А. Н. Ершов, Э. Ш. Ахметова. Направления регулирования экосистемы моногорода как фактора повышения качества жизни населения

A. H. ЕРШОВ, Э. Ш. АХМЕТОВА

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ МОНОГОРОДА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЕРШОВ Андрей Николаевич, профессор кафедры государственного муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор социологических наук.

АХМЕТОВА Эльмира Шамсельбаяновна, старший преподаватель кафедры географии и методики ее преподавания Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов.

ERSHOV Andrei Nikolayevich, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the Department of State Municipal Administration and Sociology, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russian Federation).

AKHMETOVA Elmira Shamselbayanovna, Senior Lecturer at the Department of Geography and Methodology of Teaching It, Naberezhnye Chelny Institute of Socio-Pedagogical Technologies and Resources (Naberezhnye Chelny, Russian Federation).

© Ершов А. Н., Ахметова Э. Ш., 2015

Ключевые слова: качество жизни населения, экосистема города, регулирование экосистемы, моногород Набережные Челны

Key words: quality of life of the population, ecosystem of a city, management of an ecosystem, the single-industry town of Naberezhnye Chelny

В статье рассматриваются возможные направления совершенствования процесса влияния экосистемы на качество жизни городского населения в моногороде, представлена модель межсубъектного взаимодействия в экологическом поле моногорода.

The paper discusses possible ways of improving the process of an ecosystem's influence on the quality of life of the urban population in a single-industry town; it presents a model of intersubjective interaction in the environmental field of a single-industry town.

Отечественная социологическая наука во многом реализует «управленческий» подход к оценке развития экосистемы, в то время как совершенно недооцениваются закономерности города как самоорганизующейся, саморегулирующейся социально-территориальной системы1. По справедливому замечанию А. Л. Куравина, исследующего эколого-управлен-ческий потенциал региона, состояние социоприродной среды зависит не только от биоразнообразия, но и от разнообразия и зрелости культуры социума, степени достижения коэволюции — гармонизации отношений природы и человека. С этой целью, полагает ученый, необходимо проведение социально-экологического мониторинга по ряду направлений2.

Объектом управленческого воздействия в нашем случае является качество жизни населения моногорода, а средством воздействия — экосистема моногорода, оказывающая влияние на качество жизни. Иными словами, воздействуя на развитие экосистемы и гармонизируя отношения «человек — экосистема», субъект управления тем самым осуществляет влияние на процесс улучшения качества жизни населения моногорода.

Совершенствование качества жизни населения в условиях монопромышленного города Набережные Челны через регулирование экосистемы города предполагает несколько групп процессов, лежащих в основе целенаправленного воздействия: улучшение демографических данных через совершенствование показателей здоровья и продолжительности жизни населения; улучшение социального здоровья; создание условий для комфортного отдыха и восполнения физических и душевных сил горожан.

Важнейшим направлением улучшения качества жизни населения моногорода через сохранение и укрепление экосистемы является улучшение демографических показателей. Особую значимость здесь имеют повышение продолжительности жизни населения и укрепление социального здоровья. В связи с этим планировка городской экосистемы напрямую влияет на этот параметр качества жизни: строительство спортивных объектов, расширение зон отдыха, озеленение микрорайонов города выступают приоритетными направлениями регулирования городской экосистемы.

В контексте оптимизации городской экосистемы важным регулятором качества жизни населения становится создание комфортных условий проживания и отдыха, организация рекреационных зон, расширение возможностей культурного саморазвития горожан. Возможность посещать культурные мероприятия — один из критериев качества жизни населения города. Он показывает, насколько у горожан развиты эти потребности, а также наличие объективных возможностей для их реализации.

Для изучения влияния городской экосистемы на качество жизни горожан через отдельные компоненты системы мы провели социологическое исследование «Экомимтема как фактор качество жизни населения моногорода». В качестве методов сбора первичной социологической информации использовались: массовый опрос по репрезентативной выборке с охватом всех основных категорий жителей г. Набережные Челны с соблюдением квот по полу и возрасту, экспертный опрос руководителей промышленных предприятий города и организаций, обслуживающих его инфраструктуру.

Генеральная совокупность определялась на основе данных государственной статистики о численности населения города в возрасте от 18 лет и старше (официальные данные переписи населения 2010 г.). Объем выборочной совокупности составил 450 чел. Отбор экспертов (12 чел.) осуществлялся методом «снежного кома». В число экспертов вошли руководители крупных промышленных предприятий города и организаций, обслуживающих его инфраструктуру. Критериями отбора экспертов послужили: руководящая должность, стаж работы на данном предприятии не менее 3 лет, компетентность в вопросах регулирования экологической среды промышленными предприятиями.

Наши исследования, отраженные в табл. 1, показывают, что жители города возможностями проведения культурного досуга скорее не удовлетворены: 50 % из них отмечают, что хотели бы чаще посещать культурные мероприятия.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Результаты исследований, регулярно проводимых в г. Набережные Челны, позволяют констатировать недостаток таких компонентов культурно-досуговой сферы, как музеи и выставочные залы (29,8 %), театры (26,5 %) и кружки по интересам (26,0 %). Молодежные клубы востребованы у 16,9 % опрошенных. Каждый десятый житель города считает недостаточным количество библиотек (10,9 %) и домов культуры (10,6 %). Можно с уверенностью сказать, что достаточно полно развита сеть кинотеатров, кафе, ресторанов, бильярдных клубов и боулинга, так как потребность в этих учреждениях у жителей достаточна минимальна (6,3, 2,8 и 2,3 % соответственно)3. Таким образом, планирование городской экосистемы с точки зрения повышения возможностей ее влияния на культурное развитие горожан явно слабое.

Важным направлением развития экосистемы, с точки зрения ее влияния на качество жизни горожан, является создание условий для развития ее саморегуляции. Формирование саморегулирующейся экосистемы напрямую восходит к вопросам проектирования и строительства экополиса и подразумевает экологизацию деятельности человека во всех направлениях. Однако, по мнению Н. А. Васильевой, строительство подобных экополисов пока не представляется возможным в силу господства потребительского отношения человека к природе и наличия у него потребностей к максимальному использованию всех благ цивилизации4.

Правовое регулирование экологического развития города — одно из ведущих направлений развития качества жизни горожан через регулирование экосистемы. На современном этапе цели и задачи экологической политики в городе крайне сужены и ограничиваются локальными проблемами, не затрагивая основополагающих принципов природопользования, а сама экологическая политика понимается достаточно узко.

Усиление влияния субъектов экосистемы на качество жизни горожан должно происходить, по мнению экспертов, «через построение понятного и четкого взаимодействия». В связи с этим следующим направлением регулирования городской экосистемы выступает создание механизма управления экосистемой как процесса многостороннего взаимодействия на основе принципа социального партнерства. Важная роль здесь отводится общественности (гражданам и их объединениям, движениям). Результаты опроса экспертов показывают, что роль общественных объединений и движений экологической направленности крайне низка: «А какие у нас естъ экологические организации? Я не знаю о таких» (Инт.); рядовые горожане в большинстве (65,0 %) также затруднились назвать организации, реализующие функции проэкологической деятельности в городе.

Одна из значимых целей в процессе улучшения качества жизни населения через регулирование экосистемы моногорода — воздействие на ее ментальный компонент, т. е. экологизация массового и профессионального сознания. Ведущую роль в этом процессе играет система образования и воспитания, которая нуждается в реформировании.

Другое направление регулирования экосистемы — планирование социально-экологического развития города с привлечением к процессу всех субъектов экосистемы. Модель межсубъектного взаимодействия в экологическом поле представляет собой процесс организации социального партнерства между субъектами экосистемы: муниципальной властью, бизнес-сообществом, в том числе руководителями промышленных предприятий, общественными организациями, СМИ и населением. Через создание тесного взаимодействия между указанными субъектами осуществляется укрепление экологического сознания субъектов (ментальная подсистема экосистемы), что реализуется через проэкологическое поведение. Эффект от такого поведения воздействует на природную и артефактную подсистемы экосистемы путем их регулирования. Конечный эффект образуется в повышении качества жизни населения.

Важным компонентом социально-экологического управления в регионе является создание и реализация социально-экологического мониторинга. Мы полагаем, что его проведение как комплексной процедуры должно иметь тесную связь с разработанной системой показателей качества жизни населения, выступающих критериями состояния городской экосистемы. Социологическая информация играет большую роль в принятии управленческих решений. Однако информированность в данном аспекте органов городской власти и управления недостаточна. Поэтому с дальнейшим совершенствованием управления актуализируется задача создания научно обоснованной системы информирования органов управления, а следовательно, развитие социологических служб.

Большое значение имеет планирование социально-экологического развития как отдельного направления. В ходе разработки и реализации перспективных планов обеспечивается: комплексное развитие территории, взаимообусловленность производственных и социальных вопросов, оптимальное использование демографического, экологического, производственного, научно-технического и человеческого потенциалов. Этим достигается взаимосвязанное решение проблем качества жизни и эффективности деятельности городского хозяйства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гиндуллин Н.Ф. Проблемы регулирования экологической системы современного города: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 1995. С. 22.

2 См.: Куравин А.Л. Социально-экологический мониторинг в управлении социоприродной средой региона: на материалах Белгородской области: дис. . канд. социол. наук. Белгород, 2009. С. 171.

3 См.: Общественное мнение о социально-экономической ситуации в г. Набережные Челны. Исследования Центра маркетинговых исследований и аналитики. URL: http://www.marketing-research2002.ru/2013/02/28/ obshhestvennoe-mnenie-o-socialno-yekonomicheskoj.html (дата обращения:12.12.2013).

4 См.: Васильева Н.А. Современный город как специфическая социо-экосистема: проблемы и перспективы // Вестн. Иркут. гос. с.-х. академии. 2013. № 58. С. 158.

A. N. Ershov, E. Sh. Akhmetova. Areas of Regulation of a Single-Industry Town's Ecosystem as a Factor of Improving the Quality of Life of Its Population

The paper analyzes possible ways of improving the influence of an ecosystem on the quality of life of the urban population in a single-industry town. The authors develop a model of inter-subject interaction in the environmental field.

Improving the quality of life in a single-industry town through regulation of the ecosystem of the town involves solution of several issues. An important area of development of an ecosystem is setting up the conditions for development of its self-regulation. Formation of a self-regulating ecosystem directly traces back to the issues of designing and constructing an 'ecopolis' and involves 'ecologization' of human activity in all areas. Another direction of regulation of an urban ecosystem is establishment of a mechanism for managing an ecosystem as a process of multilateral cooperation based on the principle of social partnership.

One of the most important objectives in the process of improving the quality of life of the population through regulating an ecosystem of a single-industry town is the impact on the mental component, i. e. ecologization of mass and professional consciousness. The leading role in this process is played by the system of education and upbringing which needs to be reformed. Another area of regulation of an ecosystem is planning the socio-ecological development of a town with the involvement of all actors in the ecosystem. The model of inter-subject interaction in the environmental field is the process of organizing social partnership between actors in the ecosystem: municipal authorities, business community including the heads of industrial enterprises, public organizations, mass media, and the population. In the process of interaction between these actors, environmental consciousness of the subjects (mental subsystem of the ecosystem) is strengthened, what is done through pro-environmental behavior. The effect of the pro-environmental behavior influences the natural and the artifact subsystems of an ecosystem by regulating them. The ultimate effect is in the improved quality of life of the population.

Поступила 27.02.2015.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная