С. В. Колесникова. Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы

С. В. Колесникова

Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы

С. В. Колесникова, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

В традиционной мордовской музыкальной культуре сложились устойчивые и высокоразвитые формы вокального исполнительского искусства, характерного в основном для женщин, и инструментального, характерного для мужчин. Вокальное искусство мордвы развивалось в двух основных исполнительских формах одиночной и совместной. Одиночно исполнялись причитания (свадебные, похоронные, рекрутские), колыбельные, детские потешки, а также некоторые эпические и лирические песни как сольный вариант многоголосной вокальной партитуры. Песни земледельческого календаря и свадебной обрядности, неприуроченные долгие, плясовые, круговые песни интонировали в форме развитого многоголосия. Голоса в хоровой (ансамблевой) партитуре песни выполняли определенную функцию в разработке многоголосия и по народной терминологии имели определенное подразделение: основной голос песни, который исполняют средние голоса; подголоски: высокие, низкие; бурдон на основном и квинтовом тоне лада, исполняющийся остинато или мелодически развивающийся.

Для певческих голосов одиночного и коллективного творчества мордвы характерно насыщенное, в основном грудное звучание женских голосов в низких и средних тесситурных условиях (от фа — соль малой октавы до ля — си первой); мягкое, осветленное или напряженное и яркое звучание высоких женских голосов (от си первой октавы до ре — ми второй); темброво-насыщенное звучание у низких мужских голосов, ярко-выразительное — у высоких (баритонально-теноровый характер).

Темброво-динамическая выразительность и голосо-рече-вой характер исполнения определялись местом звучания и жанровой принадлежностью песни. На открытом пространстве (в лесу, поле, у родника) пели зычно, проголосно, динамично, насыщенно; в помещении — более мягко, певуче, динамически сдержанно, собранно и округло. В результате взаимодействия вокальной и инструментальной традиций в творчестве мордвы возникла и функционирует совместная исполнительская форма — вокально-инструментальная.

Таким образом, при всем многообразии характерных особенностей народно-певческого исполнительского искусства мордвы вокальная и инструментальная музыка сопровождала различные жизненно-бытовые ситуации, традиционные обряды и ритуалы. Это озксы, свадьба, молодежные весенне-летние гуляния, календарные праздники, детские игры и др. При этом пение в сопровождении традиционных музыкальных инструментов могло быть статичным или сопровождать круговые пляски, пляски на месте, хороводы.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная