С. К. Арсланова. Инновационная деятельность населения как фактор экономического развития города
С. К. АРСЛАНОВА
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РА3ВИТИЯ ГОРОДА
АРСЛАНОВА Светлана Кирилловна, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Набережночелнинского государственного торгово-технологи-ческого института, кандидат социологических наук, доцент.
Ключевые слова: инновационный потенциал населения, инновационное развитие территории, непрерывное обучение, управление знаниями
Key words: population innovative potential, territory innovative development, continuous education, knowledge management
Важной характеристикой современного российского общества является переход к инновационному развитию всех его сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Происходящие перемены связаны с активным становлением инновационного пространства. Необходимое условие для развития современной России — повышение творческой активности населения, поскольку инновационное развитие территории невозможно без наращивания созидательного потенциала граждан и его эффективного использования. На уровне организации инновационность социального потенциала проявляется в активности персонала, креативном мышлении, рационализаторстве, которые определяются стратегией и качеством управления организацией. В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. дано определение инновационного человека как широкой категории, отражающей идею о том, что «каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и производителем этих изменений»1.
Экономический потенциал страны зависит от инновационного развития ее территорий, которое в свою очередь определяется инновационными процессами в сфере труда. Инновационный труд может быть реализован посредством деятельности человека, которого характеризуют непрерывное образование, критическое мышление, креативность, предприимчивость, разумный риск, стремление к новому, владение иностранными языками, способность к самообучению, готовность работать в высококонкурентной среде.
Инновационный потенциал личности мы рассматриваем в качестве способности осуществлять, генерировать инновации и готовности к восприятию изменений. М. А. Нугаев характеризует его как его способность к творчеству, склонность к инновационной деятельности, субпотенциал социального потенциала личности2. А. А. Давыдов рассматривает инновационный потенциал России с позиции системного подхода в социологии, т. е. как возможность для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств: новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социокультурных образцов и т. д.3 Инновационный потенциал личности реализуется через креативность, представляющую собой творческое осмысление поставленной задачи. Появление инновационного продукта невозможно без креативного мышления, нестандартного подхода и умения найти новое качество в уже существующем продукте. В условиях постиндустриального развития общества конкурентным преимуществом является уже не просто идея, а способность личности генерировать и внедрять идеи в практику. Основа конкурентоспособности любого человека, организации, страны — непрерывное творческое развитие. К основным концепциям, обосновывающим современное развитие общества, следует отнести менеджмент знаний, который ориентирован не только на поиск и генерирование творчества, инноваций, рационализаторства, но и на передачу накопленного опыта в сфере инноваций, воспроизводство инновационных идей. С одной стороны, в рамках конкретного предприятия цель и задачи в области знаний находятся на самом глубинном уровне, с другой — знания могут так и не реализоваться в конкретной организации при неблагоприятных условиях ее внутренней среды. Преимущество организации в современной конкурентной среде обеспечивается за счет того, что она умело управляет знаниями, более продуктивно использует информацию.
По мнению П. Ф. Друкера, «большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глубинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества, — это используемые в нем специфические производственные и управленческие знания»4. Управление знаниями позволяет создать конкурентные преимущества в организациях, ориентированных на постоянное развитие, инновации. Государство формирует основы инновационного развития экономики, политики и других сфер общества, в том числе и через политику в сфере образования.
Для изучения инновационного потенциала населения в ноябре 2011 г. мы провели опрос жителей г. Набережные Челны Республики Татарстан. Объем репрезентативной квотной выборочной совокупности составил 785 чел. В качестве квот были выбраны пол, возраст, социальное положение (максимально допустимая погрешность выборки по основным параметрам составляет менее 0,5 %). Важным фактором, оказывающим влияние на инновационную активность личности в сфере трудовой деятельности, является удовлетворенность работой. Согласно результатам проведенного исследования, каждый третий из числа опрошенных, работающих в г. Набережные Челны, был удовлетворен своей работой (32,4 %). Довольны тем, что вообще имеют работу, 27,2 % респондентов. Недовольны своей работой 16,2 % опрошенных горожан. Затруднились ответить 24,2 %.
Человек, испытывающий удовлетворенность от выполняемой им работы, как правило, стремится совершенствоваться. Если нет стремления к развитию, самосовершенствованию в трудовой деятельности, то нет и потребности в инновациях и рационализаторстве. Это подтверждают полученные нами данные (таблица). Исследование показало, что 37,5 % от числа удовлетворенных своей работой готовы к совершенствованию в своей сфере деятельности. Согласны на обучение смежным профессиям 23,2 % опрошенных, а 19,6 % респондентов, удовлетворенных своей работой, утверждают, что изменения в их профессиональной деятельности уже произошли. У респондентов, которые довольны своей работой в связи с тем, что у них нет другой, а также у недовольных своей работой мотивация к совершенствованию в профессиональной сфере ниже (19,1 и 28,6 % соответственно). При этом каждый пятый из недовольных своей работой в той или иной мере готов осваивать новую для него специальность.
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
Важным аспектом инновационной составляющей социального потенциала личности является потребность в получении новых знаний. Один из способов ее реализации — дополнительное образование. Оно связано со стремлением сохранить за собой занимаемую должность, продвижением по карьерной лестнице, осознанием необходимости быть конкурентоспособным и др. В ходе исследования нами выяснено, хотят ли жители г. Набережные Челны получать дополнительное образование, а также насколько это является для них личной потребностью, а не сложившейся необходимостью. Почти каждый четвертый готов получать дополнительное образование в случае необходимости (24,9 %). Хотят его получить 14,9 %. Доля уже получающих дополнительное образование составляет 4,1 %. Каждый третий респондент не считает необходимым его получать (33,9 %). Затруднились дать ответ 22,2 %.
Таким образом, доля горожан, стремящихся к развитию в профессиональной сфере посредством получения дополнительного образования, довольно низкая. Важным показателем является не только желание получить дополнительное образование, но и личная потребность в образовании в течение всей жизни. Инновационная деятельность невозможна без непрерывного образования. Инновации дают конечный результат творческого труда, воплотившийся в новой или усовершенствованной продукции, технологии. Согласно результатам нашего исследования, испытывают потребность в непрерывном образовании 10,0 % респондентов.
Результатом самообучения и самообразования являются новые идеи и предложения, рационализаторство. Потребность в самообучении и самообразовании испытывает незначительная доля опрошенных (15,7 %). Стремление к изменениям и преобразованиям в своей деятельности отметили 25,2 % респондентов. У 20,0 % наблюдается положительная тенденция, связанная с ростом интереса к совершенствованию в профессиональной деятельности.
Каждый сотрудник организации стремится реализовать в процессе профессиональной деятельности свои потребности. При этом цели учреждения и работника должны коррелировать друг с другом. Респонденты проранжировали характеристики, которые они считают важными при выборе места работы: деньги и оплата труда, карьера и должностной рост, социальная защищенность, отношение с руководством, престиж фирмы, взаимопонимание в коллективе, самостоятельность, новые знания и опыт, ответственность, интерес к работе.
Одним из показателей адаптивности к изменениям является готовность к переменам в трудовой сфере. Согласно результатам нашего исследования, каждый пятый готов к повышению квалификации в той сфере, в которой он уже работает (20,0 %). Согласны на обучение по смежным специальностям 18,7 % опрошенных; у 15,7 % изменения уже произошли; 13,9 % готовы осваивать новую специальность с нуля. Не хотят изменений 12,6 % респондентов, затруднились с ответом 19,1 %. Таким образом, 68,3 % опрошенных в той или иной мере готовы или уже участвуют в изменениях в профессиональной деятельности. Двумерный анализ данных позволил установить, что большую долю среди тех, кто не хочет перемен, составляют респонденты предпенсионного возраста. Возраст опрошенных влияет на готовность к изменениям в сфере труда. В возрасте от 18 до 24 лет многие респонденты готовы к изменениям. В возрасте от 25 до 54 лет на это согласно около половины опрошенных.
Проведенное исследование инновационной составляющей социального потенциала населения позволило выявить невозможность крупных социально-хозяйственных систем самостоятельно обеспечить высокую динамику инновационного развития. В связи с этим создание условий для инновационной активности в рамках трудовых коллективов (организаций, предприятий) позволяет концентрировать совокупный социальный потенциал организации и проявление его инновационной составляющей. В современных условиях основой динамичного развития любой социально-экономической системы является инновационная деятельность. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу ее устойчивого экономического роста.
Таким образом, инновационное развитие общества зависит от ряда факторов: инновационного потенциала, который является важной составляющей современной личности (персонал — неосязаемый капитал организации, определяющий направления ее развития), создания благоприятной среды для творческой деятельности, креативности, умения работать в команде.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 26.04.2012).
2 См.: Нугаев М.А. Теоретико-методологические основы исследования качества социального потенциала региона. Казань: Изд-во Казан. гос. унта, 2006. 165 с.
3 См.: Давыдов А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее. URL: http://www. isras.ru/blog_modern_3 (дата обращения: 09.05.2012).
4 Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. М., 2001. С. 15.
Поступила 18.07.2012.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная