Е. А. Васильева. Контроль качества аудита в России и за рубежом

Е. А. ВАСИЛЬЕВА

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

ВАСИЛЬЕВА Елена Алексеевна, доцент кафедры бухгалтерского учета и контроля Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, внешний контроль, качество аудита, международные стандарты аудита

Key words: audit, audit activity, external control, audit quality, audit international standards

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами1. Профессия аудитора предполагает высокий уровень ответственности за качество оказываемых услуг. От качества аудиторского заключения зависят результаты решений, принимаемых пользователями информации. Собственники, инвесторы, кредиторы и общественность полагаются на мнение аудиторов, исходя из того, что проверка проведена качественно.

С. М. Бычкова и Е. Ю. Итыгилова под качеством аудита понимают степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента2. Таким образом, качественное профессиональное мнение аудитора — это независимое и объективное мнение, укрепляющее уверенность его пользователей в совершении экономических действий. Качество аудита предполагает ориентацию аудиторской фирмы на удовлетворение запросов рынка. Предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать потребительской оценке, изучению характера потребностей и выделению показателей качества, имеющих первостепенное значение для тех, кто использует конечный результат аудиторской проверки. В международных стандартах аудита качественный аудит — это аудит,приведенный в соответствие международным стандартам, применимым национальными стандартами или практикой.

На основе изучения работ зарубежных и отечественных ученых можно сделать вывод, что качество аудита определяют объект, характеристики, удовлетворение потребностей пользователей информации.

Объектом качества аудита является аудиторская проверка, ее составляют контакты с проверяемым субъектом, другими организациями (проверка документов, сбор доказательств и т. д.). Характеристики — это свойства аудита как вида услуги, который отличается индивидуальностью, основанной на интеллектуальных способностях оказывающих ее лиц. Характеристики качества аудита выражаются такими качественными показателями, как профессионализм аудиторов, их независимость и добросовестность; полнота и подробность внутренней документации, составляемой аудиторами, и внутренних стандартов; профессионализм руководства.

Потребности как элемент качества аудита представляют собой информацию, содержащуюся в аудиторском заключении. Потребность в информации — это заинтересованность пользователей в получении информации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта для принятия соответствующих решений.

Таким образом, качество аудита — это соответствие выполняемых аудитором процессов, связанных с проведением проверки, требованиям пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении.

Создание системы обеспечения качества аудита осуществляется на основе тщательного перспективного анализа, прогнозирования изменений внешних и внутренних условий. Разработка данной системы в аудиторской фирме связана с проблемой оценки требуемых характеристик факторов, оказывающих влияние на качество аудита.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»3 и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»4 и № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»5 аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Система контроля качества услуг должна укреплять уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие услуги в соответствии с требованиями российского законодательства.

Внутренний контроль качества включает в себя три вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль качества аудита — важный элемент системы контроля. Он проводится до осуществления контролируемых операций. Предварительный контроль проходит в виде апробации новых стандартов и методик. Это может быть анализ того или иного общероссийского стандарта, по результатам которого выносится решение о разработке внутрифирменного стандарта, посвященного аналогичной проблеме, для детализации отдельных процедур или о применении общероссийского стандарта в качестве внутрифирменного.

Следующий этап, на котором реализуется предварительный контроль, — это проведение аудиторской проверки. В данном случае контроль принимает форму планирования аудита. Это масштабный этап аудиторской проверки. Качество аудита во многом определяется его планированием. В силу особой значимости этого этапа многие требования к нему предъявляются общероссийскими стандартами.

Характерной чертой текущего контроля является то, что он реализуется непосредственно при проведении аудиторских процедур и в зависимости от уровня системы качества, а также может осуществляться на разных этапах аудиторской проверки. Так, текущий контроль в виде использования аудиторских стандартов, как и их апробация, может иметь место как при сборе аудиторских доказательств и подготовке отчета, так и на этапе планирования. Этот контроль заключается в применении утвержденных аудиторских стандартов в повседневной работе для выдачи рекомендаций по их усовершенствованию. Внутрифирменные стандарты, как и общероссийские, могут охватывать разные стороны аудиторской деятельности: порядок общения с клиентом, методику аудита, порядок подготовки отчетов аудитора, профессиональную подготовку и др. Обязательность применения внутрифирменных стандартов должна быть закреплена в организационно-распорядительных документах фирмы и должностных инструкциях сотрудников.

Последующий контроль не может предотвратить незаконные, нецелесообразные действия, однако может охватывать те объекты, которые не попали под предварительный и текущий контроль. Контроль проходит в форме анализа рабочей документации и опроса персонала, участвующего в проверке. Эти формы контроля универсальны, т. е. могут применяться как при внутреннем, так и при внешнем контроле качества. Такой контроль может осуществлять служба контроля качества аудиторской фирмы либо сотрудники равной квалификации, не занятые в проверке. По результатам контроля выносится решение о соответствии проведенной проверки внутрифирменным стандартам и другим установленным требованиям. Результаты такого контроля могут служить основанием для принятия решений о продвижении сотрудников по служебной лестнице.

Последующий контроль на уровне функционального качества находит применение в анализе мнения клиента о проведенной проверке. При передаче аудиторского заключения либо после нее руководителю аудиторской проверки необходимо оценить степень удовлетворенности клиента проведенным аудитом.

Внешний контроль качества аудита долго будет являться одним из главных инструментов повышения качества отечественного аудита. Необходимость членства аудиторов и аудиторских организаций и обязательность внешнего контроля для них приведут к его постоянному развитию. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», внешняя проверка качества аудита проводится двумя структурами: Минфином России (федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности), своей саморегулируемой организацией аудиторов.

В целом можно сказать, что система внешнего контроля аудита в России весьма размыта. В настоящее время законодательные акты западных стран, международные стандарты аудита (МСА) являются своеобразным источником правового регулирования аудиторской деятельности в России. При этом в западных странах довольно серьезно подходят к вопросу контроля качества аудита.

В США в 2002 г. принят закон Сарбейнса — Оксли, в соответствии с которым в настоящее время активно функционирует Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях, имеющий широкие полномочия. Он организует проверки с использованием значительного штата высокопрофессиональных инспекторов всех зарегистрированных аудиторских фирм для выработки оценки соблюдения положений законодательства в данной сфере, профессиональных стандартов и т. д. Совет ежегодно проводит проверку всех аудиторских фирм, готовящих аудиторские заключения по более чем 100 компаниям с зарегистрированными ценными бумагами, и не реже одного раза в три года — тех, кто готовит аудиторские заключения по 100 и менее аналогичным компаниям.

Во Франции в 2003 г. принят так называемый «закон о финансовой безопасности», в соответствии с которым появился Высший совет обязательных аудиторов. Совет наделен полномочиями высшего органа, представляющего общественные интересы и осуществляющего контроль за аудиторской профессией. В его состав входят 12 чел., при этом только 3 чел. являются представителями аудиторов. В рамках проведения контроля за качеством обеспечивается проверка всех основных профессиональных принципов, в том числе профессиональных стандартов аудита, кодекса этики, технических методик проведения аудита, а также предусматривается ежегодная публикация заключения о деятельности совета.

В Великобритании в рамках реформирования аудиторской профессии создан Совет по финансовой отчетности, имеющий в своей структуре пять основных подразделений, включая Комитет профессионального надзора за деятельностью независимых бухгалтеров (аудиторов). Комитет имеет также отдел по контролю качества аудита. Совет осуществляет надзор за профессиональными аудиторскими объединениями (институтами) и качеством аудита общественно значимых компаний.

Правовой основой для совершенствования и гармонизации законодательства государств (членов Европейского союза) в области регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита являются директивы, принятые Советом министров Европарламента. Директива об обязательном аудите 2006/43/ЕС предусматривает, что в странах должна быть создана система внешнего контроля за качеством деятельности аудиторов и аудиторских организаций. Кроме того, эта директива устанавливает, что международные стандарты аудита будут минимальными стандартами аудиторской деятельности для обязательного аудита. Кодекс этики аудиторов, принятый Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), представляет собой свод минимальных правил профессионального поведения аудиторов.

МФБ уделяет большое внимание обеспечению качества аудиторских услуг. Одним из приоритетных направлений деятельности МФБ является содействие предоставлению высококачественных услуг всеми представителями мировой бухгалтерской профессии, непрерывное совершенствование качества аудита. С этой целью МФБ проводит работу по разработке и опубликованию стандартов и положений об обеспечении качества профессиональных услуг.

Основополагающим документом в системе стандартов по обеспечению качества профессиональных аудиторских услуг выступает Положение об обязательствах организаций, являющихся членами МФБ 1 «Обеспечение качества». Согласно ему, контроль качества аудита должен быть реализован на трех уровнях: профессионального аудиторского объединения, аудиторской фирмы, аудиторского задания. Положение устанавливает требования по организации контроля качества аудита только по отношению к профессиональным аудиторским объединениям.

Разработка стандартов и практических рекомендаций по обеспечению качества аудита на уровне аудиторской фирмы находится в компетенции Совета по международным стандартам аудита и уверенности (СМСАУ) МФБ. Им приняты такие документы, как Международный стандарт по контролю за качеством (МСКК) 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» (он регламентирует вопросы организации контроля качества на уровне аудиторской фирмы), Международный стандарт аудита (MCA) 220 «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации» (он затрагивает вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания).

Пакет международных стандартов (положений), посвященных контролю качества аудита, включает еще один важный официальный документ, разработанный Комитетом по практической деятельности малых и средних предприятий МФБ, — «Техническое задание на проект: разработка руководства по контролю качества для применения в практической деятельности малых и средних предприятий». Документ адресован организациям, являющимся членами МФБ, с целью привлечь специалистов к разработке проекта руководства по контролю качества для малых и средних предприятий. Техническое задание разъясняет порядок принятия и рассмотрения предложений по проекту, требования к форме и содержанию проекта, критерии оценки внесенных предложений.

Таким образом, вопрос контроля качества аудита сегодня весьма актуален. Ученые не могут дать однозначного определения этому понятию, выделить критерии качества аудита. Но при всей неопределенности необходимо построить эффективную систему контроля качества аудита, которым следует заниматься в России и зарубежных странах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ).

2 См.: Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита. М.: Эксмо, 2008. 208 с.

3 См.: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ...

4 См.: Федеральное правило (стандарт) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 863).

5 См.: Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 557).

Поступила 01.04.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная