Е. Н. Жарова, Г. В. Морозова. Влияние системы налогообложения на уровень жизни населения

E. H. ЖАРОВА,  Г. В. МОРОЗОВА

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЖАРОВА Елена Николаевна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

МОРОЗОВА Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, налог, налоговая система, налоговая политика, налог на доходы населения, налоговые вычеты

Key words: life quality, living standards, tax, taxation system, taxation policy, individual income tax, tax deductions

В статье рассматриваются основные направления воздействия системы налогообложения на уровень жизни населения, предложены способы совершенствования системы налогообложения для улучшения качества жизни населения.

Main aspects in the taxation system influence on the population life quality are considered in the article. Ways for taxation system modernisation for the population life quality improvement are offered.

В России, как и в любом государстве, налоговая система является неотъемлемой частью его функционирования. Устройство налоговой системы, ее структура зависят от политического, экономического и социального строя государства, отражающего этапы его исторического развития. В отечественной науке наблюдается многообразие теоретических и практических исследований в области налогообложения. Достаточно глубоко исследованы экономическая сущность налогов, их функции и принципы налогообложения. Однако недостаточно изучен механизм воздействия системы налогообложения на уровень жизни населения. Отсутствуют четкие направления решения вопросов в этой области.

Налог представляет собой обязательный, безвозмездный платеж в государственный бюджет для обеспечения выполнения обязательств государства перед населением. Следовательно, налог является определенной платой за предоставляемые государством услуги в области здравоохранения, образования, культуры, безопасности и др. Государство обязано, согласно Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, на базе сложившейся бюджетной системы, основой которой являются налоги, обеспечивать надлежащий объем и качество государственных услуг. Для этого налогоплательщик и рядовой гражданин должны хорошо представлять результат своих платежей, объем и качество получаемых услуг на основе установленных стандартов. В этом направлении сейчас достаточно активно ведется определенная работа, особенно в области образования, здравоохранения. Можно предположить, что понятия «минимальный размер оплаты труда», «прожиточный минимум на душу населения», «система расчета пенсионного обеспечения», «размер минимальной потребительской корзины» — это тоже определенные стандарты. Однако их размер не может обеспечить не только достойный уровень проживания социально незащищенных групп населения, но и саму жизнь, тогда как налоговая нагрузка на юридических и физических лиц в России довольно высока.

Подобные «стандарты» не являются темой для обсуждения в данной статье, однако обращают внимание на важность системы налогообложения и формирования стандартов обеспечения услугами как единой системы обеспечения высокого уровня жизни населения в стране.

Достижение высокого качества жизни граждан страны является основной целью деятельности государства. А. Н. Ткачев и Е. В. Луценко считают, что «государственное регулирование качества жизни — это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные,

социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни граждан»1. Мы согласны с этим утверждением. Но, на наш взгляд, органы государственной власти не в полной мере используют имеющиеся у них возможности и механизмы в области налогообложения для стимулирования развития бизнеса, роста инвестиционной привлекательности регионов и повышения уровня жизни населения.

Одним из основных направлений налоговой политики государства является выбор оптимального соотношения между фискальной и регулирующей функциями налогообложения. В широком смысле система налогообложения выступает в качестве инструмента финансового обеспечения решения государственных задач. При этом цели налоговой политики — обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения. Таким образом, необходимо четко определить эффективность действующей налоговой политики и разработать направления повышения уровня жизни общества.

А. Н. Ткачев и Е. В. Луценко утверждают, что «инвестиционная и налоговая политика являются системно-образующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни. Инвестиции и дотации могут в какой-то степени компенсировать отрицательное действие налоговой системы и эквивалентно местному смягчению налогового бремени»2. Мы согласны и с этим утверждением, однако, на наш взгляд, не только финансовые вливания могут смягчить «остроту» современной налоговой системы, но и система льгот и преференций, стимулирующих развитие хозяйствующих субъектов крупного и малого бизнеса.

Система налогообложения для всех групп налогоплательщиков одинакова, а доходность бюджетной сферы и уровень развития экономики далеко не одинаковы, поэтому, например, по итогам 2012 г. в Мордовии средняя заработная плата составляла 13 601 руб., а размер прожиточного минимума — 6 056 руб. Проблемы распределения доходов населения в России решаются с применением инструментов налоговой политики. На федеральном уровне основным налогом, позволяющим государству влиять на доходы населения, является налог на доходы физических лиц.

Один из важных инструментов регулирования распределения доходов населения — ставка НДФЛ. Введение «плоской шкалы» привело к тому, что 10 % населения, имеющего сверхдоходы, платят ровно такой же налог, как и 90 % мало- и среднеобеспеченных, хотя доход первых во много раз выше. Это напрямую расходится с положениями Конституции Российской Федерации3. Использование плоской шкалы налогообложения в России сопровождается увеличением разрыва в уровне доходов различных социальных групп при общем низком качестве жизни большинства населения.

Другим инструментом реализации социальной направленности являются налоговые вычеты. Существуют два основных недостатка вычетов по НДФЛ. Во-первых, суммы вычетов настолько незначительны, что они не обеспечивают даже базовых потребностей малообеспеченного населения, не решают проблем социальной защиты семей с детьми, а также не могут стимулировать налогоплательщика к улучшению жилищных условий или повышению уровня образования. Во-вторых, суммы вычетов не индексируются в соответствии с инфляционными процессами, поэтому вычеты еще больше обесцениваются, а стоимость имущества, образовательных и медицинских услуг с каждым годом растет.

В соответствии с политикой в области доходов населения необходимо снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического развития, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты. Реализация этих мероприятий предполагает активизацию соответствующих инструментов. Однако при совершенствовании механизма налогообложения следует учитывать значимость стабильности налогового законодательства как одного из факторов устойчивого развития. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, сохранив общий порядок и основные категории действующего механизма, внести изменения в состав наиболее значимых инструментов налогового регулирования: налоговой базы (при корректировке параметров доходов), налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок.

Возможны два пути регулирования доходов населения сочетанием ставки НДФЛ и иных инструментов распределения налоговой нагрузки: плоская шкала НДФЛ в сочетании с множественными вычетами для малообеспеченных слоев населения; прогрессивная ставка налога и минимальное количество дополнительных преференций.

Для снижения неравенства в доходах населения, масштабов бедности, улучшения качества жизни, обеспечения социальной справедливости целесообразно использовать опыт прогрессивного налогообложения доходов, накопленный в других странах. Система фиксированных ставок налога в России должна быть заменена прогрессивной шкалой налогообложения.

Существует несколько вариантов учета семейного положения налогоплательщика, наличия детей и иждивенцев: индивидуальное налогообложение с использованием стандартных вычетов на детей; семейное налогообложение на основе применения особой системы коэффициентов и т. д. Предлагается дифференцировать налогоплательщиков с учетом использования механизма семейного налогообложения на основе применения системы коэффициентов, учитывающих семейное положение налогоплательщика и число детей в семье.

При внедрении системы налогообложения семейного дохода в российскую практику целесообразно на начальном этапе оставить на усмотрение налогоплательщиков самостоятельный выбор между использованием семейного или индивидуального налогообложения. В связи с этим при применении системы индивидуального обложения необходимо установить стандартный налоговый вычет на ребенка, равный официальному прожиточному минимуму на детей, в общей сумме на обоих родителей. При этом следует предусмотреть за налогоплательщиками право на использование такого вычета одним из родителей по их выбору. По нашему мнению, семейное налогообложение в условиях установления дифференцированной ставки НДФЛ будет соответствовать критерию справедливости, так как общая сумма дохода семьи распределяется между ее членами пропорционально.

Следует отметить, что социальные и имущественные вычеты из налоговой базы могут применяться при индивидуальном и семейном налогообложении. Основной проблемой существующей системы вычетов из налоговой базы по НДФЛ является их недостаточный размер в стоимостном выражении, а также отсутствие корректировки на инфляцию.

Для решения этой проблемы необходимо увеличить сумму вычетов в абсолютном выражении (для имущественного вычета — в размере средней рыночной стоимости нормы жилья на одного человека с учетом специфики региональной дифференциации, для социальных вычетов на лечение и обучение — средней стоимости указанных услуг). Необходимо законодательно закрепить возможность переноса оставшейся неиспользованной суммы социального вычета на следующий налоговый период, чтобы уравнять в стоимостном выражении используемой суммы вычета более обеспеченных и малообеспеченных граждан, не способных в полной мере воспользоваться предлагаемым вычетом из-за низкой заработной платы.

Кроме того, требуется расширить систему социальных налоговых вычетов за счет особых и вынужденных расходов. Так, к затратам налогоплательщика, уменьшающим его налогооблагаемую базу по НДФЛ, следует отнести: расходы на оплату содержания ребенка в детском саду, услуги по обучению ребенка в коррекционных школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями, поддержку нуждающихся в уходе лиц (инвалидов), погребение родных (по установленным нормативам), страхование гражданской ответственности на транспортное средство. По нашему мнению, применение нового механизма и расширение системы налоговых вычетов позволят повысить эффективность социальной политики государства.

В настоящее время в России вопрос о введении налога на роскошь является одним из наиболее дискутируемых в связи с тем, что в этом случае богатые слои населения будут выставлять на всеобщее обозрение не только свои финансовые ресурсы, но и демонстрировать свое стремление к взаимопониманию с менее обеспеченными категориями населения. Одни считают, что налог на роскошь не станет источником пополнения бюджета государства в той степени, в которой необходимо. Другие полагают, что акцент должен быть сделан не на фискальной функции налоговой системы, а на распределительной, т. е. на направлениях, по которым будут распределяться поступления от уплаты данного налога. Логическим завершением дискуссии является введение прогрессивного подоходного налога. Механизм его введения до конца не проработан. Однако, на наш взгляд, такая мера положительно повлияла бы на общую обстановку в стране, поскольку ее основой является в какой-то степени реализация принципа справедливости.

Таким образом, налоговая система в России еще требует совершенствования. Проведена значительная работа по формированию законодательной базы в области налогообложения, но в связи с постоянно меняющимися условиями налоговая система требует корректировки и доработок. Необходимо усилить социальную ориентированность налоговой системы, поскольку от ее акцентов будет зависеть благосостояние населения. Только на государственном уровне формируется политика, направленная на достижение высокого уровня жизни общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ткачев А.Н., Луценко Е.В. Качество жизни населения как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14 (дата обращения: 19.04.2013).

2 Там же.

3 См.: Жверанцева М.С. Повышение социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности как вектор развития российской налоговой системы // Вестн. ПАГС. 2011. № 3. С. 161—166.

Поступила 16.09.2013.

REFERENCES

1 Tkachev A.N., Lucenko E.V. Kachestvo zhizni naselenija kak integral'nyj kriterij ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti regional'noj administracii. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14 (data obrashhenija: 19.04.2013).

2 Tam zhe.

3 Sm.: Zhveranceva M.S. Povyshenie social'noj napravlennosti nalogooblozhenija dohodov ot trudovoj dejatel'nosti kak vektor razvitija rossijskoj nalogovoj sistemy // Vestn. PAGS. 2011. № 3. S. 161—166.

E. N. Zharova, G. V. Morozova. Taxation System Influence on Population Life Quality

The article is devoted to the research of main ways in the taxation system influence on the population life quality. Main problems in this sphere have been highlighted and offers for the improvement of the Russian Federation population life quality have been made. The essence of the tax as a certain fee for services offered by the state in the spheres of healthcare, education, safety is determined. But by the present moment quality standards of services rendered by the state have not been determined and that is one of the most important problems in the taxation system. High-class life quality of the country population is the main objective of the state. Presently this objective is achievable especially for low-income people. So it is necessary to determine efficiency of the present taxation policy and develop the ways for the improvement of the society life quality.

Issues of personal income taxation are touched upon. It is offered to introduce non-assessable minimum corresponded to the amount to satisfy the necessary needs of the person. Introduction of progressive income tax satisfying the principle of justice and aimed at the decrease in the differentiation by income can be one of the ways for taxation policy efficiency increase.

ZHAROVA Elena N., assistant professor of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University, candidate of economic sciences.

MOROZOVA Galina V., assistant professor of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University, candidate of economic sciences.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная