А. В. Кузнецов, В. Р. Горячева. Переход Европейского Запада от Средневековья к Новому времени (методологический аспект)

А. В. КУЗНЕЦОВ, В. Р. ГОРЯЧЕВА

ПЕРЕХОД ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАПАДА ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

КУЗНЕЦОВ Алексей Владимирович, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук.

ГОРЯЧЕВА Варвара Руслановна, ассистент кафедры истории экономической науки Российского экономического университета (г. Москва).

Ключевые слова: европейский культурно-исторический тип, пассионар-ность, периодизация

Key words: European cultural and historic type, passionarity, periodization

При обращении к прошлому исследователь постоянно сталкивается с проблемой интерпретации исторического процесса и законов. Очевидно, что гуманитарные науки должны развиваться исходя из критериев истинности, методов проверки гипотез, основанных на строгих логических рассуждениях. Такой подход дает возможность верификации данных, полученных одной наукой, на моделировании событийного ряда и причинно-следственных механизмов в другой.

Например, производственные революции изучаются историей и экономикой. Это позволяет давать более объективную оценку развитию производительных сил на различных этапах развития общества. Однако при таком подходе нельзя ответить на вопросы «Почему одни общества (культурно-исторические типы) подходят к определенному рубежу своей материальной эволюции раньше, а другие — позже?». «Как объяснить разновременные периоды в процессе эволюции?». Далее мы будем придерживаться термина «культурно-исторический тип», введенного Н. Я. Данилевским, чтобы не путать его значение со смыслом, заложенным в культурологии.

О. Шпенглер, рассуждая о зарождении культуры, говорил, что она «выделяется» как «некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребы-вающего»1. Такая трактовка бедна научным инструментарием и направляет нас к аспектам абстрактной метафизической сущности. Более сбалансированной теоретической схемой, на наш взгляд, является пассионарная теория Л. Н. Гумилева2, в которой представлены основные этапы этногенеза через призму климатологии, биологии, географии и других наук. В то же время эта теория критикуется за неубедительность диагностики фаз этногенеза. Слабость методологической базы, опирающейся на данные естественных наук, объясняется отсутствием связи геобиохимической энергии живого вещества с видами энергии, известной естествознанию3. Наконец, наблюдения максимума образования радиоуглерода (14С) не подтвердили хронологию пассионарных толчков, которые, по мысли ученого, являются следствием фоновой радиации4.

Однако, несмотря на критику, порой выводящую исследования Л. Н. Гумилева за грани науки5, важен, на наш взгляд, принцип изучения исторического процесса на основании данных естественно-научных дисциплин. Культурно-исторический тип — это социальная форма движения материи, совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями жизни. Эта форма рождается как конгломерат локальных обществ, живущих в одном ареале и подчиняющихся единообразному «вызову» природы6. «Ответ» приводит к постепенной концентрации локаций, сжатию их в единый этнос. С этого момента начинается выделение энергии (подобно термоядерной реакции звезд), которую Л. Н. Гумилев назвал пассионарной. На ранних этапах эволюции новый этнос еще не может создать «великую культуру». Энергия, выплескиваемая этносом, разрушительна. Это явление можно связать с процессом «варварских завоеваний», сопровождающихся хаосом. Уменьшение энергии из-за высокой энтропии приводит к качественному переходу в процессе этногенеза. На этом этапе формируется культурно-исторический тип с его уникальной ментальностью. Важную роль начинает играть негэнтропия — движение к упорядочиванию, организации системы. В итоге многовекового генезиса перегрев, растраченный культурно-историческим типом во внешнюю среду, сменяется работой, совершающейся за счет убыли внутренней энергии.

Пройдя все стадии развития, культурно-исторический тип на последнем этапе, подобно биологическим системам, потерявшим скорость и импульс, приходит к состоянию покоя. Такое состояние Л. Н. Гумилев называл гомеостазом, существованием в равновесии со средой. В физике оно носит название энергии покоя и устанавливает эквивалентность массы тела этой энергии7.

Представив упрощенную модель генезиса культурно-исторического типа, зададимся вопросом об этапах становления техногенной среды, экономики европейского культурно-исторического типа, который считается эталонным с эпохи Нового времени как среди носителей менталитета этой культуры, так и среди реципиентов. Апогей научно-технического потенциала античного культурно-исторического типа приходится на период эллинизма, а обскурация (возможно, совпадающая с одноименной фазой гипотезы Л. Н. Гумилева) — на третье столетие новой эры. В то же время со многими техническими достижениями античного культурно-исторического типа исламский мир познакомился в VII в., а когнитивной зрелости достиг в XIII в. Одновременно с этим усиливается взаимообмен между Европой и исламским миром. О влиянии на «цивилизацию средневекового Запада» исламской культуры подробно написал современный иранский исследователь А. X. Зарринкуб. Он проанализировал проблему угасания средневековой исламской культуры вследствие турецких завоеваний территории, ранее принадлежавшей Арабскому халифату в XV—XVI вв.8 Однако, несмотря на прогресс в XII и XIII вв., основным источником энергии продолжала оставаться мускульная сила человека и животных. Положительным научно-техническим потенциалом европейский культурно-исторический тип стал обладать только на рубеже XV—XVI вв.

Что же привело к относительно продолжительным периодам стагнации, многочисленным реинвенциям в технике? По мнению Ж. Ле Гоффа, «основная масса населения, хотя и не поставляла сеньорам столь дешевую и пригодную для эксплуатации рабочую силу, как античные рабы, но все же была довольно многочисленна и достаточно подчинена экономически, чтобы, используя простейшие орудия труда, содержать господствующие классы и обеспечить собственное скудное существование»9. Однако это не согласуется с выводами английского экономиста А. Тойнби, показавшего, что прирост населения во времена «старой промышленной системы», даже в начале XVIII в., был невысоким10. А для экстенсивной аграрной экономики этот фактор играет ведущую роль. Например, сокращение населения европейской части России в конце XVI в. по отношению к предыдущему периоду привело к экономическому коллапсу, политическому кризису и «второму изданию крепостничества». Многочисленные примеры других европейских народов убеждают нас, что феодальная эксплуатация населения является следствием, а не причиной стагнации при уровне развития техники, стремящейся к нулю.

К тому же, господство светских и духовных феодалов не имело одни лишь негативные последствия для развития техники. В некоторых сферах потребности и вкусы господствующего класса стимулировали прогресс11. Но этот прогресс почти не заметен по сравнению с процессами, начавшимися в европейском хозяйстве в XV—XVI вв.

Вышеописанные лакуны являются, но нашему мнению, следствием того, что в определенные периоды своего развития этнические системы не могут работать (под этим термином мы понимаем тот вклад в научно-технический потенциал, который способствует дальнейшей модернизации). Причина в том, что принадлежащая им свободная энергия соответствует такой величине, при которой не может протекать соответствующая реакция.

С большой осторожностью мы попытаемся представить формулу этого процесса, используемую в термодинамике. На процесс эволюции влияют два фактора — энтальпийный АН и противоположенный ему энтропийный TAS. Их разность определяет изменение свободной энергии AG. AG=AH-TAS. Энтропия рассеивается в окружающую среду, поэтому называется связанной энергией, а свободная энергия может быть использована для совершения работы. Если AG в исходном состоянии системы больше, чем в конечном, то процесс принципиально может протекать, если наоборот — не может. Европейский и исламский культурно-исторические типы первоначально обладали потенциалом, не способствующим продолжению работы, которую некогда производил античный культурно-исторический тип. Но совсем утратить научно-технический потенциал помешало существование другого суперэтноса — византийского.

Энтальпия — величина экстенсивная, т. е. для сложной системы равна сумме энтальпий ее независимых частей. Суперэтническая Мир-система представляет собой сложную систему. Такой была Византия в период зарождения соседних этнических систем. Вопрос распространения античной науки и техники среди представителей средневекового исламского культурно-исторического типа решается посредством анализа различных источников. Последние указывают на то, что античные научные трактаты были переведены на арабский язык в основном сирийцами, т. е. представителями довольно зрелой этнической общности. После падения Александрии именно сирийский г. Эдесса стал средоточием изучения античного наследия. Местные «хранители знаний» переводили древние трактаты на сирийский язык, а в VIII в. — на арабский. К сожалению, оказавшись в центре столкновения двух пассионарных разновекторных систем, этот город пережил упадок, как и Александрия до него12.

Но работа продолжалась в других центрах исламского мира. Те перед своей гибелью передали свое индустриальное наследие «цивилизации средневекового Запада», которая в этот период перестала испытывать пассионарное напряжение. Образовавшаяся свободная энергия позволила европейцам усвоить и развить навыки, доставшиеся ей в качестве наследия от более ранних культурно-исторических типов.

Полемика, касающаяся аспектов периодизации европейского культурно-исторического типа, приобретает законченную форму. В качестве критерия периодизации необходимо брать совокупность многих факторов. Например, переход Средневековья в Новое время для Европы, по нашему мнению, произошел в XV в. Об этом говорят фундаментальные изменения в техногенной, социально-экономической, культурной среде, которые были заложены в XIV в., т. е. в начале эпохи Ренессанса.

Термин «Ренессанс», на наш взгляд, имеет двоякое значение. Он весьма устарел и имеет смысл только в культурологии. Для экономической истории добавочная периодизация исторического процесса создает дополнительные трудности. Спад пассионарного напряжения в Европе XIV в. позволил обществу перейти к решению нетривиальных проблем. Благодаря этому стали распространяться далеко не свойственные средневековой Европе явления и институты: монастыри в качестве центров образования начали сменяться университетами, что позволило европейскому культурно-историческому типу отойти от бедности; схоластика уступила место научному знанию, что повысило научно-технический потенциал общества; цеховое ремесло теряло привлекательность по сравнению с мануфактурой, работавшей по принципу разделения труда и способной увеличить поступление товаров на рынок; мускульный труд в самой тяжелой работе заменялся механическим, что увеличило количество выпускаемой продукции. Все это утверждало антропоцентризм в качестве ведущего идеалистического воззрения и изменяло отношение к труду как основной форме жизнедеятельности. Канонисты уступали место буржуазии, выросшей из городского патрициата и купечества, что перевело экономическую мысль в прагматическую сферу. Началось бурное развитие банковского дела с более развитым состоянием финансов и кредита. Религиозные и феодальные войны сменились колониальными захватами, расширяющими рынок сбыта для метрополии и способствующими первоначальному накоплению капитала.

Средневековое хозяйство следует характеризовать как экстенсивное и консервативное в научно-техническом аспекте. Это подтверждает фундаментальное исследование Ж. Ле Гоффа. Однако экстенсивность экономики в период Нового времени не исчезла, она просто отошла на второй план, а эволюция материального мира (индустриализация) — процесс длительный. Интенсификация труда требовала новых рынков сбыта и сырьевых ресурсов. Это привело к колониализму. Последний имел свойство конвекции: пассионарии, жизнедеятельность которых сопровождалась значительной энтропией, отдалялись от метрополии и содействовали удержанию колонизированных земель; гармоничные личности, способные к освоению новых средств производства и легитимно относящиеся к современным трудовым отношениям, наращивали научно-технический потенциал индустриализации и стимулировали экономический рост.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 184 с.

2 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 548 с.

3 См.: Клейн Л.С. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н. Гумилева. URL: http://scepsis.net/library/id_86.html (дата обращения: 15.02.2013).

4 См.: Распопов О.М., Дергачев В.А. 200-летние вариации космических лучей, модулированных солнечной активностью, и их климатический отклик (презентация). URL: http//rcrc2006.lebedev.ru/29thRCR/raspopov.ppt (дата обращения: 07.02.2013).

5 См.: Янов А.Л. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. 1992. № 17. С. 104—116.

6 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории: сб. / пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. 640 с.

7 См.: Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теория поля. М.: Физматлит, 2006. С. 46.

8 См.: Зарринкуб А^. Исламская цивилизация: великие открытия и достижения человечества. СПб.: ДИЛЯ, 2011. 224 с.

9 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издат. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. С. 185.

10 См.: Тойнби А.Дж. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии. М.: Книж. дом «Либроком», 2011. 352 с.

11 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада ... С. 185.

12 См.: Scheader. Der Mensch in Orient und Okzidennt. Munch., 1960. S. 245; Зарринкуб А^. Исламская цивилизация ... С. 49.

Поступила 15.03.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная