база в Мордовии, по мнению главы региона, имеются. В первую очередь это главный инновационный проект «Технопарк в сфере высоких технологий»15. Республике также предстоит реализовать ряд крупных проектов по созданию производств на самой современной
Важнейшей составляющей государственной социальной политики является качественное образование (дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее и послевузовское). Улучшить его может увеличение числа участников региональных, всероссийских и международных олимпиад, а также количество завоеванных на них призовых мест. Качество образования связано с развитием науки. Например, в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете ведется работа по двум приоритетным направлениям развития (ПНР): ПНР-1 «Энергосбережение и новые материалы», ПНР-2 «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения».
Константа социального взаимодействия реализуется в условиях сформировавшегося или строящегося гражданского общества. Последнее является формой негосударственного неполитического общественного взаимодействия, включающей экономические, социальные, национальные и частные аспекты жизни людей, их обычаи, традиции и развивающейся по принципу саморегуляции на основе участия каждого гражданина во владении и использовании собственности16. Социальное взаимодействие представляет собой систему социальных действий, при которых действие одного субъекта является причиной и следствием ответных действий других субъектов. При этом нельзя не отметить процедуру социального партнерства как механизм согласования интересов различных субъектов социального действия. Кроме того, необходимо иметь в виду, что абсолютной константой социального взаимодействия является человек.
Анализ содержания констант социального оптимизма и региональной безопасности выявляет между ними тесную взаимосвязь. Рост оптимистических настроений прямо пропорционален усилению безопасности. Оптимизм как вера в лучшее будущее присущ большинству россиян. Период «демократической вольности», разрушения социально-экономических связей, роста преступности, угрозы территориальной целостности страны и личной безопасности граждан постепенно уступал место политической и социально-экономической стабилизиции, что сказалось на социальных ожиданиях населения.
Это подтверждают результаты социологического исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», проводившегося НИИ регионологии при Национальном исследовательском Мордовском государственном университете с 1994 по 2005 г. На каждом полевом этапе исследования во всех муниципальных районах Мордовии было опрошено более 2 тыс. чел. Респондентам предлагалось выбрать один из вариантов ответа, который в обобщенном виде отражал бы их ожидания. «Я сохраняю оптимизм и считаю, что ситуация во всех сферах жизни в скором времени изменится к лучшему» в 1994 г. отметили 18,7 %, в 1995 г. — 13,2 %, в 1999 г. — 17,9 %, в 2004 г. — 22,6 %, в 2007 г. — 27,5 %. «В ближайшее время жить лучше не станет, но в перспективе изменится к лучшему» — 40,3, 40,0, 46,0, 42,8 и 38,8 % соответственно17. Суммарный процент оптимистических и полуоптимистических настроений превышает пессимистические: «Я думаю, впереди нас ждут еще более тяжкие времена, и „просвета" пока не видно» и «Ничего не изменится в обозримом будущем». Эти данные коррелируют с результатами последующих исследований. Так, на вопрос «Как, на Ваш взгляд, изменился уровень преступности по месту Вашего проживания за последние 2—3 года?» в 2002 г. ответили «заметно снизился» 4,2 %, в 2008 г. — 12,4 %; «незначительно снизился» — 10,7 и 26,1 %; «остался без изменений» — 33,9 и 33,3 %; «незначительно увеличился» — 15,6 и 6,1 %; «заметно увеличился» — 19,3 и 3,4 %. Затруднились ответить 16,2 и 18,7 % соответственно. Таким, образом, респонденты-оптимисты чаще, чем респонденты-пессимисты, отвечали «заметно снизился». Кроме того, оптимисты реже выбирали ответ «остался без изменений»18.
Этническая и конфессиональная солидарность (консолидация) актуальна для всех регионов России, так как они являются многонациональными и многоконфессиональными. Этническая и конфессиональная ситуация в России динамична и отнюдь не устойчива. На динамику межэтнических и межконфессиональных отношений влияют внутренние и внешние факторы. «Они обусловливают необходимость мониторинга этнических и религиозных проблем для ранней диагностики и предотвращения напряженности и конфликтов»19. Солидарность (консолидация) в данном случае понимается не как ассимиляция и унификация, а как признание своей этнической группы и единоверцев частью локального (этнос, конфессия) и глобального (регион, государство, мир) целого.
Проявление этничности и межнациональные отношения в XX в. часто включали в себя этнокультурный и этнопо-литический аспекты — два разных, но дополняющих друг друга процесса развития этноса. Их различие состоит в том, что этнокультурный процесс отражает не только содержание культурных ценностей, но и структуру их организации, своеобразие ценностных приоритетов народа и тем самым определяет специфику освоения цивилизационных начал общественного бытия. Этнополитический процесс реализуется в политической сфере (самоопределение нации, государственное устройство и т. д.). Следует отметить, что не всегда возможно один процесс отделить от другого. Например, придание национальному языку государственного статуса имеет огромное культурное и политическое значение. Этничность и религия всегда связаны с политикой, ее институтами. В современных обществах основной доминантой взаимоотношений между религиозными и политическими субъектами является секуляризация — обособление государственных и конфессиональных институтов. Однако и в этих условиях религия продолжает выполнять ряд политических функций20.
Региональная информационная емкость и открытость представляет собой разнообразную информацию о регионе. Большое значение имеет информационная открытость исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, что предполагает соответствующие исследования в этой области21.
Представленный перечень социальных констант регионального развития далеко не окончателен, его можно существенно расширить. Однако он, на наш взгляд, дает наглядное представление о константном подходе в системе социального знания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1986. С. 1414.
2 Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: философско-социологический анализ. М.: Наука, 1988. С. 4.
3 См.: Ильин В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2013. С. 166.
4 Ильин В.В., Кевбрин Б.Ф., Писачкин В.А. Макросоциология: учебник. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2004. С. 49.
5 Там же. С. 7.
6 Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. С. 19.
7 Ильин В.В., Кевбрин Б.Ф., Писачкин В.А. Макросоциология ... С. 42.
8 Там же. С. 43.
9 Там же. С. 34.
10 Минюшев Ф.И. Социальная антропология: учеб. пособие. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2004. С. 151.
11 Там же.
12 См.: Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии: моногр. М.: Дашков и К, 2006. С. 78.
13 См.: Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2007. С. 293—294.
14 См.: Инвестиционная привлекательность регионов. URL: http://www. finekon.ru/inv%priv1%20regionov.php (дата обращения: 16.02.2013).
15 См.: Послание Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова Государственному Собранию (от 25 января 2013 г.). С. 8.
16 См.: Применение социологических технологий в изучении структуры гражданского общества. URL: http://www.naukom.ru/articles/427 (дата обращения: 07.12.2012).
17 См.: Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: итоги анкетного опроса / НИИ регионологии. Саранск, 1994. С. 91; Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. II. Итоги анкетного опроса в 1995 г. / НИИ регионологии. Саранск, 1996. С. 83; Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. III. Итоги анкетного опроса в 1999 г. / НИИ регионологии. Саранск, 2000. C. 223; Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. IV / НИИ реги-онологии. Саранск, 2004. C. 181; Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. V. Итоги анкетного опроса в 2005 г. / НИИ регионологии. Саранск, 2006. С. 179.
18 См.: Юдина Т.М. Динамика оценки уровня преступности населением Республики Мордовия // Факторы и механизмы гармонизации социальных отношений в Республике Мордовия. Саранск, 2009. С. 211—212.
19 Богатова О.А., Карьгин А.И. Мониторинг межэтнических отношений в регионе // Регионология. 2011. № 4. С. 266—267.
20 См.: Азисова Н.Н., Богатова О.А. Проблемы гармонизации взаимодействия этнокультурной политики, религиозности и светских культурных ценностей в современном эрзянском обрядовом празднике // Регионология. 2012. № 4. С. 126—138.
21 См.: Мониторинг и рейтингование исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Мордовия по критерию открытости // Доклад ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга». Саранск, 2012. 85 с.
Поступила 12.02.2013.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная