М. Г. Хрущева. К проблеме психологии исполнителей — носителей традиционного песенного фольклора

М. Г. Хрущева

К проблеме психологии исполнителей — носителей традиционного песенного фольклора

 

М. Г. Хрущева, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), кандидат искусствоведения (г. Астрахань)

Почти полувековой экспедиционный и исследовательский опыт побуждает сопоставлять условия бытования музыкального фольклора в обозримом историческом времени и поставить вопрос «Что в настоящее время можно считать традиционным музыкальным фольклором, а что — современным»? Эта проблема до сих пор остается дискуссионной.

Исполнители являются носителями музыкальных, в том числе песенных традиций. На наш взгляд, если стабильна этническая музыкальная, эстетическая среда, то стабильна и психология носителей традиции («поем, как наши деды и прадеды пели»). Здесь действуют самоохранительные «механизмы» традиции, имеющие глубокие этногенетические корни (личностная этногенетическая музыкальная память, заложенная в генетическую структуру души). Это психологическое состояние можно обозначить как преемственно-традиционное и бесконфликтное проявление личного внутри устойчивой музыкально-эстетической сферы. Наверное, именно этот многовековый этап гармонии личности и среды, естественности и традиционности — явление традиционного фольклора. Следующий этап, повлиявший на психологию исполнителей, можно назвать «корректирующим вторжением», первыми ростками фольклоризма (т. е. исполнение традиционных песен на сцене в сельских клубах уже на уровне «клубной самодеятельности», что наблюдалось в середине XX в.). «Поставленные» песни отличались отсутствием обычной вариационности, тогда как весь остальной репертуар отдельных певцов и певческих деревенских групп не подвергался изменениям в стиле, манере исполнения. Трансляция даже композиторских песен по радио не влияла столь заметно: полюбившиеся мелодии, песни принимались в свою среду и «подлаживались» под бытующий в местности стиль, манеру исполнения. Композиторские мелодии становились песенными напевами. Наиболее «конфликтный» период — последующие стадии фольклоризма (вопрос о его подробной классификация давно назрел). Но средой для него стали город и пригород, тогда как в сельской местности этому разрушительному процессу подвержены далеко не все. Сопоставляя материалы различных экспедиций по регионам, полагаем, что именно финно-угорские этносы до сих пор сохраняют свой традиционный музыкальный фольклор.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная