Ф. Ш. Ямбушев. Бытие человека в государственно-организованном обществе

Ф. Ш. ЯМБУШЕВ

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ГОСУДАРСТВЕННО-ОРГАНИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ

ЯМБУШЕВ Фаиль Шамильевич, декан юридического факультета Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат юридических наук, доцент.

Ключевые слова: человек, государственно-организованное общество, государство, общее благо, идея

Key words: human being, state-organised society, state, public weal, idea

Вопросы понимания государства и его природы, места и роли человека в политически организованном обществе давно интересуют человечество. Однако поиск ответов на них вызвал еще больше вопросов, которые приводили к появлению новых знаний, базировавшихся на теориях, гипотезах, опыте и мировоззрении.

Современная государствоведческая наука, имея богатый арсенал знаний, проецирует схемы, в которых государство предстает преимущественно как суверенная политическая организация публичной власти общества с рядом присущих ему формальных признаков. Но за этими схемами иногда не видно человека, являющегося неотъемлемой составляющей государства и его институтов. Человек в государственно-организованном обществе нередко рассматривается в качестве простой статистической, обезличенной «магией больших чисел» единицы, через призму которой мы видим массы, население, граждан, электорат и т. д.

Человек является носителем индивидуальных потребностей и интересов, а в социально организованных условиях существования — еще и разнообразных социальных потребностей и интересов, которые формируют у него понимание и представление об их значимости, необходимости, опосредо-ванности и обусловленности окружающим его естественным и социальным миром. В итоге человек играет роль не банального социально ориентированного «потребителя», а того, кто проецирует свои потребности в конкретные смысловые образы, формирующие его личное мировоззрение, которое транслируется в различных формах другим людям, в том числе и относительно понимания общества, места и роли в нем человека.

Мировоззрение и сформированные на его основе социальные установки, господствующие в обществе на конкретном этапе его исторического развития, программируют социум и обеспечивают его существование посредством согласования интересов многих, живущих в условиях единых представлений об общем благе. Человек взаимодействует с окружающим миром не во благо всех, а через личное участие в достижении общего блага, исключительно в своих личных интересах руководствуясь внутренней «жаждой» собственного материального и психоэмоционального благополучия, что в итоге и объединяет людей для достижения этой цели посредством участия многих.

Краеугольным камнем объединения людей для совместной жизни выступает не общее благо в чистом виде, а интерес и потребность каждого, достижимые посредством включения многих в орбиту потребностей конкретного человека. Максимум действий, направленных на преобразование, изменение окружающего человека мира, есть исходный постулат объединения людей. Лишь совместные действия многих способны максимально преобразовать и использовать окружающий человека мир.

Человек — существо социальное. Социально организованное общество стремится к упорядочению основных его характеристик, таких как благополучие и следование правилам взаимного бытия, вне которых общественная организация человеческой жизни исключается.

Государство — это аккумулированная идея многих о благе многих. Это миф, воплощающийся в угоду существующей объективной реальности, как некое противопоставление ожидания многих относительно конкретного исторического факта. Жизнь человека в государственно-организованном обществе пронизана мифами, преданиями, которые усваиваются им с учетом особенностей конкретной эпохи, но исходные характеристики этих мифов остаются неизменными. Они придают уверенность в постоянстве и истинности существующего положения вещей как единственно возможного способа организации общественной жизни, а отступление от этого положения вещей в представлениях многих может иметь неблагоприятные последствия. Пока миф устойчив, устойчив и существующий государственный и общественный порядок.

Взаимодействие государства и человека выстраивается исходя из усвоенных обществом идей и представлений о должном и возможном поведении. Именно усвоенные обществом мифы, как идеи, ставшие частью коллективного бессознательного, обеспечивают легитимацию государственной власти, выступают гарантом суверенитета государства и существующего общественного строя. Мифы, связывающие человека с государством и перестающие быть объектом веры многих, приводят государство к гибели.

Так как же миф воплощен в жизни государства и общества? Ответ на этот вопрос скрывается в самой природе человека. В быту человек мыслит стереотипными категориями, т. е. устоявшимися отношениями к происходящим событиям, выработанным на основе сравнения их с внутренними идеалами, которые и составляют его миропонимание. Стереотипы закладывают основу социального общения людей друг с другом, в том числе на межклассовом, межэтническом, межрелигиозном и других уровнях.

Стереотипы социального мышления устойчивы и длительны по времени их воспроизводства. Так, устоявшееся в российском обществе представление о том, что «закон в России меньше, чем закон», в повседневности имеет глубокие корни. Кроме того, идея о правовом нигилизме российского общества воспроизводится в течение многих веков и принимается людьми как факт социальной жизни, что в свою очередь моделирует отношения не только между членами общества на его разных уровнях, но и между государством, его институтами и обществом. Но как только речь заходит о социальном порядке, прогрессе и стабильности в массовом сознании, начинается процесс перебирания известных исторических образов, с которыми отождествляются социальный порядок, прогресс и стабильность. Именно так появился современный российский миф о «сильной руке», образы и герои этого мифа в массовом сознании выражены содержательно.

Чем устойчивее в социальном сознании стереотипы, тем больше ими «насыщаются» общественные и государственные институты, которые выполняют функцию зеркального отражения, ибо, как писал Ж.-М. де Местр, «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»1.

Если говорить о мифах сакрального характера, то в них мир представлен в виде конкретных образов, лежащих в основе архетипов (коллективного бессознательного). Сакральный миф задает образцы, модели для действий человека. Он служит для ритуализации повседневности, позволяет человеку обрести смысл жизни. Сакральные мифы уходят глубоко в историю человеческого бытия, закладывая фундамент общественных связей и отношений. Именно в них воплощена главная идея о сущности человека, его неразрывной связи с божественной природой мира. Трансформированные под конкретные условия существования общества и государства сакральные мифы приобретают новое качество. Они становятся идеями. При такой трансформации многие идеи продолжают сохранять свой сакральный смысл, например, идеи «богоизбранности народа», патриархального общества, вечности существующих основ социального порядка и т. д. Другие же идеи, претендующие на научность в собственных базовых принципах, опираются на образы и символы, «взращенные» мифологическим сознанием (коммунистическая идея, идея глобальной интеграции, идея единого общества без национальных границ государств).

В классово-политическом выражении идеи доминирующего социального класса становятся классовой идеей государства, в национально-политическом выражении — национальной идеей государства. Однако в самом широком смысле и то и другое является идеологией государства. Особенность идеологии, в частности государственной, состоит в том, что в процессе своего формирования она включает в себя ключевые элементы общественного сознания и преобразует их в интегральную духовную форму бытия общества и государства. Идеология в предельно концентрированном виде выражает цели, ожидания и потребности, которые определяют характер состояния общества, степень социальных связей и отношений.

Закрепляя политические ориентиры, интересы, ценности разных субъектов политики, идеология становится специфической формой санкционирования существующей в обществе системы господства и подчинения, определенного государственного режима. Любая государственная идеология может быть основана только на том социальном фундаменте, который имеет четкие контуры государственности, выраженные в суверенитете народа — источника государственной власти.

Объединяющим условием существования народа в едином государственном пространстве является осознанная потребность жить в политически организованном обществе, в конкретной социокультурной среде и возможность достижения определенных социальных благ в соответствии с действующими нормативными регуляторами религиозного, этического, обычного, правового, политического характера и согласуемыми с представлениями людей о должном и возможном поведении в данной государственно-организованной среде.

Объединение в государство необходимо людям, чтобы максимально реализовать свои ожидания, связанные с его существованием. Государство — это следствие совпадения представлений людей об общем благе на конкретной территории и в определенное время в условиях согласованного и соразмерного сосуществования всех вместе и каждого в отдельности.

Люди объединяются в государство, живут в нем и готовы отдавать ему часть индивидуальных возможностей и способностей взамен на желаемое благополучие. Благодаря существованию общего блага может происходить взаимное качественное превышение ожидаемого результата. Юридической же основой, обеспечивающей обоюдное превышение, выступает создание условий для появления в государстве разнообразия индивидуальных возможностей, как и устранение необоснованных препятствий для реализации ожиданий каждого от пребывания в государстве. При отсутствии соразмерности индивидуальных возможностей, ожиданий и результата государство перестает играть роль политической организации всего общества.

Таким образом, государство есть проекция социальных идей, аккумулирующая потребности и интересы многих ради блага многих. Человек в этой модели предстает не статистической единицей государственно-организованного общества, а его основным содержанием, в котором воплощена цель и идея существования государства.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Местр Ж.-М. де. Петербургские письма. СПб.: ИНАпресс, 1995. С. 173.

Поступила 28.03.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная