М. А. Павлова. Особенности социализации детей в условиях специфической организации труда родителей Народы России: возрождение и развитие

М. А. ПАВЛОВА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РОДИТЕЛЕЙ

ПАВЛОВА Марина Анатольевна, заместитель директора филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой.

Ключевые слова: Крайний Север, нефтегазодобывающая промышленность, вахтово-экспедиционный метод организации труда, особенности социализации детей

Key words: the Far North, gas and oil producing industry, shift and expedition method of labour organisation, peculiarities in children socialisation

В статье на основе результатов социологического исследования, проведенного в Ямало-Ненецком автономном округе, анализируются особенности социализации детей в условиях вахтово-экспедиционного метода организации труда родителей.

On the basis of the results of the sociological research held in the Yamalo-Nenets Autonomous District peculiarities in children socialisation in the conditions of the shift and expedition method of the parents labour organisation are analysed in the article

На современном этапе развития российского общества социологи считают создание комплексных «портретов» максимального количества регионов России одним из приоритетных направлений отечественной социологии. Решение этой задачи позволит глубже осмыслить современные социокультурные явления и процессы, станет основой для социокультурного проектирования в регионах.

В последние годы в стране активно осваиваются новые территории, богатые природными ресурсами, которые необходимы для развития современной экономики России. К таким территориям относится Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Мировую известность ему принесли уникальные запасы природных минерально-сырьевых ресурсов. Сегодня на Ямале открыто более двухсот ископаемых. ЯНАО является одной из самых богатых территорий мира по месторождению углеводородного сырья. В регионе создан мощный топливно-энергетический комплекс, составляющий более 90 % общероссийской добычи газа, 12 % нефти и конденсата. С промышленным освоением богатейшей по углеводородным запасам территории Ямала связана программа «Энергетическая стратегия России до 2020 года».

Сегодня Ямал — это промышленно развитый регион, который имеет высокие темпы социально-экономического развития. Поэтому важнейшими направлениями государственной политики на Ямале являются регулирование демографических, миграционных процессов, занятость населения и работа с молодежью. Личностное формирование молодого поколения ямальцев, процессы его социализации проходят в экстремальных условиях проживания и при значительной удаленности от образовательных и культурных центров страны. Социализация близка по смыслу слову «воспитание». Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, а социализация, наряду с воспитанием, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества1. Под термином «социализация» (от лат. socialis — общественный) понимается комплексный процесс обучения, воспитания, развития и усвоения индивидом в течение жизни социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы и общности, к которым он принадлежит. Социализация — та часть процесса становления личности, в которой формируются общепринятые, распространенные черты индивида, проявляющиеся в социально организованной деятельности и регулирующиеся обществом. Она достигается как в ходе целенаправленного воздействия на человека, так и под влиянием семейного и внесемейного общения, СМИ, литературы, искусства. Социализация индивида происходит в основном в деятельности, общении и самосознании2.

Важным периодом, в котором социализация протекает наиболее активно, является детство. П. Бергер и Т. Лукман говорят об основной роли первичной социализации3. Ее отсутствие или недостаточность развития не могут быть восполнены ни на каком-либо следующем этапе жизни человека.

На процесс социализации влияет прежде всего семья, в кругу которой ребенок получает первые представления о жизни, нормах поведения, культурных традициях. В дальнейшем образ жизни, принятый в семье родителей, часто становится образцом для его собственной семьи. По мнению А. Першерона, быть членом семьи «означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте»4. Семья дает ребенку имя, и он становится членом родословной фамилии. На формирование ребенка в семье влияют социальное положение его родителей, культурный и образовательный уровень семьи, ее уклад.

Именно в семье ребенок приобретает персональную идентичность, в семье формируется его нравственный облик. В воспитании ребенка, в привитии ему культурных ценностей, которые становятся духовно-нравственной основой на всю жизнь, исключительно важная роль принадлежит родителям. Механизм социализации ребенка состоит из процессов подтверждения, исключения, запрещения, замещения, имитации и идентификации5. М. М. Акулич справедливо отмечает, что «нравственное воспитание человека для системы образования является косвенной функцией, для семьи — основной»6.

За годы формирования нового российского государства изменился уклад российской семьи. Так, трудовая деятельность работников в условиях Севера имеет специфику, непосредственным образом влияющую на семейную жизнь, воспитание и социализацию детей. При добыче газа в регионе Приполярья применяется вахтово-экспедиционный метод организации труда. Впервые понятие «вахтовый метод» употреблено в Положении об организации работ вахтовым методом, утвержденном Минлеспромом СССР 11 апреля 1974 г., и в Положении об организации вахтовых лесозаготовок, утвержденном Всесоюзным объединением «Тюменьлеспром» в 1976 г. В этих документах под вахтовым понимается метод, при котором бригады и мастерские участки работают на отдаленных от центральных поселков вахтах — временных поселениях, предназначенных для проживания рабочих без семей7. Первым нормативным актом в СССР, регулирующим условия труда при вахтовом методе работы, было Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 1981 г.8

В конце 60-х гг. XX в. в СССР была выдвинута и затем реализована идея «экспедиционно-вахтового метода», направленная не только на обеспечение промышленности и строительства квалифицированными кадрами, но и на ограничение численности «пришлого населения» в сложных (непригодных) для проживания северных районах. Смысл экспедиционно-вахтового метода состоит в выполнении работ на Севере силами предприятий, работники которых постоянно проживают в базовых городах и (или) в центральных (южных) районах страны.

Анализ отечественной практики использования вахтово-экспедиционного метода работ позволяет выделить один из его характерных признаков — наличие базового города с высоким уровнем развития социальной инфраструктуры для постоянного проживания работников и их семей. При освоении природных ресурсов Ямала в качестве базовых городов выбраны Надым и Новый Уренгой, расположенные в неблагоприятной для постоянного заселения приполярной зоне. Именно в базовом городе сосредоточены предприятия различных организационно-правовых форм, которые используют вахтовый метод организации труда, и создана удобная транспортная инфраструктура. Из базового города в сам автономный округ направляются организованные потоки работников-вахтовиков. Многие специалисты предприятий компании «Газпром» трудятся в таком режиме, при этом живут в северных городах и селах недалеко от основного места работы. Такой метод организации труда называется внутрирегиональной вахтой. Число граждан, занятых на ней, с каждым годом увеличивается, что связано с освоением новых, более отдаленных от базовых городов, месторождений и наращиванием объемов добываемого газа. Разработка отдаленных от базовых городов Ен-Яхинского, Песцового, Берегового, Заполярного и других месторождений, промышленное освоение шельфа Ямала, увеличение добычи и переработки газа говорят о том, что число работников, занятых на внутрирегиональной вахте, ежегодно будет увеличиваться.

В 1986—1988 гг. Тюменский медицинский институт проблем освоения Севера провел медико-биологические и социологические исследования на Ямбургском месторождении по обоснованию эффективности режимов труда и отдыха. Было рекомендовано использовать (и он в основном используется) режим 60 х 30 и 30 х 30 дней работы и отдыха соответственно в прерывном и непрерывном производстве9.

Таким образом, вахтово-экспедиционный метод организации труда реализуется в пределах одного административного образования — Ямало-Ненецкого автономного округа и в рамках одной отраслевой структуры (в данном случае — это «Газпром»).

Применение вахтово-экспедиционного метода при обустройстве и эксплуатации газовых месторождений экономически выгодно и эффективно, а также позволяет снижать психологические и физиологические нагрузки, связанные с длительным пребыванием работников в экстремальных условиях. Но подобная организация труда родителей отражается на процессе воспитания детей работников-вахтовиков, на их успешной социализации.

Группой ученых Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой в 2010—2011 гг. проведено исследование «Особенности воспитания детей в условиях специфической организации труда родителей». В образовательных учреждениях города выявлены и обследованы 598 семей, в которых родители (или один из родителей) работают вахтово-экспедиционным методом.

Исследование показало, что в большей степени вахто-во-экспедиционным методом организации труда охвачены мужчины — отцы семей (86 %), в меньшей степени — женщины (14 %: в возрасте от 21 до 35 лет — 58 % и в возрасте от 36 до 50 лет — 42 %). Важно отметить, что у работников-вахтовиков преобладает молодой возраст. В то же время личностное формирование и воспитание детей в молодых семьях вахтовиков проходит в ситуации, когда один из родителей (в основном отец) длительное время отсутствует и не может заниматься воспитанием детей, вникать в их проблемы. Основными причинами работы в подобном режиме являются «улучшение материального положения семьи» (73 %), «карьерный рост» (13 %), «невозможность найти другую работу» (14 %). Но после работы в период отдыха, который длится месяц, лишь 24 % опрошенных часто бывают дома вместе со своей семьей. Значительная часть (46 %) респондентов не посвящают полностью все свое свободное время семье и детям. Чаще всего в это время они подрабатывают.

В семьях работников-вахтовиков в большинстве случаев воспитываются двое детей (56 %) (один ребенок — у 36 % семей, трое детей — у 8 % семей). На вопрос «Как часто Вы общаетесь с детьми?» 48 % респондентов ответили «столько, сколько мне необходимо», вероятно, имея в виду собственную потребность в общении с ребенком. Учитывают ли они при этом желание самих детей? Выявлено, что 40 % опрошенных понимают, что они общаются со своими детьми меньше, чем им хотелось бы. Это является важным моментом в осознании родителем недостатка внимания к своим детям; 12 % испытуемых ответили, что общаются с детьми значительно меньше, чем им хотелось бы.

В период работы, находясь в разлуке с близкими по месяцу и более, такие родители поддерживают связь со своими детьми при помощи современных средств телефонии: сотовых и городских телефонов (83 %) и компьютерных технологий (6 %). Каждый день общаются с детьми в период вахтовой работы 47 % опрошенных, несколько раз в день — 8 %, по мере необходимости — 39 %, раз в неделю — 6 %. Следует отметить, что половине опрошенных родителей (49 %) такого общения со своими детьми вполне достаточно. Но вторая половина (также 49 %) признается, что телефонных разговоров со своими детьми им не хватает для общения, они хотели бы больше уделять времени воспитанию детей, быть к ним ближе.

В период отдыха между работой совершают совместные прогулки с детьми 28 % родителей, приводят и забирают детей из детского сада 21 %, читают пред сном детям 19 %, покупают игрушки по просьбе ребенка 17 %, лишь 10 % родителей-вахтовиков совместно с детьми ходят в театр и на другие культурные мероприятия.

При вахтово-экспедиционном методе труда родителей формируются специфические отношения между взрослыми и детьми. С одним из родителей ребенок тесно контактирует только периодически, не имея возможности обращаться к нему ежедневно за советом, помощью, пониманием. Эта периодичность соответствует рабочему графику отца (матери). Дети растут в условиях, когда они не взаимодействуют с

одним из родителей. Они привыкают к такому режиму, ослабленному контролю за их действиями и поведением. Как показывают наблюдения за детьми в семьях работников-вахтовиков, у ребенка формируется чувство «оторванности» от родителя-вахтовика, ослабляется потребность в живом общении с ним, развивается большая свобода в действиях, что нередко приводит к появлению бесконтрольности, вредным привычкам и преимуществу общения со сверстниками. Подобная ситуация также со временем снижает потребность родителя выполнять свои обязанности по отношению к детям.

Как показало исследование, более половины респондентов не видят в подобном образе взаимодействия со своими детьми серьезных проблем (54 %). Одна пятая часть (20 %) опрошенных вахтовиков считает, что в их семьях проблемы с детьми такие же, как и в обычных семьях. Но 18 % родителей понимают, что при вахтово-экспедиционном графике труда с детьми возникают трудности, которых можно было бы избежать при ежедневном общении с ними, тесном контакте и своевременном контроле за их воспитанием. Важным является показатель «недостаток общения с детьми и родными людьми» у 67 % опрошенных родителей-вахтовиков, которые рассматривают его как основную проблему при их работе вдали от дома и семьи.

Безусловно, принимая решение о специфическом графике работы одного из родителей, каждая семья надеется, что ей удастся справиться с трудностями подобного образа жизни. При отсутствии одного из родителей на другого (в основном супругу, маму) возлагаются обязанности по уходу за детьми, их воспитанию и др., увеличивается ответственность за сохранение комфортного семейного климата. С другой стороны, организации газовой отрасли, где применяется вахтовый труд, на подобную работу стараются подбирать специалистов, руководствуясь не только показателями их профессионализма, но и личностными характеристиками, в том числе прочным семейным положением. Видимо, поэтому большинство респондентов (72 %) считают, что им удается своевременно отмечать и корректировать положительные и отрицательные тенденции в развитии своих детей, и лишь 13 % констатируют, что они с этим не справляются.

Процесс приспособления человека к обитанию в полярных регионах страны является весьма тяжелым. Он еще более усложняется, когда комплекс экстремальных факторов усугубляется длительным вахтовым трудом, отличающимся чрезвычайными физическими и психическими нагрузками. Учеными Лаборатории медицинской психологии ГУ НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН проведено исследование «Психологические аспекты адаптации экспедици-онно-вахтовых рабочих на Крайнем Севере». Его результаты показали негативную динамику ухудшения функционального состояния организма работников-вахтовиков. Исследования феномена утомления показали, что в первую очередь у вахтовиков находятся под угрозой физическая сила и здоровье. В частности, в период завершения вахты у рабочих отмечается снижение показателей по шкале «самочувствие». При субъективной оценке в самоотчетах вахтовиков к концу вахты фиксируются такие слова, как «обессиленный», «изнуренный», «вялый». Зафиксировано снижение эмоционального состояния. При работе вахтовым методом человек длительное время испытывает дискомфорт из-за других условий проживания и климата, отрыва от семьи, а также чужих традиций, верований и мировоззрения10.

Исследование подтверждает, насколько сложно успешно выполнять родительские функции работникам-вахтовикам. После тяжелого труда им самим необходимо долгое время для восстановления физического и психического здоровья.

Таким образом, процессы воспитания и социализации детей в семьях родителей, проживающих в условиях Крайнего Севера и работающих вахтово-экспедиционным методом, имеют свои особенности. Социальная нестабильность в стране вызывает повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи, что отвлекает родителей от задач воспитания и социализации своих детей. Следствием этого является недостаточное общение родителей с ребенком, ослабленное внимание к его проблемам, дефицит душевного тепла. В силу загруженности работой родители не уделяют достаточного внимания повышению собственной педагогической культуры, что сказывается на неумении разобраться в мотивах поведения ребенка, вовремя увидеть пробелы в его воспитании. Кроме того, недостаток родительского внимания вызывает у ребенка чувство ненужности, одиночества, которые в подростковом возрасте могут привести к девиантному поведению. Поэтому родителям-северянам важно понимать последствия подобного образа жизни и построить гармоничные отношения со своими детьми для их всестороннего личностного развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 134 с.

2 См.: Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во: РГСУ, 2008.

3 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

4 Percheron A. La socialization politigue: defense et illustration // Traite de science politigue. M. Grawitz et J. Leca. Vol. 3. P., 1985. Р. 181.

5 См.: Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997. 372 с.

6 Акулич М.М. Социальный консенсус: виды, характеристики и технологии достижения // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler LandstraBe 9966123 Saarbrucken Germany, 2011. С. 126.

7 См.: Кривой В.И. Вахтовый метод организации работ // Правоведение. 1985. № 2. С. 71—75.

8 См.: Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «Об утверждении типового положения о вахтовом методе организации работ от 13 декабря 1981 г.» // Газовая промышленность. 2007. № 9.

9 См.: Крайний Север: особенности труда и социализации человека / под ред. Г.А. Дзида. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.

10 Там же.

Поступила 26.09.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Kon I.S. Rebenok i obshhestvo. M., 1988. 134 s.

2 Sm.: Sovremennaja jenciklopedija social'noj raboty / pod red. V.I. Zhukova.

M.: Izd-vo: RGSU, 2008.

3 Sm.: Berger P., Lukman T. Social'noe konstruirovanie real'nosti: traktat po sociologii znanija. M.: Medium, 1995. 323 s.

4 Percheron A. La socialization politigue: defense et illustration // Traite

de science politigue. M. Grawitz et J. Leca. Vol. 3. P., 1985. P. 181.

5 Sm.: Gromov I.A., Mackevich A.Ju., Semenov V.A. Zapadnaja sociologija.

SPb., 1997. 372 s.

6 Akulich M.M. Social'nyj konsensus: vidy, harakteristiki i tehnologii dostizhenija // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler LandstraBe 9966123 Saarbrucken Germany, 2011. S. 126.

7 Sm.: Krivoj V.I. Vahtovyj metod organizacii rabot // Pravovedenie.

1985. № 2. S. 71—75.

8 Sm.: Postanovlenie Goskomtruda SSSR i Sekretariata VCSPS «Ob utverzhdenii tipovogo polozhenija o vahtovom metode organizacii rabot ot 13 dekabrja 1981 g.» // Gazovaja promyshlennost'. 2007. № 9.

9 Sm.: Krajnij Sever: osobennosti truda i socializacii cheloveka / pod red.

G.A. Dzida. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2010. 335 s. 10 Tam zhe.

M. A. Pavlova. Peculiarities in Children Socialisation in the Conditions of Specific Labour Organisation of Parents

In the last few years new territories of the Yamalo-Nenets Autonomous District rich in natural resources are actively reclaimed. Today Yamal is an industrially developed region which by social and economic growth rates is one of the leading in the country.

Labour activity of gas and oil producing branch in the conditions of the Yamal North has its own specificity — shift and expedition method of labour organisation is applied there. Specialists work in such regime at that they live in Northern towns and settlements not far from the place of their main activity. Shift method of labour organisation influences patterns of family life, children's upbringing and socialisation. Special relation between parents and their children are formed. With one of the parents the child contacts from time to time having no opportunity to communicate with him or her every day. At the same time the parent, most often the farther, has no opportunity to daily follow the development of his child, pay proper attention to his upbringing and influence the solution of the existing problems.

The research convincingly confirms the complicity of the successful fulfilment of the parent functions by shift-employees. After the period of intense work they need much time to recover physical and psychological health required for nurturing their children and provision of their socialisation. Due to intense work parents do not pay proper attention to their pedagogic culture increase that leads to failure in understanding the motives in their child's behaviour and in timely noticing gaps in his or her upbringing.

PAVLOVA Marina A., Deputy Director of Branch of Tyumen State

University in Novy Urengoy.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная