Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева, В. Ф. Купряшкин, Е. Н. Панюшкина. Педагогика сотрудничества как технология методики обучения инновационной деятельности в региональных летних научных студенческих школах

Н. И. НАУМКИН, Н. Н. ШЕКШАЕВА, В. Ф. КУПРЯШКИН, Е. Н. ПАНЮШКИНА

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЕТНИХ НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ШКОЛАХ1

НАУМКИН Николай Иванович, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор педагогических наук.

ШЕКШАЕВА Наталья Николаевна, преподаватель кафедры основ конструирования механизмов и машин Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

КУПРЯШКИН Владимир Федорович, доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат технических наук.

ПАНЮШКИНА Елена Николаевна, аспирант кафедры прикладной математики Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, инновационная инженерная деятельность, компетентность, компетенция, летние научные школы, способности

Key words: national research university, innovative engineering activity, expert knowledge, competence, summer scientific schools, abilities

В статье проведение региональных летних научных студенческих школ рассматривается в качестве механизма реализации интегрирующей технологии обучения инновационной инженерной деятельности.

In the article organisation of regional summer scientific student schools is treated as mechanism for implementation of integrative technology for innovative engineering activity training.

Сегодня, когда Россия встает на инновационный путь развития, а национальная инновационная система обретает развитую инфраструктуру, никто не сомневается, что именно эти обстоятельства (в интеграции с модернизацией промышленности), обеспечат стране технологический прорыв. В этих условиях основной задачей высшей профессиональной школы России, особенно в системе инженерного образования, является подготовка специалистов к будущей инновационной инженерной деятельности (ИИД). Предлагаемая статья является развитием разработанной нами ранее методической системы формирования у студентов национальных исследовательских университетов компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД) при обучении интегрированной дисциплине «Основы инновационной инженерной деятельности» (ОИИД) и направлена на повышение эффективности ее реализации.

Нами сформулирована гипотеза о том, что эффективность подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности при обучении ОИИД повысится, если ее осуществлять поэтапно, с последующим увеличением сложности решаемых задач и углублением деятельностного компонента КИИД2. Для доказательства этой гипотезы разработана модель, включающая целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и релаксационно-диагности-ческий компоненты (рисунок).

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

При реализации этой модели в качестве первого этапа (теоретического) начинается обучение ОИИД, которая включена в учебные планы подготовки бакалавров Национального исследовательского Мордовского государственного университета по всем инженерным направлениям обучения. В качестве второго (практического) этапа нами выбраны региональные летние научные школы студентов, аспирантов и молодых ученых.

Следует отметить, что летние научные школы имеют многолетнюю историю, проводятся многими ведущими вузами страны и могут различаться по статусу, виду, целям, времени проведения, форме, видам занятий и другим признакам. Первая школа проведена нами в 2001 г.3 Ее деятельность была направлена на реализацию государственного контракта по Федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки». Необходимость ее проведения обусловлена вынужденным летним перерывом в цикле круглогодичной научной работы студентов. Она выступала в качестве особой формы проведения занятий, совмещающей активный отдых, интенсивное обучение. В 2012—2013 гг. проведены такие школы в рамках реализации Программы развития студенческих объединений «Студенческие объединения как креативная составляющая научно-образовательного процесса в национальном исследовательском университете»4.

Статус школы определяется возможностями устроителя (оргкомитета и вуза), а также уровнем значимости решаемых задач. Так, в работе наших последних школ принимали участие студенты (до 25 чел.) не только разных факультетов университета, но и других вузов Мордовии. Следовательно, они имели региональный статус. В перспективе рассматривается вопрос о проведении всероссийских школ по изучению методов решения нестандартных задач.

Вид (выездная, стационарная, радиальная, кольцевая и комбинированная) школы обусловлен материальными факторами, ее задачами и целью. Наши школы были частично комбинированными, так как проводились на одной из баз отдыха с организацией экскурсий на малые инновационные предприятия республики.

Целями проведения школ стали подготовка студентов к участию в третьем туре всероссийских олимпиад по механизации сельского хозяйства и теории механизмов и машин; развитие их творческих способностей. Основной целью школ 2012—2013 гг. была подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях высокотехнологичных инновационных предприятий и на основе развития у них компетентности в КИИД в рамках погружения в творческую среду. Из каникулярного (летнего и зимнего), семестрового, календарного, периодического мы выбрали каникулярное (летнее) время проведения как наиболее удобное для реализации поставленных целей. Формы и виды занятий определялись содержанием и видом реализуемых педагогических технологий, методов и методик обучения.

Особое внимание следует уделить процессуально-технологическому компоненту, который определяет успешность реализации модели. Этот компонент включает методы, формы и средства обучения5. В школах последних двух лет применялись традиционные методы обучения: информационный, иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, исследовательский. Однако основное внимание уделялось проблемному, поисковому и исследовательскому методам, так как у слушателей школы в рамках учебной дисциплины ОИИД были уже сформированы в основном знаниевый, мотивационный, психологический и частично деятельностный компоненты КИИД6. При поисковом, проблемном и исследовательском методах студенты самостоятельно исследовали часть учебного материала и по выбранным ими методам и алгоритмам решения изобретательских нестандартных задач самостоятельно решали выбранную ими проблему. К используемым в предыдущей школе традиционным и инновационным формам обучения добавились индивидуальные занятия с руководителем, самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством руководителя, СРС в составе команды и их комбинация.

Перечисленные методы и формы реализовывались в рамках ставшей уже традиционной деловой игры «Фирма», разработанной нами на основе инновационного метода обучения в команде и адаптированной к условиям школы7. Из группы студентов (6—7 чел.) самостоятельно организовывалась «фирма», работающая в течение всей школы, однако, в отличие от традиционной, управленческая работа осуществлялась не только во время учебы, но и во время участия в творческих конкурсах, спортивных и других мероприятиях. Основным этапом этой деловой игры была разработка охраноспособного результата интеллектуальной деятельности — изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака. Защита проекта проходила в форме презентации каждой «фирмы» перед группой экспертов и участниками других команд. Вначале слово предоставлялось директору, а затем каждому члену «фирмы», которые рассказывали о результатах интеллектуальной деятельности, представляли разработанные инновационные продукты (фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания, изобретение, полезную модель, промышленный образец), раскрывали область использования и ожидаемый эффект. Все присутствующие могли задавать вопросы и принимать участие в обсуждении. По результатам защиты эксперты принимали окончательное решение (оформление заявки на патент, опубликование научной статьи, рекомендация к внедрению).

К традиционным средствам обучения в школе добавились фонды сценариев творческих конкурсов и спортивных мероприятий. Они были направлены на сплочение команды при решении поставленных задач, выявление лидеров, формирование умения быстро действовать и принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, творческие конкурсы способствуют развитию творческого потенциала студентов — основы ИИД.

В течение работы команд действовала накопительная система баллов (индивидуальная и командная), при этом каждый член команды нес ответственность за свои действие перед коллективом и за команду в целом в условиях необходимости обязательного принятия решения в экстремальных условиях (стрессовая ситуация, ограниченность времени, ответственность в принятии решения и т. п.). Это также является одним из основных мотивов активной, ответственной и результативной работы.

Невозможно в педагогической практике использовать какую-либо одну технологию, методику или методический подход к обучению. Необходима интеграция нескольких научно-методических теорий.

Опираясь на анализ дидактических особенностей обучения научно-техническому творчеству, Н. М. Анисимов указывает на необходимость проектирования системы обучения решению творческих задач на основе методического подхода, обеспечивающего наращивание социального потенциала, создание таких интеллектуально-коммуникативных условий творческой деятельности, в которых обучаемый получил бы возможность реализации деятельности, адекватной творческому характеру задачи8. Такая технология должна вобрать в себя положительный предшествующий опыт, соответствовать новому пониманию целей обучения

творчеству. Ученый предлагает технологию обучения инновационной и изобретательской деятельности, разработанную на основе психолого-педагогического подхода совместной продуктивной деятельности (СПД). Педагогическая стратегия СПД является развитием принципов активной деятельности личности обучаемого при взаимодействии и общении всех участников учебного процесса.

Несмотря на краткосрочность проведения мероприятия, повторение проведенного в 2012 г. педагогического эксперимента подтвердило эффективность реализуемой в школе методической системы обучения. Кроме того, она гармонизирует уровни владения всего спектра компонентов КИИД.

Таким образом, практика реализации летних научных школ показала, что, во-первых, на этапе обучения в летних научных школах наиболее полно можно сформировать компетентность в инновационной инженерной деятельности благодаря тому, что эта форма активного обучения совмещает активный отдых и интенсивное обучение. Во-вторых, создание образовательной среды для студентов летом эффективно не только для обучающихся, но и для региона в целом, так как молодежь — наиболее открытая и активная часть общества, привлечение ее к решению проблем развития региона позволяет вырабатывать новые идеи и механизмы их реализации. В-третьих, выбор в качестве второго (практического) этапа формирования КИИД региональных летних научных школ студентов, аспирантов и молодых ученых обеспечивает повышение эффективности подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности. В-четвертых, повышение эффективности функционирования летних школ обеспечивается использованием в них интегрированной педагогической технологии, основой которой является педагогика сотрудничества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках выполнения государственного задания, проект 53/18 — 12 «Формирование у студентов национальных исследовательских университетов компетентности в инновационной инженерной деятельности на основе погружения в инженерное творчество».

2 См.: Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Поэтапное формирование компетентности в инновационной инженерной деятельности у студентов национальных исследовательских университетов // Материалы XII Междунар. науч.-метод. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвящ. 90-летию со дня рождения С.Е. Каменского: в 2 ч. М.: МПГУ, 2013. Ч. 2. С. 158—161; Шекшаева Н.Н. Методическая система поэтапного формирования у студентов технических вузов компетентности в инновационной деятельности // Современное машиностроение. Наука и образование: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М.М. Радкевича и А.Н. Евграфова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 557—564.

3 См.: Наумкин Н.И. Опыт проведения региональных летних научных студенческих школ по механике // Регионология. 2005. № 4. С. 159—165.

4 См.: Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 172 с.; Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф., Шекшаева Н.Н., Панюшкина Е.Н. Летние научные школы — важный компонент подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности // Фундам. исслед. 2012. № 11. Ч. 1. С. 84—89.

5 См.: Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 120 с.; Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Наука и школа. 2008. № 6. С. 4—8.

6 См.: Grosheva E.P., Naumkin N.I. Motivation of innovative activity. URL: http://www.science-sd.com/pdf/2012/2/Grosheva.pdf?sd_com=63747f5da83577 5a419ef67a19a9dee5 (дата обращения: 16.08.2013); Наумкин Н.И. Интегрированная технология обучения общетехническим дисциплинам, обеспечивающая формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности // Вестн. Волгоград. пед. ун-та. 2008. № 6. С. 66—69.

7 См.: Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф., Шекшаева Н.Н., Панюшкина Е.Н. Летние научные школы Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов .

8 См.: Анисимов Н.М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности. М.: Прометей, 1997. 142 с.

Поступила 28.08.2013.

REFERENCES

1 Osushhestvleno pri finansovoj podderzhke Ministerstva obrazovanija i nauki RF v ramkah vypolnenija gosudarstvennogo zadanija, proekt 53/18 — 12 «Formirovanie u studentov nacional'nyh issledovatel'skih universitetov kompetentnosti v innovacionnoj inzhenernoj dejatel'nosti na osnove pogruzhenija v inzhenernoe tvorchestvo».

2 Sm.: Naumkin N.I., Shekshaeva N.N. Pojetapnoe formirovanie kompetentnosti v innovacionnoj inzhenernoj dejatel'nosti u studentov

nacional'nyh issledovatel'skih universitetov // Materialy XII Mezhdunar. nauch.-metod. konf. «Fizicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija», posvjashh. 90-letiju so dnja rozhdenija S.E. Kamenskogo: v 2 ch.

M.: MPGU, 2013. Ch. 2. S. 158—161; Shekshaeva N.N. Metodicheskaja sistema

pojetapnogo formirovanija u studentov tehnicheskih vuzov kompetentnosti v innovacionnoj dejatel'nosti // Sovremennoe mashinostroenie. Nauka i obrazovanie: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red.

M.M. Radkevicha i A.N. Evgrafova. SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2013. S. 557—564.

3 Sm.: Naumkin N.I. Opyt provedenija regional'nyh letnih nauchnyh studencheskih shkol po mehanike // Regionologija. 2005. № 4. S. 159—165.

4 Sm.: Naumkin N.I. Metodicheskaja sistema formirovanija u studentov tehnicheskih vuzov sposobnostej k innovacionnoj inzhenernoj dejatel'nosti.

Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2008. 172 s.; Naumkin N.I., Grosheva E.P.,

Kuprjashkin V.F., Shekshaeva N.N., Panjushkina E.N. Letnie nauchnye shkoly — vazhnyj komponent podgotovki studentov nacional'nyh issledovatel'skih universitetov k innovacionnoj dejatel'nosti // Fundam. issled. 2012. № 11.

Ch. 1. S. 84—89.

5 Sm.: Naumkin N.I., Grosheva E.P., Kuprjashkin V.F. Podgotovka studentov nacional'nyh issledovatel'skih universitetov k innovacionnoj dejatel'nosti v processe obuchenija tehnicheskomu tvorchestvu. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2010. 120 s.; Naumkin N.I. Metodicheskaja sistema formirovanija u studentov tehnicheskih vuzov sposobnosti k innovacionnoj inzhenernoj

dejatel'nosti // Nauka i shkola. 2008. № 6. S. 4—8.

6 Sm.: Grosheva E.P., Naumkin N.I. Motivation of innovative activity. URL: http://www.science-sd.com/pdf/2012/2/Grosheva.pdf?sd_com=63747f

5da835775a419ef67a19a9dee5 (data obrashhenija: 16.08.2013); Naumkin N.I.

Integrirovannaja tehnologija obuchenija obshhetehnicheskim disciplinam, obespechivajushhaja formirovanie u studentov sposobnosti k innovacionnoj inzhenernoj dejatel'nosti // Vestn. Volgograd. ped. un-ta. 2008. № 6. S. 66—69.

7 Sm.: Naumkin N.I., Grosheva E.P., Kuprjashkin V.F., Shekshaeva N.N., Panjushkina E.N. Letnie nauchnye shkoly .; Naumkin N.I., Grosheva E.P., Kuprjashkin V.F. Podgotovka studentov nacional'nyh issledovatel'skih universitetov .

8 Sm.: Anisimov N.M. Tehnologija obuchenija izobretatel'skoj i innovacionnoj

dejatel'nosti. M.: Prometej, 1997. 142 s.

N. I. Naumkin, N. N. Shekshaeva, V. F. Kupryashkin, E. N. Panyushkina. Pedagogics of Cooperation as Technology for Innovative Activity Training Methods in Regional Summer Scientific Student Schools

The article is the continuation of the earlier developed by the authors methodological system for the formation of national research university students competence in innovative engineering activity in the framework of studying integrated discipline «Foundations of Innovative Engineering Activity» and aimed at its implementation efficiency increase. The hypothesis that the efficiency of students preparation for innovative engineering activity increases if it is implemented stage by stage with the consequent intensification of the complicity of the problems solved with the extension of the activity component in the innovative engineering activity lies in the base of the research. A pedagogic model including the purpose, conceptual, meaningful, process-technological and relax-diagnostic components has been developed.

Studying the above named discipline is the first (theoretical) stage in the implementation of this model. Regional summer scientific student schools, post-graduates and young scientists are the second (practical) stage. The practice of these schools organisation showed that at the second stage of the process it is possible to most fully develop the competence in the innovative engineering activity due to the fact that this form actively combines active leisure and intense education. The choice of summer scientific schools as the second stage in innovative engineering activity formation provides efficiency increase in the preparation of students for innovative engineering activity. Summer schools functioning efficiency increase is provided with the application of integrated pedagogic technology based upon the cooperation pedagogics.

NAUMKIN Nikolay I., Head of Chair of Foundations of Mechanisms and Machines Design of Mordovia National Research State University, doctor of pedagogic sciences.

SHEKSHAEVA Natalya N., lecturer of Chair of Foundations of Mechanisms

and Machines Design of Mordovia National Research State University.

KUPRYASHKIN Vladimir F., assistant professor of Chair of Foundations of Mechanisms and Machines Design of Mordovia National Research State University, candidate of technical sciences.

PANYUSHKINA Elena N., post-graduate of Chair of Applied Mathematics

of Mordovia National Research State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная