Д. В. Окунев, С. Э. Майкова, И. В. Гвоздецкая. Маркетинговый анализ развития внутреннего туризма в регионе

Д. В. ОКУНЕВ, С. Э. МАЙКОВА, И. В. ГВОЗДЕЦКАЯ

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ1

ОКУНЕВ Денис Викторович, проректор по экономике Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

МАЙКОВА Светлана Эдуардовна, доцент кафедры маркетинга Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ГВОЗДЕЦКАЯ Ирина Вячеславовна, доцент кафедры маркетинга Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

OKUNEV Denis Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Docent, Vice-Rector for Financial Management, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

MAIKOVA Svetlana Eduardovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Marketing, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

GVOZDETSKAYA Irina Vyacheslavovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Marketing, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Окунев Д. В., Майкова С. Э., Гвоздецкая И. В., 2015

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, туристические потоки, туристская фирма, туризм

Key words: hospitality industry, tourism flows, tourism company, tourism

В статье рассматриваются основные проблемы, тенденции и факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма. К основным факторам относятся: низкая рентабельность сферы внутреннего туризма, невысокая информированность о туристском продукте, несоответствие показателя «цена — качество».

The paper discusses the main issues, trends, and factors affecting development of the domestic tourism. The main factors include: low profitability of the sphere of domestic tourism, low awareness of the tourism product, inadequacy of the quality-price ratio.

В настоящее время развитие внутреннего туризма находится на стадии формирования. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, нерентабельностью внутреннего туристского продукта для туристских фирм. Во-вторых, несоответствием показателя «цена — качество» на средства размещения. В-третьих, низкой информированностью людей о туристско-рекреационных возможностях регионов. В-четвертых, отсутствием четкого, отлаженного механизма между туристскими фирмами и санаторно-курортными комплексами. В современных условиях актуально сформировать достойную замену выездному туризму, при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с формированием внутреннего туризма, и проанализировать комплекс проблем, влияющих на развитие индустрии гостеприимства2. Создание привлекательного комплексного внутреннего туристского продукта, включающего основные и дополнительные услуги, является основной задачей развития российского туристского рынка.

Основные проблемы, тенденции и факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма, мы рассмотрели на примере Республики Марий Эл. Анализ туристских потоков в республике за период с 2010—2014 гг. показал относительно положительную динамику. Произошла корректировка показателей туристских потоков. По таким направлениям, как выездной туризм, отмечается снижение туристских потоков, и напротив, увеличилось число принятых в Марий Эл туристов из РФ.

По данным мониторинга деятельности туристических предприятий и организаций Марий Эл, проведенного Комитетом республики по туризму, по состоянию на 2013 г. на территории региона осуществляли деятельность 63 туроператорские и турагентские фирмы, 34 гостиницы и гостевых дома, 29 санаториев, оздоровительных комплексов, лагерей и пансионатов с лечением, 8 туристских комплексов и 16 баз отдыха, а также 63 точки изготовления и (или) продажи изделий народных художественных промыслов и сувениров. Динамика изменения количества предприятий туриндустрии Республики Марий Эл в 2010—2013 гг. представлена на рис. 1.

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

Внутренний и въездной туристский потоки (с учетом экскурсантов) за 2013 г. составили более 250,0 тыс. чел., что значительно превышает аналогичный показатель 2012 г. Число иностранных граждан, въехавших на территорию республики, составило более 4,0 тыс. чел. При этом наибольшее число туристов и экскурсантов посетили города Йошкар-Олу, Козьмодемьянск, а также Юринский муниципальный район. Анализ динамики внутреннего, въездного и выездного туристских потоков позволят отметить положительные тенденции в части смещения потребительского спроса с выезда за пределы республики на прием российских и иностранных граждан на территории Марий Эл, что благоприятно сказывается на социально-экономическом развитии региона.

Объем платных туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению в 2013 г., составил 701,5 млн руб., что на 7,6 % превышает показатель 2012 г. Динамика изменения объема платных туристских, гостиничных услуг и аналогичных средств размещения представлена на рис. 2.

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

Отдельно следует отметить деятельность малых предприятий, функционирующих в гостиничном и ресторанном бизнесе, а также предоставляющих услуги по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Их оборот за 2013 г. составил около 2 млрд руб., средняя численность работающих превысила 2,6 тыс. чел., среднемесячная заработная плата достигла 10,6 и 15,4 тыс. руб. соответственно, а объем инвестиций составил около 7,0 млн руб.

У Республики Марий Эл достаточно большой потенциал, отмечается положительная динамика развития отрасли туризма. Как и в большинстве регионов РФ, эта отрасль в республике пока не является высокодоходной. При достаточно хорошем потенциале доля туризма в валовом региональном продукте республики составляет менее 1,0 %. Основной причиной такой ситуации является низкая инвестиционная привлекательность туристской отрасли3 вследствие высокой изношенности ее инфраструктуры, низкой рентабельности и отсутствия информированности о республиканском туристском продукте4.

Основными целями развития индустрии гостеприимства Республики Марий Эл являются: формирование инвестиционно-привлекательной и конкурентоспособной туристской инфраструктуры республики; разработка качественного, конкурентоспособного и доступного туристского продукта, способного обеспечить развитие сферы туризма республики; укрепление финансовой системы региона за счет вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие республики5.

Для достижения поставленных целей необходимо: сформировать благоприятные экономические условия для привлечения инвестиций в отрасль; повысить качество туристского продукта с учетом принятых международных стандартов; развивать инфраструктуру отрасли; создать бренд туристского продукта республики; сформировать туристские кластеры и продвигать их на российский и мировой туристский рынок.

Развитие индустрии туризма в Марий Эл направлено на встраивание стратегических проектов и инициатив в систему программных мероприятий. Такими мероприятиями могут быть разработка программ совместного финансирования (государственно-частное партнерство) и формирование налоговых льгот предприятий туризма. Это даст возможность повысить инвестиционную привлекательность туристской отрасли региона, сформировать предпринимательскую активность в сфере гостеприимства, внедрить стандарты качества обслуживания и подготовить программы обучения и повышения квалификации кадров для сферы туризма и гостеприимства.

Таким образом, комплекс предложенных мероприятий по развитию туризма в Республике Марий Эл приведет к повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности туристской отрасли региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ № 14-12-13008 «Методология развития потребительского рынка региона в условиях присоединения России к ВТО».

2 См.: Майкова С.Э., Сармаева Т.А. Анализ факторов территориальной индивидуальности городского округа Саранск // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 10. С. 95—102.

3 См.: Okunev D., Maikova S., Soldatova E. The methods of studying the territorial identity factors // 12th International Multidisciplinary Scientific GeoConference and EXPO - Modern Management of Mine Producing, Geology and Environmental Protection, SGEM 2012, 2012. С. 1159—1166.

4 См.: Аверина О.И., Кабанова Ю.В., Лябушева А.А. Этнотуризм: мода или дань уважения? // Финно-угорский мир. 2014. № 4. С. 100—103.

5 См.: Майкова С.Э., Гвоздецкая И.В., Сармаева Т.А. Имидж города в системе территориального маркетинга // Маркетинг. 2011. № 4. С. 56.

Поступила 11.03.2015.

D. V. Okunev, S. E. Maikova, I. V. Gvozdetskaya. Marketing Analysis of Domestic Tourism Development in the Republic of Mari El

Currently, development of domestic tourism is at the stage of formation. This is due to many reasons. First of all, it is the lack of profitability of the domestic tourism product for tourism companies. Secondly, it is the inadequacy of the quality-price ratio for the means of accommodation. Thirdly, there is low awareness of tourism and recreational opportunities of the regions. Fourthly, it is the lack of a clear and established mechanism between tourism companies and the sanatorium-resort complexes. In the circumstances of an economic crisis, it is rather important to form a worthy replacement for outbound tourism; it is necessary to solve a number of problems associated with the formation of domestic tourism and to analyze a number of problems affecting the development of the hospitality industry. Formation of an attractive all-inclusive domestic tourism product offering basic and additional services is the primary task of development of the regional tourism market.

The paper considers the case study of the Republic of Mari El as an example of the main problems, trends, and factors affecting development of the domestic tourism. There is considerable potential and positive dynamics of development of the tourism industry in the Republic of Mari El. Like in most regions of the Russian Federation, currently, this industry is not profitable in the Republic. Despite having a sufficiently high potential, the share of tourism in the gross regional product of the Republic is less than one percent. Low investment attractiveness of the tourism industry is the main cause for this situation. This cause arose due to the high deterioration of infrastructure, to the low profitability of this industry and to the lack of awareness of the Republic's tourism product.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная