Г. А. Шулугина. Наука в системе экономи- ческой интеграции общества

Г. А. Шулугина

Наука в системе экономической интеграции общества1

 

Г. А. Шулугина, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института,

кандидат философских наук

В современном обществе наука имеет основополагающее значение. Она расширила свои возможности настолько, что вполне уместно говорить о практическом единении общества и науки. С одной стороны, наука стремится удовлетворять потребности общества в истинных знаниях, с другой — испытывает сильное давление извне, проявляющееся во властном определении приоритетов различных типов знания.

Социальный заказ на знание существовал всегда. Однако до недавнего времени этот процесс не сопровождался ротацией отраслей научного знания по утилитарному основанию.

Возникновение коэффициента полезности знания связано, вероятно, не только с тем, что сциентизм с его безграничной верой в возможности науки возведен в ранг государственной идеологии ведущих стран мира, но и с тем, что знание сегодня рассматривается не только инструменталистки, но и как товар, который может быть произведен, обменен, продан в соответствии с моделями экономической деятельности. Следствием реализации такого подхода к знанию выступает оценивание различных областей науки как экономически выгодных или вовсе не выгодных, с одной стороны, для развития страны и ее позиции на мировом рынке, а с другой — для вложения частного капитала. Поэтому современная наука все более ориентируется на прикладные задачи, связанные с достижением пользы и эффективности. При этом наблюдается преобладание технико-инструменталистских задач над проблемами целостного познания истины, производство знания с параметрами, отличными от традиционных, локальность и изолированность исследовательских процессов. Кроме того, экономический интерес к знанию объективно сводит к минимуму поддержку социально-гуманитарного знания, полезная отдача от которого будет ощутима лишь через одно-два поколения людей. В связи с этим изменяется этос науки, который в ответе за мотивацию, установки, поведение субъекта научного познания. Это, с одной стороны, ставит под угрозу единство научного знания, с другой — вносит определенные проблемы в научный диалог между учеными.

Происходящая трансформация науки как определенного типа социальной практики, организующей научную жизнь, вносит изменения и в структурные компоненты научной деятельности. Следует отметить, что с момента возникновения науки как вида духовного производства решающее значение придавалось осмыслению оснований познавательной деятельности. В классическом варианте в качестве такового определялось производство истинного, систематизированного знания. В современных условиях ее познавательный интерес становится усеченным, на смену теоретическому, концептуальному характеру научного знания приходит утилитаризм и практическая применимость. Это осознается не только

средствами эпистемологии, но и участниками научного процесса. В связи с этим можно предположить, что изменения коснулись и внутренних компонентов научной деятельности, особенно субъекта. И если присутствие субъекта в структуре научной деятельности сохраняется по-прежнему, то его мотивация под воздействием в первую очередь экономических детерминант меняется на всех уровнях. В перспективе отказ науки и ее субъектов от привычной ориентации на исследование закономерностей, поиск нового, связанного не всегда с экономической выгодой, приведет к снижению (если не к утрате) ее объяснительной и предсказательной функций.

Метаморфозы с мотивацией субъекта научного познания отразятся и на объекте, так как элементы гносеологической системы «субъект — объект» выступают коррелятами друг друга. При условии окончательной утраты субъектом научной деятельности приоритетности установки на познание того, что представляет интерес для ученого, границы предметного мира, инициированного наукой, будут сужаться, а окружающая реальность все чаще будет заявлять о себе как «вещь в себе». Сможет ли тогда наука в полной мере выполнять свою культурную миссию?

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Материал подготовлен при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная