Н. Н. Азисова. Семейные традиции и ценности татар Мордовии

Н. Н. АЗИСОВА

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ ТАТАР МОРДОВИИ1

АЗИСОВА Надия Низаметдиновна, докторант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: татарская семья, семейные традиции и ценности, межэтнические отношения, Республика Мордовия

Key words: the Tatar family, family traditions and values, inter-ethnic relations, the Republic of Mordovia

В статье на основе результатов социологических исследований рассматриваются ценности и традиции современной татарской семьи, ее отличие в плане ценностных ориентаций от семей основных этнических групп региона.

On the basis of the results of sociological researches values and traditions of the modern Tatar family, its differences in terms of axiological orientations from families of other ethnic groups of the region are considered in the article.

Республика Мордовия — один из стабильных и устойчивых в межэтническом и межконфессиональном отношении регионов страны. Регион характеризуют дружеские, добрососедские отношения, складывавшиеся веками между русскими, мордвой и татарами. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в республике зафиксировано более 119 национальностей. Общая численность населения составила 834,8 тыс. чел. (443,7 тыс. чел. — русские, 333,1 тыс. чел. — мордва, 43,4 тыс. чел. — татары). В 2010 г. на долю русских приходилось 53,2 %, мордвы — 39,9 %, татар — 5,2 % (в 2002 г. 60,8, 31,9 5,2 % соответственно)2.

В Мордовии татары издавна проживали компактно в более чем 130 сельских населенных пунктах. Традиционно они занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством. Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса распределялись между отдельными хозяйствами, как правило, по числу мужчин. Преобладала трехпольная система земледелия. Возделывали в основном рожь, овес, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, лен, коноплю; разводили лошадей, коров, овец, коз, кур, гусей, уток. Подсобными являлись пчеловодство, рыболовство, охота, садоводство и огородничество (выращивали лук, морковь, свеклу, тыкву, редьку, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты; с середины XIX в. основной огородной культурой стал картофель). Как и другие народы региона, татары осваивали различные ремесла и промыслы, в том числе кожевенный, ювелирный и золотошвейный. С XVIII в. татары заняли ведущее место в торговле. В одежде татар сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. В пище татар преобладали мучные и мясо-молочные изделия.

Изучение татарского населения Мордовии началось с середины XX в. В 1955—1965 гг. Институт языка, литературы и истории (г. Казань) проводил на территории республики фольклорную, диалектологическую и этнографическую экспедиции. Анализировать жизнь татарской семьи в той или иной степени можно, если опираться на результаты опроса НИИ регионологии «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии» (1994—2009 гг.). Специальных социологических исследований татар, в том числе и татарской семьи, в республике не проводилось. Недостаточно информации относительно характера взаимоотношений семьи (мотивы вступления в брак и создания семьи; репродуктивные ориентации; социальное положение мужа и жены; распределение обязанностей в татарских семьях; семейные ценности; причины разводов и др.).

В основу статьи легли результаты социологических исследований НИИ регионологии «Резервы гармонизации социальных отношений в Республике Мордовия» (2004—2009 гг.) и нашего опроса «Семья в современном обществе» (2010 г.), в ходе которого было опрошено 400 семей, а также опроса по проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия (2013 г.). В ходе опроса «Семья в современном обществе» сбор первичной социологической информации осуществлялся с помощью очного анкетирования респондентов. Выбор этого метода продиктован возможностью получения социально значимой информации о мнениях

большого числа людей в сжатые сроки. В опросе приняли участие 57 % русских, 31 % мордовских, 10 % татарских семей и 2 % семей других национальностей, 65 % которых проживают в городской местности и 35 % — в сельской. Это в целом соответствует этнической структуре и территориальной локализации населения республики. Нами опрошены молодые семьи и семьи, прожившие в браке более 20 лет (до 1 года — 14,1 %, от 1 года до 5 лет — 29,0 %, от 6 до 10 лет — 11,2 %, от 11 до 20 лет — 21,2 %, более 20 лет — 24,5 %).

Профессиональный состав татарских семей разнообразен (25,8 % — представители коммерческих организаций; 16,1 % — трудящиеся производственных предприятий; 12,9 % — работники бюджетной сферы; 12,9 % — инженерно-технические работники; 6,5 % — сотрудники правоохранительных учреждений и военнослужащие; 6,5 % — индивидуальные предприниматели, фермеры; 3,5 % — руководители и заместители руководителей организаций и структурных подразделений и др.). Мужчины больше работают в сфере коммерции и индивидуального предпринимательства, женщины — в бюджетной и производственной сферах. Уровень образования супругов достаточно высок, хотя и различается. Образование женщин выше, чем мужчин. Так, высшее образование имеют 58 % женщин (ср.: 50 % у русских, 51 % у мордвы) и только 36 % мужчин (39,6 % и 39,5 % соответственно). Мужчины в основном, кроме высшего, имеют среднее специальное (32,3 %) и начальное профессиональное (19,4 %) образование, женщины — среднее специальное (25,8 %). Высокий уровень образования во всех основных этнических группах обусловлен наличием относительно большого количества вузов в республике.

Постсоветский период развития российского общества характеризуется существенным социальным расслоением общества, причем дифференциация доходов становится все более значительной между небольшой группой богатых, средним слоем и значительной частью бедных. Объективные показатели материального положения семей часто не совпадают с их субъективными самооценками и возможностями решать свои проблемы. Поэтому очень важно знать, как сами семьи оценивают свое материальное положение, какими источниками пользуются для решения возникающих проблем.

К состоятельным относят себя менее 4 % опрошенных семей, причем русских в два раза больше, чем мордовских. Татары же себя к числу состоятельных граждан в 2010 г. вообще не отнесли, очевидно, чтобы не казаться богаче других или в силу иных представлений о состоятельности.

Анализ доходов семей различных этнических групп (2010 г.) показал несколько иную картину по сравнению с самооценками респондентов. Так, семей с доходами менее 10 тыс. руб. на 1 человека в исследуемой совокупности оказалось 14 %. Это семьи, которые находятся за чертой бедности. Следует отметить тенденцию, связанную с сокращением бедных и увеличением обеспеченных семей. Доходы татарских семей практически не отличаются от доходов семей других этнических групп. Во всех семьях мужчина является основным «добытчиком», доходы которого гораздо выше жены.

Во всех этнических группах региона наметилась тенденция увеличения людей, постоянно занимающих в долг и в то же время стало больше людей, не испытывающих материальных трудностей. Если в ходе опроса 2010 г. татары почти не отнесли себя к категории «состоятельных», то, по данным опроса 2013 г., таковых оказалось 20 %. Это наиболее состоятельная часть населения Мордовии.

Абсолютное большинство семей (88 %), принимавших участие в опросе, состоят в официально зарегистрированном браке. Самый большой процент семей, живущих в официальном браке, оказался среди татар (96,8 %). На втором месте стоит мордва (94,3 %), на третьем — русские (84,3 %). Среди представителей неосновных этнических групп таковых 50 %. Несмотря на эмансипацию современных женщин, этот показатель за последние годы стабилен. Лишь чуть более одной десятой всех семей предпочитают не узаконивать свои отношения (русских — 15,7 %, мордвы — 5,7 %, татар — 3,2 %).

По этническому составу татарская семья неоднородна. Из всех опрошенных семей 77 % мононациональны, 13 % женаты (замужем) на (за) русских (русским) и 10 % — на (за) мордовках (мордвинами). Это свидетельствует о том, что татары традиционно в своем большинстве предпочитают брак с представителями своей национальности, что наблюдается в течение всего изучаемого периода. Большинство указали на первичность их брачного союза — 91,0 % (русских — 89,6 %, мордвы — 92,9 %, татар — 96,8 %).

57,6 % респондентов считают идеальным возрастом для вступления в брак для девушки от 18 до 23 лет, в то время как 40,4 % опрошенных назвали возраст от 24 до 28 лет. Почти 70 % респондентов считают, что идеальное время для вступления в брак для мужчин — от 24 до 28 лет. Сохраняется стереотип «мужчина — добытчик, хозяин», характерный для традиционной патриархальной семьи. Поэтому к возрасту вступления в брак он должен иметь, как минимум, хорошее образование, стабильную работу и материальный достаток для содержания семьи. Предпочтения женского идеального возраста не совпадают в разных этнических группах семей. Как и сотни лет назад, татары выбирают более молодых невест (71 %), в то время как среди них нет идеализирующих более старший возраст невесты (старше 29 лет). Относительно идеального возраста мужчин этнических различий не выявлено. Большинство представителей всех этнических групп (74 %) солидарны во мнении, что женщина, выходя замуж, должна брать фамилию мужа. Так и поступило большинство женщин (70 %).

В Мордовии демографическая ситуация характеризуется сложными количественными и качественными изменениями численности, состава и воспроизводства населения. Высокая смертность и ухудшение здоровья населения привели к сокращению продолжительности жизни и численности населения. Несмотря на все усилия государства, положение с рождаемостью остается неблагоприятным, хотя наметились некоторые положительные изменения за последние 5 лет. Часть молодых семей сознательно откладывают рождение не только второго, но и первого ребенка. Из общего числа опрошенных семей на наличие детей указали 75 %: 35 % имеют одного, 34 % — двоих, 6 % — трех и более.

Ценности семьи уникальны. Всю глубину и полноту таких ценностей, как материнство, отцовство, детство, родство, человек способен понять и воплотить только тогда, когда он является членом семьи. Вне семьи ему не дано испытать эти ценности в полной мере. Совершенно необходимыми для создания семьи, по мнению опрошенных, являются любовь (81,5 %), уровень доходов (53,7 %), согласованность семейных и личных планов (45,3 %), жилье (41,9 %). Опыт совместного быта (6,4 %) и сексуальных отношений (8,7 %) имеет значение для незначительного числа респондентов. Татарские семьи эти позиции не отметили. Характерным является то, что чуть более четверти татарских семей указали на необходимость общей культуры и уровня образования. Представители других национальностей (4,4 % русских и 5,7 % мордвы) это почти не отметили. Вопрос «Чем лучше руководствоваться при вступлении в брак — рассудком или чувствами?» для респондентов является неоднозначным. Приверженцев как одной, так и другой точки зрения оказалось практически поровну (47,8 и 45,5 % соответственно); 7 % семей затруднились ответить на этот вопрос.

Внутрисемейные отношения формируют систему ценностей семьи. Поэтому при изучении ценностных ориентаций отношения всегда представляют особый интерес. Удовлетворенность своими семейными отношениями в той или иной степени выразили 85 % респондентов (48,3 % вполне удовлетворены, 36,6 % скорее удовлетворены). Причем мужчины (93,5 %) удовлетворены этими отношениями больше, чем женщины (81,6 %). Это объясняется тем, что женщина предъявляет более высокие требования к себе, детям, своей семье и чаще выражает недовольство. К сожалению, как показывают исследования, современные мужчины реже бывают дома и меньше участвуют в воспитательном процессе. В русских и мордовских семьях семейные отношения устраивают 84 % женщин. Что касается степени удовлетворенности мужчин, то картина также почти одинакова; 83,6 % русских и 87,3 % мордовских мужчин удовлетворены своими семейными отношениями. В татарских семьях удовлетворены отношениями в семье 100 % мужчин и 96 % женщин. Как показывают наблюдения, татарские женщины более терпеливы, многие из них воспитаны в традициях, согласно которым мужчина — глава семьи и основной добытчик. Отсюда и значительно большее число удовлетворенных этими отношениями.

В описании семейных отношений наблюдаются гендерные различия: мужчины и женщины характеризуют их по-разному. Мужчины дают более положительную оценку и менее идеализируют семейные отношения. Женщинам иногда кажется, что они с мужьями говорят на разных языках. Отсюда и менее оптимистичная оценка семейных отношений.

Среди мужчин (6,6 и 17,2 % соответственно) выявлено в три раза меньше утверждающих о непонимании друг друга.

Рост профессиональной занятости женщин, определяемый не только экономическими, но и социально-психологическими факторами, оказал значительное влияние на регламентацию семейной жизни и брачных отношений. Это в свою очередь вызвало ослабление репродуктивной активности семей. Как показывают исследования последних лет, в обществе распространен эгалитарный тип семьи, дифференциация труда между полами в общественной и семейной жизни исчезает и уступает место интеграции супружеских ролей, высокой степени их взаимозаменяемости3. Поэтому вопрос о сочетании профессиональных и семейных обязанностей для женщин и мужчин весьма актуален.

Для определения восприятия разделения труда в семье респондентам был задан вопрос «Как распределяются обязанности между супругами в Вашей семье?». Результаты исследования показывают, что в семье существуют гендерно окрашенные и нейтральные виды домашних обязанностей, которые выполняют в семье оба супруга. Из перечисленных обязанностей самой мужской оказалось зарабатывание денег. На это указали 48,4 % опрошенных семей, хотя в русских семьях эта обязанность чаще распределяется между обоими супругами (47,4 %). Женской обязанностью в большинстве семей является распределение средств на текущие расходы (68 %). Остальные виды домашних обязанностей являются эгалитарными. Распределением средств на крупные расходы в большинстве семей занимаются оба супруга (65,7 %). Только в половине татарских семей в этом принимают участие оба супруга; 41,7 % указали, что этим должен заниматься муж. В делах, связанных с домашними обязанностями, почти 46 % респондентов отметили, что их выполняет жена, но высока доля семей, в которых эти обязанности выполняют оба супруга (43,1 %) (таблица).

Необходимо отметить, что эгалитарный тип семейных отношений характерен для всех семей основных этнических групп населения республики. Уходит в прошлое жесткая патриархальная модель, определяющая разделение «мужских» и «женских» домашних обязанностей.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Ценности семьи зависят также от других факторов: национальных и региональных обычаев и традиций, религии, значимости родства и т. д. Несомненно важен субъективный фактор: супруги сами выбирают семейные ценности.

Исторически сложилось, что многие татарские семьи религиозны, соблюдают традиции и обычаи ислама. Исходя из результатов нашего исследования, можно утверждать, что такая тенденция сохраняется и в настоящее время, так как 86 % опрошенных татарских семей отметили, что считают себя верующими и исповедуют ислам. Хотя доля правоверных мусульман среди них составляет всего 20 %. Большинство отмечает, что только по большим праздникам (Ураза-байрам, Курбан-байрам) они посещают мечеть.

Живя в условиях полиэтничной среды, когда учеба, работа, межличностное общение проходят в русскоязычной среде, сохранить родной язык сложно. Многое здесь зависит от семьи.

Результаты нашего исследования показали, что большая часть татарского населения в своих семьях разговаривает на татарском языке (64 %), хотя существует тенденция его утраты по разным причинам. Они носят объективный и субъективный характер. Многие родители уже сами не знают татарский язык, хотя считают себя мусульманами и татарами. Языку их в свое время не научили родители, которые жили в городской русскоязычной среде. Сложнее обстоят дела в мордовских семьях, где только 30 % членов семей разговаривают на мордовском языке. Утрачено поколение людей, которые знают язык своих предков. Для его возрождения в семье правительству республики, общественности и семье необходимо приложить огромные совместные усилия.

В современной татарской в семье сохранилась традиция отмечать национальные и религиозные праздники. На это указали 89,3 % татар. В числе религиозных праздников широкую известность и популярность сохраняют Ураза-байрам и Курбан-байрам. Национальный праздник Сабантуй менее значим среди татарских семей. Религиозные и национальные праздники в современных татарских семьях Мордовии сопровождаются обязательным приготовлением национальных блюд (пярямячи, салма, чак-чак, эчпочмак, бялеш, шурпа). Многие блюда мусульманской кухни настолько прижились в татарской среде, что их можно относить к разряду традиционных татарских блюд региона (манты, самса и пр.).

Религиозные и национальные татарские праздники поддерживаются представителями всех национальностей республики. Не только в сельской, но и в городской среде соседи охотно угощают друг друга традиционными национальными блюдами, приглашают друг друга в гости. Это возможно только в условиях дружеских отношений, которые сложились на протяжении тысячелетней истории гостеприимной мордовской земли. Активную поддержку семье в сохранении самобытности татарского народа, его традиций, обычаев, культуры оказывают муфтияты республики, Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки»), Мордовская республиканская общественная организация татарских женщин Республики Мордовия «Чулпан» («Утренняя звезда») и другие государственные и общественные организации.

Как и любой институт, семья — категория историческая, поэтому ей свойственно изменяться, трансформироваться и модернизироваться. На разных этапах и в разных обществах к ней относились по-разному. Семью и семейные ценности отличает динамизм, поскольку на них оказывают влияние социокультурные условия. Воспринимая их, семья адаптируется и, по возможности, регулирует степень их воздействия с учетом своих интересов и потребностей. Это отражается в изменении положения семьи по отношению к материальным ценностям, традиционным и новым устоям, разрешении конфликта между семьей и обществом, индивидом и семьей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Соглашение 8004 «Социальные факторы межэтнического и межконфессионального согласия в полиэтническом регионе».

2 См.: Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.

3 См.: Галиева Г.И. Татарская семья в демографическом измерении (эт-норегиональный аспект). Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 154 с.; Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галиева Г.И. Этнокультурные традиции как основа укрепления семьи (на примере Тетюшского муниципального района Республики Татарстан). Казань: Изд-во «Отечество», 2011. 118 с.; Ильдарханова Ф.А. Институт семьи в контексте демографического развития Республики Татарстан. Казань: Изд-во «Отечество», 2012. 316 с.

Поступила 26.09.2013.

REFERENCES

1 Stat'ja podgotovlena v ramkah FCP «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009—2013 gody. Soglashenie 8004 «Social'nye faktory mezhjetnicheskogo i mezhkonfessional'nogo soglasija v polijetnicheskom regione».

2 Sm.: Social'no-demograficheskij portret Rossii: po itogam Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 g. M.: IIC «Statistika Rossii», 2012. 183 s.

3 Sm.: Galieva G.I. Tatarskaja sem'ja v demograficheskom izmerenii (jetnoregional'nyj aspekt). Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2010. 154 s.;

Galiullina G.R., Il'darhanova F.A., Galieva G.I. Jetnokul'turnye tradicii kak osnova ukreplenija sem'i (na primere Tetjushskogo municipal'nogo rajona Respubliki Tatarstan). Kazan': Izd-vo «Otechestvo», 2011. 118 s.; Il'darhanova F.A. Institut sem'i v kontekste demograficheskogo razvitija Respubliki Tatarstan. Kazan': Izd-vo «Otechestvo», 2012. 316 s.

N. N. Azisova. Family Traditions and Values of Tatars in Mordovia

In the last few years serious changes in the Russian family as social institution, its family patterns, relations and functions have taken place. As any social process these transformations occurred in several spheres.

A Tatar family from the Republic of Mordovia became the object for the research; the analysis of the place of the Tatar family in the regional society, the research of their common and peculiar characteristics in axiological orientations, traditions and habits as well as a comparative analysis with families of other ethnic groups became its goal. Materials of sociological researches held in the Republic of Mordovia in 1995—2010 became the empirical base that allowed following the dynamics in the family social status change, studying active and passive strategies of the life of the Tatar family and families from other ethnic groups of the republic.

Social peculiarities in the family show up in integrated components: social status of the family, its social and psychological climate, the family upbringing mode, reproductive orientations and patterns. Their contents reflect the culture and stereotypes of the inter-family relations. The measure of the family stability and the continuity of ethnic values and traditions of the ethnos is determined by the interrelation of the social status of the family, its social and psychological climate and the family upbringing mode.

AZISOVA Nadiya N., doctoral candidate of Chair of Sociology of Mordovia National Research State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная