3. И. Акимова, В. В. Митина. Этнокуль-тура мордвы в пространстве мегаполиса

3. И. АКИМОВА, В. В. МИТИНА

ЭТНОКУЛЬТУРА МОРДВЫ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА

АКИМОВА Зинаида Ивановна, директор гимназии № 19, кандидат педагогических наук (г. Саранск).

МИТИНА Виолетта Валериевна, научный сотрудник отдела этнографии и этнологии НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, кандидат культурологии.

Ключевые слова: этнокультура мордвы, традиция, мегаполис, диаспора, общественные организации, объединения, автономии

Key words: Mordva ethnic culture, metropolis, community, public organisations, associations, autonomies

Благодаря экспедиции, проведенной сотрудниками НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия в 2012 г. в Москве и Московской области, собран обширный материал, позволивший выявить особенности этнокультуры мордвы, которая проживает в пространстве мегаполиса1.

Мордовский этнос относится «к числу дисперсно-расселенных» и образует «в регионах России за пределами Мордовии группы этнических меньшинств, нуждающихся в содействии со стороны органов государственной власти в удовлетворении этнокультурных потребностей»2. В Москве и Московской области мордовская диаспора сложилась за последние несколько лет. «В целом мордовская диаспора Москвы очень разобщена. Ассимиляционные процессы в мегаполисе в большей степени затронули людей с мордовскими корнями. Поэтому актив мордовской общины направляет свои усилия на консолидацию своей нации, прежде всего в сфере культуры»3.

Одним из важнейших инструментов сохранения мордовской этнической идентичности и удовлетворения этнокультурных потребностей мордовской диаспоры являются национально-культурные организации и автономии. «Анализ реально функционирующей национальной политики показывает, что диаспоры стали играть активную роль, открыто лоббируя интересы своего народа. Они все чаще создают разнообразные органы и организации, ставящие перед собой цель — создание благоприятных условий для своего народа, и становятся выразителями коренных интересов национальных диаспор, нередко решая их проблемы более эффективно, чем соответствующие официальные структуры»4.

Первым шагом для появления общественных организаций мордовской культуры в Москве стало создание национальных автономий. Происходило это еще в 20—30-е гг. XX в., когда советская власть активно занималась «самоопределением наций». Общество мордвы «Сыргозема» («Пробуждение») было организовано в Москве (по свидетельству очевидцев, в его состав входили 100 тыс. чел.) и занималось поднятием культурного уровня мордвы, вовлечением ее в активную трудовую и общественную жизнь.

В этот период в Москве выпускалась центральная газета «Якстере теште». Существовал также и Мордовский клуб в Марьиной Роще. Этим уникальным культурным заведением руководил А. П. Рябов. К этому времени он уже создал мордовский народный хор. Люди посещали клуб, чтобы общаться на родных языках, участвовать в самодеятельности, слушать песни своего народа. Клуб ставил пьесы мордовских авторов. После организации Мордовской автономии А. П. Рябов переехал в Саранск. Хором стал руководить певец И. М. Яушев. Хор участвовал во всех мероприятиях города, его не раз записывали и передавали по всесоюзному радио. В Москве работали две школы для мордовских детей: десятилетняя и семилетняя. В конце 30-х гг. многие национальные лидеры народов СССР подверглись репрессии, некоторых расстреляли, в том числе и А. П. Рябова. Национально-культурная автономия мордвы в Москве распалась.

После принятия Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ произошла регистрация мордовской национально-культурной автономии в разных городах России, в том числе и в Москве. «В качестве программных целей национально-культурных обществ и автономий обычно декларируются развитие мордовской культуры и удовлетворение культурных запросов лиц мордовской (мокшанской и эрзянской) национальности, а также образовательно-просветительская работа с молодежью, установление контактов с Мордовией»5. Автономии поддерживают информационную связь с общественными организациями и Государственным комитетом по национальной политике, Министерством культуры Республики Мордовия.

Следующий этап возрождения этнокультурного наследия мордвы в Москве начался в начале 90-х гг. Согласно Указу Президента Российской Федерации, в 1992 г. в Москве создается Постоянное представительство Республики Мордовия при главе государства (ПП РМ). Основными задачами, стоящими перед ПП РМ, являются представление и защита интересов Республики Мордовия в органах законодательной и исполнительской власти Российской Федерации; обеспечение взаимодействия высших органов государственной власти РМ с президентом и правительством страны и другими федеральными органами власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы республики, и др.6

ПП РМ возглавляет полномочный представитель, должность которого по статусу соответствует должности заместителя Председателя Правительства Республики Мордо-вия7. При ПП РМ создан Центр мордовской культуры. Его работа осуществляется во взаимодействии с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики Правительства Москвы. На расширенных заседаниях Комитета, Межнационального консультативного совета, созданного при Правительстве Москвы, рассматривается комплекс вопросов, способствующих дальнейшему развитию межэтнического сотрудничества в таких сферах, как культура, образование, просвещение и др. Основными задачами Центра мордовской культуры являются вклад в сохранение родного языка; проведение творческих встреч с поэтами, прозаиками, деятелями культуры и искусства; знакомство общественности Москвы и России с историей и культурой Мордовии, ее научным и культурным потенциалом.

Для решения задач организованы и проведены концерты, выставки, спортивные мероприятия и др. Центр мордовской культуры сотрудничает с журналами «Этносфера» и «Народное творчество». При нем организован фольклорный ансамбль «Тештене-Тяштине», в репертуар которого входят мордовские и русские песни8.

Центр мордовской культуры ПП РМ активно сотрудничает с фольклорными коллективами «Умарина», «Торама», «Келу». Ежегодно в Московском доме творчества при участии Центра мордовской культуры проходит конкурс резчиков по дереву. По плану центра прошли выставки работ художников из Мордовии (Р. М. Каримова, В. М. Филипеня, О. В. Филипеня, Г. Г. Стэпан), творческого союза «Артома», братьев П. В. и А. В. Рябовых. В Москве также проходят выставки московских мастеров мордовской национальности, например, выставка живописца М. Ф. Ерошкина, скульптора И. И. Черапкина. В апреле 2003 г. в Московском доме композиторов в рамках музыкального фестиваля «Панорама музыки России» прошел отчетный концерт Союза композиторов Мордовии. Центр мордовской культуры активно сотрудничает с земляками: солистом Московского театра оперетты В. Л. Исляйкиным и солисткой экс-мюзикла «Чикаго» В. Н. Машковой9.

Центр мордовской культуры ПП РМ содействует проведению мероприятий, праздников, фестивалей, круглых столов (ежегодный городской фестиваль национальных культур «Созвездие дружбы», праздник «Мордовия и мы», участие в целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира», круглый стол «Общественные объединения московских финно-угров. Проблемы функционирования в свете итогов IV Всемирного конгресса финно-угорских народов» и др.).

Молодежь откликается на мероприятия фестивального, праздничного характера. Ежегодный Московский международный форум «Одаренные дети» подготовлен сотрудниками Института гуманитарного образования и информационных технологий. Первый этап форума состоялся в Политехническом музее 29 мая 1998 г. С 2003 г. у форума появились последователи во многих регионах России. 2003 г. ознаменовался победой детей из Мордовии (Гран-при и еще 57 призовых мест). Нельзя не отметить подготовку кадров для учреждений культуры и искусства Мордовии в столичных учебных заведениях10.

В плане Центра мордовской культуры ПП РМ предусмотрены также общегородские, межнациональные, российские мероприятия (российские и национальные праздники, вечера культуры и поэзии, встречи с ветеранами войны, деятелями науки и искусства и т. д.). Их цели — пропаганда идеи толерантности, развитие культурных связей, сотрудничество между людьми разных национальностей11.

Идея создания культурной автономии «Масторава» у представителей эрзян и мокшан возникла в 90-х гг. У основания автономии стоял Ф. И. Сетин, который сумел объединить вокруг себя наиболее активную часть творческой интеллигенции мордвы, проживающей в Москве12.

В 1995 г. часть эрзян отделилась от «Масторавы» и создало самостоятельное общество «Эрьзянь оймс». В 1995 г. произошла перерегистрация «Масторавы». В состав организации входит в основном творческая интеллигенция (художники, поэты и т. д.). Она поддерживает тесный контакт с обществами финно-угорских народов Москвы и других регионов13.

При обществе созданы и успешно действуют шесть народных ансамблей. Коллективы выступают не только перед своими земляками, но и на многих сценических площадках Москвы, являются постоянными участниками всех крупных мероприятий города, Московской области и Мордовии14.

Региональная общественная организация «Эрзянь вайгель» создана для содействия развитию национального самосознания эрзян, сохранению и развитию эрзянского языка и самобытной культуры эрзи, повышению образовательного и культурного уровня молодого поколения, укреплению разнообразных связей эрзянского народа, проживающего на территории России15.

Задачи культурно-просветительного общества «Эрзянь вайгель» — содействие сохранению и развитию эрзянского языка; создание условий для более активного участия эрзян в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Москвы; содействие формированию и удовлетворению культурных и духовных потребностей эрзян, пропаганде культурных достижений эрзянского народа; содействие членам общества в реализации творческих способностей, в изучении языка, истории, культуры, традиций эрзянского народа; участие в творческих проектах в области культуры и искусства, направленных на поддержку молодых дарований, сохранение и развитие самобытности, языка, традиций, образования и культуры эрзян в РФ16.

В 1998 г. большая часть эрзян, состоявшая в организации «Эрзянь оймс», образовала общество «Эрзянь вайгель». Официальная его регистрация произошла 27 апреля 2002 г. По списку в членах общества числилось 150 чел.17 Общественная организация располагает богатым литературным фондом, освещающим многие аспекты исторической, культурной и духовной жизни мордовского народа.

Основные места проведения мероприятий «Эрзянь вай-гель» — Московский дом национальностей ПП РМ, Венгерский культурный центр, Всероссийский выставочный центр, Государственный концертный зал «Россия», Государственная Третьяковская галерея, Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова, Московский дом творчества и др.18

Сотрудничество с «Эрзянь вайгель» позволяет формировать и реализовывать культурные потребности эрзян Москвы, сохранять их обычаи. Стало доброй традицией проводить в библиотеке дни эрзянского языка, фольклорные праздники, творческие встречи с известными мордовскими писателями, поэтами, выдающимися деятелями науки и культуры19.

Региональная национально-культурная автономия мордвы Московской области была образована 2 декабря 2006 г. и зарегистрирована 11 июля 2007 г. Автономия имеет несколько отделений в Московской области: г. Пушкино, г. Луховицы, г. Видное, г. Сергиев Посад, Люберецкий район, г. Мытищи.

Главные цели и задачи национально-культурной автономии в основном такие, как и у общественных национальных объединений г. Москвы. Во взаимодействии с вышеназванными организациями находится Межрегиональная общественная организация «Мордовское землячество». Ее создание связано с процессами усиления роли Москвы и Московской области как финансово-хозяйственных центров с обширным рынком труда. Миграция в Москву и область существенно возросла, в том числе из выходцев из Мордовии. Необходимость объединения земляков из Мордовии актуальна не только по национальному признаку. Землякам требуется общение, встречи, проявление деловой и творческой активности в культурных и экономических преобразованиях республики и многонациональной России.

Основными целями организации являются объединение жителей г. Москвы и Московской области мордовской национальности и выходцев из Мордовии на основе общности интересов для сохранения своей самобытности, развития связей, творческой инициативы и деловой активности земляков.

Таким образом, мордва, проживающая в Москве и Московской области, прилагает усилия для поддержания традиций и сохранения своей культуры. Сохранение духовного наследия мордовского этноса в современных городских условиях, способствующих ассимиляции и унификации культуры, возможно благодаря проведению различных мероприятий, встреч и праздников. Для их организации следует создать общественные объединения, координирующие и осуществляющие подобные проекты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Никонова Л.И., Акимова З.И., Аксенова Т.В., Охотина Т.Н., Фадеева М.М. Фотоматериал по результатам этнографической экспедиции: Москва и Московская область (2012 г.) // Материалы архива отдела этнографии и этнологии НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

2 Никонова Л.И. Диаспора мордовская: к истории переселения мордвы в РФ // Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. С. 138.

3 Белов С.С., Кеймах В.Р. Национальные диаспоры Москвы. М.: Изд-во «ГЛАСНОСТЬ», 2010. С. 209.

4 Любимая Русь и Мордва / сост. А.С. Лузгин и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. С. 174.

5 Там же. С. 178.

6 См.: Круглова Л.В. Материалы Центра мордовской культуры Москвы и Московской области // Материалы архива Постоянного представительства Республики Мордовия при Президенте Российской Федерации.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 См.: Биушкина М.Р. Московская мордва на рубеже веков // Материалы архива Центра мордовской культуры Постоянного представительства Республики Мордовия при Президенте Российской Федерации.

13 Там же.

14 См.: Круглова Л.В. Материалы Центра мордовской культуры ...

15 См.: Биушкина М.Р. Московская мордва на рубеже веков ...

16 Там же.

17 Там же.

18 ПМА: Биушкина Мария Романовна, 1925 года рождения, г. Москва. Запись 2012 г.

19 См.: День эрзянского языка отметили в Некрасовской библиотеке. URL: http:www.etnosfera.ru (дата обращения: 14.03.2013).

Поступила 09.04.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная