В. Ф. Батяев. Значение общественных объединений второй половины XIX — 20-х гг. XX в. в удовлетворении духовных потребностей белорусов

В. Ф. БАТЯЕВ

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — 20-х гг. ХХ в. В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ БЕЛОРУСОВ

БАТЯЕВ Василий Федорович, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, кандидат исторических наук (г. Минск).

Ключевые слова: белорусы, общественное объединение, общество, духовные потребности

Key words: Byelorussians, public association, society, the scientific, the educational, the artistic

В статье раскрывается значение общественных научных, просветительских и художественных объединений второй половины XIX — 20-х гг. ХХ в. в удовлетворении духовных потребностей белорусов, подчеркивается их вклад в популяризацию знаний о культуре белорусского этноса.

The importance of public scientific, educational and artistic associations of the second half of the XIX — the 20s of the XX centuries in the Byelorussians moral requirements satisfaction is uncovered in the article. Their contribution to the popularisation of the knowledge on the culture of the Byelorussian ethnos is underlined.

На современном этапе развития общества в условиях повышенного интереса к национальной культуре потребность ее всестороннего исследования возрастает. Значительное место при этом занимает изучение социальной культуры. К ней относятся общественные научные, просветительские и художественные объединения. Однако их изучению пока не уделялось достаточного внимания. В этнологической науке нет исследований по этой проблеме. В то же время выявление роли общественных объединений второй половины XIX — 20-х гг. XX в. в удовлетворении духовных потребностей белорусов представляет несомненный научный интерес и имеет важное практическое значение.

Во второй половине XIX — 20-е гг. XX в. в сфере науки, образования, искусства в Беларуси действовали общественные научные, просветительские и художественные объединения. Они играли значительную роль в повышении уровня образованности и культуры людей. Общественные научные объединения второй половины XIX — начала XX в. (Северо-Западный отдел Императорского Русского географического общества в Вильно, Археологическое общество и Общество изучения Белорусского края в Могилеве, Витебская ученая архивная комиссия, Минское общество любителей естествознания, этнографии и археологии, Белорусское научное общество) внесли заметный вклад в изучение истории и культуры Беларуси, содействовали популяризации науки, распространению научных знаний посредством издания журналов и сборников, проведению лекций, а также способствовали организации научных экспедиций и экскурсий. Они собирали этнографические, исторические, археологические, археографические, статистические материалы, сведения о состоянии сельского хозяйства, лесоводства, промышленности, местных промыслов (лесоразработок, рыбной ловли, бортничества, ткачества, изготовления одежды и обуви и др.), медицины, населенных пунктов (жителях, их языке, обрядах и обычаях).

Объединения открывали метеорологические станции; производили археологические раскопки; привлекали местную интеллигенцию к сбору научной информации; занимались изучением географии, зоологии, ботаники, геологии, почвоведения, метеорологии, гидрологии, состояния экономики края; поддерживали связь с научными учреждениями других регионов страны; распространяли этнографические, естественно-научные, исторические, географические и экономические знания; проводили лекции, доклады, беседы; создавали архивы, библиотеки, музеи; издавали сборники «Могилевская старина», «Записки Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества». На средства общественных объединений были опубликованы этнографические работы их членов. В «Записках Русского географического общества» по отделению этнографии напечатаны «Белорусские песни» И. И. Носовича и сборник белорусских песен П. В. Шейна. В первом выпуске «Этнографического сборника» вышла работа М. Анимале «Быт белорусских крестьян». Был опубликован сборник Н. Я. Ни-кифоровского «Белорусские песни-частушки» и многотомная работа Е. Р. Романова «Белорусский сборник»1.

В этот период научные общества оказались единственными центрами научной деятельности Беларуси. Нынешняя сеть общественных объединений уступает сети дореволюционных обществ. В настоящее время в Республике Беларусь в сфере общественных гуманитарных наук научных обществ нет.

В 20-е гг. XX в. историю и культуру Восточной Беларуси изучали общественные краеведческие объединения, а в Западной Беларуси — Белорусское научное общество. Общественные краеведческие объединения Восточной Беларуси осуществляли cбор этнографических, исторических и археологических материалов, сведений о природно-климатических условиях, состоянии экономики; изучали населенные пункты и отдельные территориальные единицы. Они организовывали экскурсии и экспедиции, проводили археологические раскопки, вели учет и охрану памятников культуры, распространяли научные знания, участвовали в создании местных архивов и музеев, открывали курсы краеведения, издавали журналы «Наш край», «Беларуская арх1тэктура», «Беларускае мастацтва», «Барысаушчына», «Вщебшчына», «Крашанша» и др. В 1927 г. создано 18 местных краеведческих музеев, в которых насчитывалось 11 239 экспонатов, а в 1929 г. имелось 4 окружных, 15 районных, 12 школьных краеведческих музеев и 8 краеведческих уголков2.

Белорусское научное общество создало музей, занималось подготовкой к изданию сборника «Гадавш Беларускага навуковага таварыства». Члены этого общества редактировали школьные учебники, разрабатывали научную терминологию. Они переводили на белорусский язык произведения мировой литературы, отмечали важные исторические события Беларуси, собирали предметы материальной культуры белорусов, устраивали выставки рисунков и фотографий народной одежды и ткачества3.

Просветительские общества начала XX в. (Гродненское педагогическое общество, Общество распространения просвещения между жителями Слонима и его уезда, Слуцкое общество «Образование», Общество полоцкой библиотеки, Общество «Образование» в Витебске, Культурно-просветительное общество «Знание» в Витебске, Общество распространения образования в Бобруйске, Союз учителей Бобруйска и его уезда, Культурно-просветительное общество «Папараць-кветка» в Слуцке, Белорусское культурно-про-

светительное общество «Отечество», Минское научное педагогическое общество, Белорусское ученическое общество в Минске, Общество белорусской молодежи в Гродно, Минское общество истории и древности, Общество работников белорусского искусства в Минске) внесли значительный вклад в развитие отечественной педагогики, народного образования. Они вели важную научно-методическую и просветительскую работу, были основными центрами педагогической и общественной жизни Беларуси, заботились о повышении профессионального уровня преподавательского состава в учебных заведениях, а также разрабатывали проекты дошкольного, школьного и внешкольного образования. Общества создавали научно-методические кабинеты, устраивали музыкальные вечера, проводили семейно-педагогические собрания, организовывали лекции, совместные чтения, собеседования, экскурсии, отмечали юбилеи выдающихся писателей и поэтов и др. Гродненское педагогическое общество открыло общеобразовательный музей и издавало журнал «Педагогическое дело». Это было единственное общество в Российской империи, выпускавшее свой журнал и первое негосударственное издание в Гродно4. Собственный журнал «Наша каляша» издавало и Культурно-просветительное общество «Папараць-кветка» в Слуцке5.

В 20-е гг. XX в. просветительские общества (Культурно-просветительное общество в Витебске, Белорусское культурно-научное общество в Борисове, Всебелорусское общество «Долой неграмотность», Общество белорусской школы) популяризировали знания о культуре этноса, обучали население грамоте. Они собирали этнографические материалы, распространяли книги на белорусском языке, устраивали книжные выставки, организовывали лекции, совместные чтения, спектакли и концерты по произведениям белорусских писателей и композиторов. Всебелорусское общество «Долой неграмотность» занималось учетом неграмотных и малограмотных, содействовало органам народного образования в открытии школ и пунктов ликвидации неграмотности, создавало кружки и ячейки6, а Общество белорусской школы, в условиях отсутствия в Западной Беларуси белорусских школ, занималось организацией внешкольной работы. Общество белорусской школы создавало библиотеки-читальни, народные дома, музеи, кружки, книжные склады,курсы для неграмотных. В 1928 г. на территории Западной Беларуси действовали 362 кружка, 180 библиотек-читален, более 40 народных домов этого общества7.

Общественные художественные объединения конца XIX — начала XX в. (Минское музыкальное общество, Литературно-музыкальное общество в Гродно, музыкально-драматические общества в Минске, Могилеве, Бресте, Гомеле, общества любителей изящных искусств в Минске, Витебске и Мозыре, Литературно-драматическое и музыкальное общество в Слониме, литературно-артистические общества в Минске и Слуцке, Общество художественно-промышленного музея при Минском коммерческом училище, Общество друзей музыки, Первое белорусское общество драмы и комедии в Минске) ставили любительские спектакли, организовывали концерты, литературно-музыкальные вечера, в том числе и с благотворительной целью.

Xудожественные общества проводили и конкурсы, а также создавали студии и мастерские различных видов искусств, специальные библиотеки, школы для обучения игре на фортепиано и скрипке. Кроме того, они открывали курсы вокального и сценического искусства, устраивали художественные выставки, торжественно отмечали юбилеи выдающихся деятелей культуры, устанавливали стипендии и выдавали денежные пособия бедным одаренным ученикам музыкальных и художественных учебных заведений. Члены общества изучали произведения писателей, композиторов и художников, распространяли литературные и музыкальные знания. Минское общество любителей изящных искусств проводило также публичные чтения и обсуждения произведений писателей на фабриках и заводах. Оно открыло музыкальную школу, школы живописи, пластики и декламации, имело оркестр, организовывало по субботам танцевальные вечера (их проводило и Слуцкое литературно-артистическое общество). Кроме того, Минское общество любителей изящных искусств совместно с Обществом минских врачей собирало средства для создания общественной библиотеки им. А. С. Пушкина. Оно широко отметило столетний юбилей великого поэта. Вечер памяти украинского поэта Т. Г. Шевченко в 1907 г. провело и Минское литературно-артистическое общество8.

В 20-е гг. XX в. в Восточной Беларуси общественные художественные объединения «Маладняк», «Узвышша», «Полымя», «Проблхск», «Белорусская литературно-художественная коммуна» проводили литературные вечера, издавали журналы «Маладняк», «Росквхт», «Полымя» и др., в которых члены объединений публиковали свои произведения9.

Таким образом, общественные объединения второй половины XIX — 20-х гг. XX в. играли важную роль в удовлетворении духовных потребностей белорусов. Они внесли существенный вклад в популяризацию знаний о культуре белорусского этноса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Беларусы: у8т. Т.3: Псторыя этналапчнага вывучэння / В.К. Бандарчык; рэдкал.: В.К. Бандарчык [i шш.]; 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфп i фальклору. Мiнск: Бел. навука, 1999. С. 83—84, 198—199.

2 См.: Ваганова А.Н., Загорульский Э.М., Космылев В.С. и др. Историческое краеведение Белоруссии: учеб. пособие / под ред. Э.М. Загорульского. Минск: Изд-во БГУ, 1980. С. 19, 21—24.

3 См.: Гадав Беларускага навуковага таварыства. Втьня: Друк. Я. Левша, 1933. Кн. 1. C. 5—6, 8—16.

4 См.: Отчет о деятельности Гродненского педагогического общества

за шесть лет его существования (1907—1913). C. 6, 8, 23, 25, 29, 41, 48, 68—69, 72—81, 89, 95, 97—98, 101—102, 105—106.

5 См.: Ваганова А.Н., Загорульский Э.М., Космылев В.С. и др. Историческое краеведение Белоруссии. С. 18.

6 См.: Отчет Могилевского окружного совета Всебелорусского общества «Долой неграмотность» за 1927 год // Государственное учреждение «Национальный архив Республики Беларусь». Ф. 258. Оп. 2. Д. 12. Л. 1—26.

7 См.: Пазашкольная асвета. Культурна-асветная праца у гуртках Та-варыства Беларускае школы. Вшьня: Друк. беларус. iмя Фр. Скарыны,1926. C. 8, 10—14.

8 См.: Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. Минск: страницы жизни дореволюционного города. Минск: Полымя, 1990. C. 186, 213—214, 216, 218, 220.

9 См.: Гарэцш М. Маладняк за пяць гадоу (1923—1928). Мiнск: Беларус.дзярж. выдавецтва, 1928. C. 7, 9—11, 19, 22, 30.

Поступила 24.06.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Belarusy: u 8 t. T. 3: Gistoryja jetnalagichnaga vyvuchjennja / V.K. Bandarchyk; rjedkal.: V.K. Bandarchyk [i insh.]; In-t mastactvaznaystva,

jetnagrafii i fal'kloru. Minsk: Bel. navuka, 1999. S. 83—84, 198—199.

2 Sm.: Vaganova A.N., Zagorul'skij Je.M., Kosmylev V.S. i dr. Istoricheskoe kraevedenie Belorussii: ucheb. posobie / pod red. Je.M. Zagorul'skogo. Minsk:Izd-vo BGU, 1980. S. 19, 21—24.

3 Sm.: Gadavik Belaruskaga navukovaga tavarystva. Vil'nja: Druk. Ja. Levina, 1933. Kn. 1. S. 5—6, 8—16.

4 Sм.: Otchet o dejatel'nosti Grodnenskogo pedagogicheskogo obshhestva

za shest' let ego sushhestvovanija (1907—1913). S. 6, 8, 23, 25, 29, 41, 48, 68—69, 72—81, 89, 95, 97—98, 101—102, 105—106.

5 Sm.: Vaganova A.N., Zagorul'skij Je.M., Kosmylev V.S. i dr. Istoricheskoe kraevedenie Belorussii. S. 18.

6 Sm.: Otchet Mogilevskogo okruzhnogo soveta Vsebelorusskogo obshhestva «Doloj negramotnost'» za 1927 god // Gosudarstvennoe uchrezhdenie

«Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus'». F. 258. Op. 2. D. 12. L. 1—26.

7 Sm.: Pazashkol'naja asveta. Kul'turna-asvetnaja praca у gurtkah Tavarystva Belaruskae shkoly. Vil'nja: Druk. belarus. imja Fr. Skaryny,

1926. C. 8, 10—14.

8 Sm.: Shibeko Z.V., Shibeko S.F. Minsk: stranicy zhizni dorevoljucionnogo

goroda. Minsk: Polymja, 1990. C. 186, 213—214, 216, 218, 220.

9 Sm.: Garjecki M. Maladnjak za pjac' gadoy (1923—1928). Minsk: Belarus.

dzjarzh. vydavectva, 1928. C. 7, 9—11, 19, 22, 30.

V. F. Batyaev. Importance of Public Associations of the Second Half of the XIX — the 20s of the XX Centuries in the Byelorussians Moral Requirements Satisfaction

The necessity for the thorough investigation of the social culture of the ethnos and its important component — public associations is evident. Proper attention was not paid to its research. At that investigation of the role of public associations in the second half of the XIX — the twenties of the XX centuries in the Byelorussians moral requirements satisfaction presents scientific interest and has an important practical meaning.

In the second half of the XIX — the twenties of the XX century public scientific, educational and artistic associations operated in Belarus. They promoted increase in the educational level and moral portrait of the people and seriously contributed to the studies in the history and culture of Belarus, to the development of the domestic pedagogics, education and arts. Public associations organised scientific expeditions, protected cultural monuments, participated in the establishment of local archives, museums, including those of the local lore, established studios and workshops, developed projects for elementary, school and out-of-school education, cared about modernisation of educational process, taught people literacy. They also carried out scientific and methodical organisational and educational work, organised lectures, excursions, amateur performances, concerts, edited journals, scientific and literature collections, were centres for scientific, pedagogical and public life in Belarus.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная