И. А. Емелькина. Правовые аспекты общественного движения финно-угорских народов в форме некоммерческих организаций
И. А. ЕМЕЛЬШНА
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХи ОРГАНИЗАЦИЙ
ЕМЕЛЬКИНА Ирина Александровна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Мордовского государственного университета, доктор юридических наук, доцент.
EMELKINA Irina Aleksandrovna, Doctor of Juridical Sciences, Docent, Head of the Department of Civil Law and Practice, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
© Емелькина И. А., 2015
Ключевые слова: некоммерческие организации, финно-угорские народы, общественное движение, культурное наследие, юридическое лицо, фонд, учреждение, автономия
Key words: non-profit organizations, Finno-Ugric peoples, social movement, cultural heritage, legal entity, fund, institution, autonomy
В статье дан анализ современного правового регулирования общественного движения финно-угорских народов в форме некоммерческих организаций. Рассмотрены виды правовых форм юридического лица, в которых могут быть учреждены некоммерческие организации финно-угорских народов. Приведены примеры коллизии действующего российского законодательства и предложения по их преодолению.
The paper provides an analysis of the current legal regulation of the social movement of the Finno-Ugric peoples in the form of non-profit organizations. The author considers the types of legal forms of legal entities that can be established as non-profit organizations of Finno-Ugric peoples. The paper provides examples of collision in the current Russian legislation and proposes ways to overcome them.
Указом Президента Российской Федерации в стране 2014 г. был объявлен годом культуры1. Для многонациональной России, с ее разнообразной культурой, множеством национальных традиций, обрядов, языков это событие актуально и востребованно. В 1998 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Культура уральских национальных меньшинств под угрозой» (Резолюция 1171 (1998))2, согласно п. 1—2 которой более 23 млн чел. в мире говорят на уральских языках и, по данным переписи 1989 г.,почти 3,3 млн чел. из них живут в России и являются меньшинствами. Не все из них регулярно пользуются родным языком. Ассамблея выразила обеспокоенность угрожающим состоянием уральских языков и культур в России. Из проживающих в России уральских народов карелы, мордва, марийцы, коми и удмурты имеют свою государственность в виде республик, названных в соответствии с их идентификацией, а ханты, манси, коми-пермяки и ненцы — автономию в виде автономных административных округов. Однако не все уральские народы живут в пределах своих республик и автономных округов. Более того, во многих таких государственных образованиях они не составляют большинства населения. Ассамблея выразила озабоченность тяжелыми физическими условиями и низким уровнем социальной защиты малочисленных уральских народов, живущих в трудных полярных условиях и при уровне жизни, обеспечивающем лишь выживание3.
Из 24 финно-угорских народов 17 проживают в России. Крупнейшие из них — мордва (эрзя, мокша), удмурты, марийцы, коми, карелы, финны-ингерманландцы, ханты, манси, вепсы, бессермяне, саамы и др. Шесть финно-угорских народов имеют национально-территориальные образования в составе России: республики Мордовия, Марий Эл, Коми, Карелия, Удмуртия и Ханты-Мансийский автономный округ4.
Однако есть ряд факторов, которые свидетельствуют не только о постепенном сокращении финно-угорских народов, но и об утрате их богатой и разнообразной культуры.
Российское законодательство не рассматривает народы и нации в качестве самостоятельных субъектов правовых отношений. Поэтому финно-угры как этническая категория не обладают самостоятельной правосубъектностью. Ей наделяются отдельные физические и юридические лица, публично-правовые образования. Однако народам России предоставлено право принимать участие в гражданском обществе посредством создаваемых некоммерческих организаций. Следует признать, что финно-угорский народ достаточно активно использует эту возможность для осуществления своего права на культурную самобытность, его защиту. Можно говорить о существовании в широком смысле общественного движения финно-угорских народов, состав которого не ограничивается сугубо российскими народами, а имеет широкое распространение за рубежом (Финляндия, Венгрия, Эстония и др.).
По вопросу образования юридических лиц финно-угорских народов представляется интересным обратиться к законодательству о культуре. Забегая вперед, отметим, что оно серьезно отстает от действующего Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Согласно ст. 15 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ФЗ о культуре), гражданам предоставляется право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности. Точное обозначение «организации» не дается в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), в ст. 48 закрепляется определение «юридического лица». Термин «организация» исходит еще из советского права, в котором все юридические лица, как правило, рассматривались как организации.
Ст. 48 ГК РФ закрепляет определение юридического лица как организации, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Ст. 50 ГК РФ классифицирует все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. Таким образом, в широком понимании можно рассматривать организацию как любое юридическое лицо. Однако будет вернее, если в законодательстве о культуре говорить о юридических лицах финно-угорских народов, которые, согласно законодательству, могут создаваться как коммерческие и некоммерческие организации. В российском гражданском обществе финно-угорские народы могут участвовать исключительно через созданные ими некоммерческие организации. Для осуществления предпринимательской деятельности могут быть образованы и коммерческие организации. Например, вполне возможно создание общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества по производству национальной одежды, декоративно-прикладных изделий, предметов с национальной символикой. Однако, как показывает практика, такие формы коммерческих организаций редко используются в деятельности национальных движений. Как правило, подобные виды производства осуществляются в форме предпринимательской деятельности без образования юридического лица либо по договору подряда с коммерческой организацией. Кроме того, не запрещена предпринимательская деятельность некоммерческих организаций финно-угорских народов. Ст. 48 ГК РФ закрепляет, что любая некоммерческая организация может осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли, с условием, что такая деятельность разрешена в уставе некоммерческой организации, не является для нее основной и прибыль направляется на основные цели деятельности. Таким образом, общественные организации финно-угров вполне могут заниматься предпринимательством в сфере декоративно-прикладного производства и т. п.
Обращаясь к ст. 15 ФЗ о культуре, отметим еще одну серьезную коллизию в действующем законодательстве. Учреждения и предприятия, которые вправе создать граждане по тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности, рассматриваются как юридические лица. Однако это не вполне верно. Дело в том, что согласно ст. 113—114 ГК РФ предприятия могут быть созданы только государством или муниципальным образованием. Следовательно, в настоящее время невозможно создание гражданами своего предприятия. Такая возможность предоставлялась до 1 января 1995 г. Но с того времени прошло 20 лет, а законодательство о культуре до сих пор допускает такую возможность.
Важно отметить, что ГК РФ закрепляет термин «предприятие» не только в смысле государственного и муниципального предприятия, но и как объект гражданских правоотношений. При этом под предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 ГК РФ).
Согласно ст. 123.21 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г.), учреждением признается унитарная некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Все эти три формы могут быть использованы финно-угорскими народами для осуществления своих прав.
Следует отметить, что учреждение приобретает популярность в общественном движении финно-угорских народов. Например, создана новая правовая конструкция «этнокультурный парк» в организационно-правовой форме автономного учреждения (например, этнокультурный парк Республики Коми в г. Сыктывкаре). Устав этнокультурного парка закрепляет, что это многофункциональный этнокультурный комплекс, природно-ландшафтный историко-культурный музей-заповедник «Финно-угорский этнокультурный парк», который создается с целью расширения деятельности по развитию финно-угорского сотрудничества, а также развития культурно-познавательного туризма для возрождения, сохранения и популяризации культуры финно-угорских народов.
Таким образом, согласно буквальному толкованию ст. 15 закона о культуре, гражданам для тиражирования и распространения культурных ценностей, благ, посредничества в области культурной деятельности дано право создавать лишь три организационно-правовые формы юридических лиц: организации (при этом не вполне понятно о каких организациях идет речь), учреждения и предприятия. ГК РФ не запрещает создание и иных организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций. Вовсе не ясно, зачем сужать правоспособность граждан в сфере реализации национальной самобытности в праве выбора вида юридического лица. Ограничением может выступать лишь правоспособность самого юридического лица. Например, крестьянское фермерское хозяйство не имеет в качестве цели распространение культурных ценностей, или некоммерческая организация — товарищество собственников жи-
лья, которая создается исключительно в сфере управления многоквартирным домом. Поэтому следует дать возможность выбора организационно-правовых форм юридических лиц в зависимости от их правоспособности для осуществления деятельности, связанной с тиражированием и распространением культурных ценностей, благ, посредничеством в области культурной деятельности.
Представляется, что ст. 15 ФЗ о культуре должна быть приведена в соответствии с ГК РФ. В п. 1 ст. 15 необходимо закрепить следующее правило: гражданам для тиражирования и распространения культурных ценностей, благ, посредничества в области культурной деятельности предоставляется право создавать коммерческие и некоммерческие организации.
Что касается коммерческих организаций, то они могут быть созданы исключительно в сфере предпринимательской деятельности (например, для изготовления изделий декоративно-прикладного производства и др.). В качестве таких форм ГК РФ перечисляет хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства и производственные кооперативы. Как уже отмечалось, крестьянское фермерское хозяйство вряд ли можно рассматривать как возможное юридическое лицо в сфере «распространения культурных ценностей».
Некоммерческие организации создаются для осуществления разнообразных целей деятельности (социально-культурной, управленческой, религиозной, политической и др.). Главное, чтобы основной целью деятельности у некоммерческой организации не выступало извлечение прибыли. Заметим, что некоммерческим организациям разрешено осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом некоммерческие организации, уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должны иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50 ГК РФ). В настоящее время минимальный размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью составляет 10 тыс. руб.
Некоммерческие организации, которые могут быть созданы в сфере культуры, разнообразны (п. 3 ст. 50 ГК РФ): потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), общины коренных и малочисленных народов России, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, публично-правовые компании. Перечисленные виды организаций могут в зависимости от предусмотренной законом и уставом правоспособности быть учреждены в сфере осуществления и охраны интересов финно-угорских народов.
Добавим, что в настоящее время не все из указанных организационно-правовых форм используются финно-угорскими народами для осуществления перечисленных видов деятельности. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций финно-угорских народов выступают общественные организации, ассоциации (союзы), автономные учреждения, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, финно-угорские некоммерческие организации России представлены разнообразными организационно-правовыми формами. В настоящее время в министерстве зарегистрированы: 1 межрегиональная общественная организация, 33 региональные общественные организации, 12 местных общественных организаций, 6 общественных движений, 4 органа общественной самодеятельности; 1 общественное учреждение; 1 орган территориального общественного самоуправления, 1 общественно-государственное общественное объединение, 3 союза (ассоциации) общественных объединений, 58 общин коренных народов; 6 некоммерческих фондов, 3 некоммерческих партнерства, 2 автономные некоммерческие организации5.
Одной из популярных форм некоммерческих организаций финно-угорских народов стала культурно-национальная автономия. Она является видом общественной организации. Этнические общности, компактно проживающие вне своих национально-государственных образований или не имеющие своей государственности, имеют право на культурно-национальную автономию. Она означает право этнических
общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Финно-угорские народы активно используют эту форму защиты прав и интересов своей культурно-национальной самобытности. Национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством России, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством России.
Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. В настоящее время в России зарегистрировано 8 региональных и 35 местных национально-культурных автономий финно-угорских народов: Тверская региональная общественная организация национально-культурная автономия тверских карел, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Удмуртской Республики», Общественная организация «Петербургская национально-культурная автономия финнов "Инкери"», Общественная организация «Местная национально-культурная эрзянская автономия "Эрзя"» г. Красноярска и др.
Таким образом, перечисленные правомочия национально-культурной автономии в сфере осуществления малыми народами прав по сохранению национальной самобытности, развитию национального (родного) языка и национальной культуры позволяют сделать вывод о том, что национально-культурная автономия — одна из наиболее перспективных форм некоммерческих организаций (общественных организаций) финно-угорских народов. Представленные статистические данные некоммерческих организаций финно-угорских народов свидетельствуют об интересе народов финно-угорского мира к сотрудничеству в области защиты прав и законных интересов малых народов, возрождению языка и культуры, национальной самобытности. На федеральном уровне этому движению уделяется значительное внимание. Вместе с тем до настоящего времени законодательство о культуре сохраняет противоречивость и несовершенность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации года культуры» от 22 апреля 2013 г. № 375. URL: http://kremlin.ru/acts/news/17944 (дата обращения: 12.01.2015).
2 См.: Resolution 1171 (1998). Endangered Uralic minority cultures. URL: http://www.suri.ee/doc/reso_1171.html (дата обращения: 12.01.2015).
3 Там же.
4 См.: Карасев А.С. Проблемы и перспективы развития туризма в финно-угорских регионах России. URL: http://www.science-education.ru/118-c13838 (дата обращения: 18.01.2015).
5 См.: Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http:// minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizations (дата обращения: 14.01.2015).
Поступила 23.03.2015.
I. A. Emelkina. Legal Aspects of the Finno-Ugric Peoples Social Movement in the Form of Non-Profit Organizations
The paper analyzes the current legal regulation of the social movement of the Finno-Ugric peoples in the form of non-profit organizations. The author considers the types of legal forms of legal entities that can be established as non-profit organizations of Finno-Ugric peoples. The paper provides examples of collision in the current Russian legislation and proposes ways to overcome them.
The paper formulates a number of conclusions about the legal status of the Finno-Ugric peoples and the peculiarities of their participation in the
social ethnic movement. It is noted that the Russian legislation does not consider the peoples and nationalities independent subjects of legal relations. In this regard, the Finno-Ugric peoples as an ethnic category do not have separate legal personality, for it is individuals, legal entities, and public and legal bodies that are endowed with legal personality. It is stressed that the peoples of Russia are granted the fundamental right to participate in civil society through specially established non-profit organizations. It should be recognized that the Finno-Ugric peoples actively use this opportunity to exercise their right to cultural identity and to protect it. It can be stated that to wide extent there exists a social movement of the Finno-Ugric peoples the composition of which is not confined to the peoples of Russia, but it is also widespread abroad (in Finland, Hungary, Estonia, etc.).
The purpose of this research paper is to analyze legal regulation of legal forms of non-profit organizations through which the Finno-Ugric peoples act in Russia's civil society.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная