С. В. Полутин. Интеграция государства, на- уки и бизнеса в контексте теории «тройной спирали»

С. В. Полутин

Интеграция государства, науки и бизнеса в контексте теории «тройной спирали»

 

С. В. Полутин, заведующий кафедрой социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

В глобальной инновационной системе происходят кардинальные изменения: растет интенсивность инновационных процессов, сокращаются сроки создания инноваций, разработчиками и потребителями становятся новые участники инновационной деятельности, меняются их отношения и функции.

В работах по теории инноваций анализируются свойства и новые тенденции, в той или иной форме нашедшие отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса и оформившиеся в виде теории «тройной спирали» (модели стратегических инновационных сетей)1. Теория «тройной спирали» создана в начале XXI в. Г. Ицковицем и Л. Лей-десдорфом2. Так называемая «тройная спираль» символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются основными элементами инновационной системы любой страны.

Главный тезис теории заключается в том, что в системе инновационного развития первое место начинают занимать институты, ответственные за появление нового знания. Логика развития науки приводит к появлению синтетических направлений, которые включают фундаментальные и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. В этих областях наблюдается образование кластеров, формирующих будущий потенциал инновационного развития. Связи между учеными, технологами и пользователями становятся качественно другими, как и функции, выполняемые отдельными участниками.

Возникновение «тройной спирали» связано с несколькими изменениями в науке, экономике и политике. Во-первых, произошла смена ведущего звена во взаимоотношениях участников процесса создания инноваций. Взаимодействие участников инновационного процесса осуществляется методом проб и ошибок, контроль все в большей мере становится рефлексивным, т. е. включает замкнутые контуры отрицательной обратной связи между производителями, потребителями и посредниками3. Во-вторых, вследствие нарастающего динамизма систем появилась необходимость организации эффективных форм взаимодействия субъектов развития (государства, бизнеса, науки) и создания новой основы построения этих связей — сетей коммуникаций. Эффективность сетевой организации любой деятельности состоит в том, что ее результат нелинейно повышается при росте масштабов сети. Каждый узел сети, будь то производитель или потребитель продукции, получает дополнительный эффект от увеличения количества узлов. Наличие сети подразумевает необходимость преобразования в инновационном развитии функций государства, университетов (научных организаций) и фирм4. В-третьих, на изменение условий инновационной деятельности влияет глобализация, проявляющаяся по-разному, в том числе через деятельность транснациональных корпораций, наднациональных союзов и альянсов. Функции организации и управления инновационной деятельностью, ранее выполнявшиеся государством на основе иерархических структур, меняются. Главными изменениями в свойствах экономики становятся включение науки в сферу производственных интересов и стимулов для фирм, а также повышение уровня ответственности за инновационное развитие для государства. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат инновации выводится властью и бизнесом.

В обществе, основанном на знаниях, университет играет все более важную роль. В индустриальном обществе университет готовит квалифицированных работников, занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями, но редко участвует в трансфере технологий в промышленность. В обществе, основанном на знаниях, университет начинает играть важную роль, ставя «капитализацию знаний» в качестве академической цели. Модель «тройной спирали» предполагает, что именно университеты становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства, и оставляют за собой научные исследования.

Развитие университета как инновационной научно-образовательной структуры возможно посредством формирования комплекса взаимодействующих учебно-образовательных, научно-исследовательских, инновационно-производственных подразделений, предназначенных для организации и функционирования единого процесса формирования и выпуска профессиональных специалистов, научно-исследовательской, научно-технической продукции и создания условий для ее обслуживания и применения. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие различных образовательно-производственных комплексов на базе факультетов и институтов университета, его трансформации в учебно-научно-инновационный комплекс для реализации полного инновационного цикла. Это возможно путем активного взаимодействия университета, отраслевых министерств и ведомств, предприятий и организаций регионов, а также объединения совместных ресурсов по разработке, внедрению Роль государственных органов в этой модели заключается в обеспечении необходимых ресурсов мотивации научно-исследовательской деятельности в вузах. Бизнес-структуры размещают свои подразделения на территориях научных парков вузов. Это позволяет бизнесу находиться в более тесном контакте с вузовскими исследовательским группами для создания ноу-хау, востребованных на рынке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: «Тройная спираль» в инновационной системе России. URL: http:// institutiones.com/innovations/265-q-q-.html (дата обращения: 11.03.2013).

2 См.: Полутин С.В., Седлецкий А.В. Интеграция внешней школы в инновационную систему общества: теория и практика // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 3—9.

3 См.: Curry J. Science parks in Britain: Their role for the late 1980's. Trinity Hall: CSP Econ. Publ., 1985. 142 р.

4 См.: Etzkovitz H., Leydcsdorff L. The Dynamic of Innovations: from National System and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-

Government Relations Research Policy 29. 2000. P. 109—129.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная