Е. И. Долгаева, Н. К. Капкаева. Отношение православной и мусульманской молодежи к социальным практикам, противоречащим нормам религиозной морали

Е. И. ДОЛГАЕВА, Н. К. КАПКАЕВА

ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ, ПРОТИВОРЕЧАЩИМ НОРМАМ РЕЛИГИОЗНОЙ МОРАЛИ

ДОЛГАЕВА Евгения Ивановна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук.

КАПКАЕВА Наиля Камиловна, студентка I курса магистратуры Истори-ко-социологического института Мордовского государственного университета.

DOLGAEVA Evgeniya Ivanovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

KAPKAEVA Nailya Kamilovna, Master Course First-Year Student at the Institute of History and Sociology, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Долгаева Е. И., Капкаева Н. К., 2015

Ключевые слова: молодежь, мусульмане, нравственность, православные, религиозная мораль, религиозность, социальные нормы, социальные практики

Key words: youth, Muslims, morality, Orthodox Christians, religious morality, religiosity, social norms, social practices

На основе социологических исследований предпринимается сравнительный анализ отношения православной и мусульманской молодежи к социальным практикам, не приемлемым с точки зрения религиозной морали.

On the basis of sociological studies, the paper provides a comparative analysis of attitudes of the Orthodox Christian and the Muslim youth to social practices which are not acceptable from the point of view of religious morality.

В отличие от западных стран, где уровень религиозности населения в течение последних десятилетий снижается, в России после распада СССР зафиксирован его рост. Наряду с усвоением относительно новых либеральных ценностей и социальных норм западного мира, существенная часть россиян возвращается к традиционным религиозным ориентирам. В связи с этим проблема содержания регулятивной функции религии (влияние на представления населения о нравственном и безнравственном) является ключевой в понимании факторов развития России и ее места в современном мире.

Перспективным направлением подобных исследований, на наш взгляд, может быть сравнительный анализ восприятия представителями разных конфессий социальных практик, называемых в религиозной среде «грехами». Речь идет об абортах, алкоголизме, наркомании, сексуальной распущенности, гомосексуализме и других неприемлемых с точки зрения традиционных конфессий поступках. Отношение к ним позволяет судить о целостности нормативно-ценностного пространства российского общества, его морально-нравственном состоянии, степени усвоения социальных норм западного либерализма.

Различия между регионами мира в восприятии поведения, осуждаемого религиозной моралью, стали предметом изучения в глобальном опросе, проведенном американской исследовательской организацией «Pew Research Center» в марте — мае 2013 г.1 (опрошено более 40 тыс. чел. в 40 странах, в том числе и в России). Его результаты позволяют говорить о взаимосвязи отношения к таким практикам и уровня религиозности населения. Если представители мусульманского мира негативно оценивают большинство подобных поступков, то многие жители Западной Европы, Северной Америки и Японии не считают их аморальными. Россия занимает промежуточное положение между этими полюсами. Внебрачные связи, азартные игры, гомосексуализм осуждают более половины россиян (69, 62, 72 % соответственно); аборты и употребление алкоголя — по 44 %. В то же время значительная доля наших соотечественников назвала морально приемлемыми добрачный секс (40 %), разводы (46 %) и контрацепцию (62 %).

В отечественных исследованиях религиозности объектом анализа, как правило, становятся многоконфессиональное население региона или страны в целом, крайне редко — отдельные группы верующих. Изучаемые проблемы чаще всего не выходят за рамки института религии: идет дискуссия о критериях и соответствии религиозности населения конфессиональным догматам2; изучаются ценности верующих3; анализируется соотношение разных видов социальной идентичности4. Несмотря на острые дискуссии о взаимоотношениях религии и общества, социологические исследования влияния религиозности на массовое сознание и повседневное поведение россиян встречаются редко, особенно в межконфессиональном контексте.

В связи с этим мы предприняли попытку сравнительного анализа отношения православной и мусульманской молодежи Республики Мордовия к социальным практикам, не одобряемым соответствующими религиями (на примере г. Саранска). Выбор объекта обусловлен тем, что православные и мусульмане — наиболее крупные конфессиональные группы в стране и Мордовии. Православными считают себя 74 % россиян, мусульманами — 7 %5. Уровень религиозности населения региона по признаку самоидентификации выше, чем в России6.

Эмпирическая база анализа включает два социологических исследования, а именно:

— «Религия в жизни православной молодежи» (2013 г.). Опрошено 112 православных в возрасте от 16 до 24 лет. Квотная выборка репрезентирует состав генеральной совокупности по полу, возрасту и району проживания респондента (доверительный интервал ±9 %);

— «Отношение мусульман к социальным практикам, не одобряемым традиционными религиями» (2014 г.). Опрошено 135 мусульман в возрасте от 16 до 24 лет. Квотная выборка репрезентирует состав генеральной совокупности по полу, возрасту и району проживания респондента (доверительный интервал ±8 %).

Сбор информации осуществлялся методом анкетного опроса по месту учебы или работы респондентов. Молодые мусульмане опрашивались также в исламских общественных организациях. Конфессиональная принадлежность респондентов определялась при помощи вопроса-фильтра, основанного на самоидентификации опрашиваемых.

Анализ результатов опросов должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу, согласно которой оценки респондентов, называющих себя православными и мусульманами, не всегда полностью совпадают с религиозными догматами, однако и не являются противоположными, что позволяет говорить о целостности нормативно-ценностного пространства молодых представителей двух конфессий.

Большинство опрошенных стремится выполнять требования религии (заповеди, правила, принципы) при общении с людьми и решении проблем обыденной жизни, что свидетельствует о потенциально высокой степени влияния религиозности на их повседневное поведение. Таких респондентов больше среди приверженцев ислама (60,4 %): в том числе 20,2 % всегда стараются соблюдать правила религии, 40,2 % стремятся к этому, но иногда это не получается. У православных доля таких ответов составляет 50,0 % (11,0 % пытаются выполнять религиозные требования всегда, 39,0 % отметили, что иногда это не удается). Нарушение религиозных норм в повседневной жизни чаще отмечают православные: иногда так поступают 15,9 % из них, часто — 11,0 % (среди мусульман соответственно 7,9 и 7,0 %). В то же время никогда не придерживающихся религиозных правил при решении обыденных проблем 19,0 % мусульман, что в два раза больше, чем православных (9,8 %).

Большинство молодых представителей двух конфессий осуждают аборты, пьянство, наркоманию, гомосексуализм, сексуальную распущенность, супружескую измену, отказ матерей от новорожденных детей, коррупцию. Однако уровень неприятия этих поступков православными и мусульманами дифференцирован. По уровню осуждения и сходства оценок, изучаемые социальные практики разделены на три группы.

К первой группе отнесены такие явления, как наркомания и отказ матерей от новорожденных детей, которые осуждаются подавляющим большинством православных и мусульман (табл. 1).

Вторая группа включает сексуальную распущенность, супружескую измену и коррупцию (табл. 2). Эти виды поведения негативно оцениваются большинством православных и мусульман, но в обеих группах есть значительная доля терпимо относящихся к ним (более 20 %).

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

В третью группу вошли социальные практики, в отношении к которым наблюдаются существенные различия между православной и мусульманской молодежью: пьянство, аборты и гомосексуализм (табл. 3). Терпимость к пьянству и гомосексуализму среди православных в пять раз выше, чем у мусульман. Православная молодежь в два раза чаще спокойно воспринимает аборты.

Своеобразным вызовом традиционной религиозности становятся в XXI в. некоторые медицинские нововведения, кардинально изменяющие вековые представления общества о нравственности, например, эвтаназия, суррогатное материнство, клонирование человека. В отличие от социальных практик, давно отнесенных религиями к девиантным, консолидированной точки зрения о медицинских нововведениях нет ни в православной, ни в мусульманской молодежной среде (табл. 4).

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Мнения по указанным вопросам в обеих группах верующих разделились поровну между позициями «отношусь терпимо, нейтрально» и «осуждаю». Исключением является отношение православных к суррогатному материнству (большая часть демонстрирует нейтральное, терпимое отношение к нему), а также восприятие мусульманами клонирования человека (почти половина осуждают такие практики). О неоднозначности восприятия нововведений в области медицины свидетельствует и большое число затруднившихся ответить по сравнению с таковым в других вопросах. Кроме того, в отличие от традиционных «грехов», отношение к которым давно укоренилось в обществе, восприятие медицинских нововведений гораздо чаще оказывалось положительным.

Большинство православных (50,0 %) согласились с утверждением, что «некоторые из нравственных норм подходят современному человеку, а некоторые — нет». Лишь пятая часть из них (20,7 %) является сторонниками ортодоксальной точки зрения: «людям следует придерживаться традиционных нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними». Мнения молодых мусульман по этому вопросу разделились поровну между упомянутыми вариантами (40,4 и 42,6 % соответственно). Примечательно, что ответ «современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами» выбрали 4,9 % православных, но не отметил ни один мусульманин. В целом этот вопрос вызвал затруднения у значительного числа респондентов: уклонились от ответа 24,4 % православных и 17,0 % мусульман.

Таким образом, целостность нормативно-ценностного пространства православной и мусульманской молодежи республики выражается в сходстве отношения двух групп верующих к изучаемым социальным практикам. Однако степень согласия православных и мусульман по изучаемым проблемам неодинакова. Прослеживается корреляция конфессиональной принадлежности респондентов и их отношения к неприемлемым с точки зрения религии поступкам. Православная молодежь чаще признается в нарушении требований традиционной нравственности, называет некоторые правила религиозной морали устаревшими и демонстрирует толерантность к их несоблюдению. Молодые мусульмане более ортодоксальны в своих оценках. Среди них выше доля соблюдающих религиозные нормы в повседневной жизни и считающих их незыблемыми.

Вместе с тем проведенные исследования лишь в первом приближении обозначают круг проблем, требующих дальнейшего изучения. К ним можно отнести сравнительный анализ социально-политических ценностей конфессиональных групп, социальных ориентаций представителей разных религий в сфере традиционного и нового в общественной жизни и т. п. В условиях конфессионального многообразия российских регионов перспективным представляется изучение влияния процессов глокализации на межконфессиональные отношения в регионах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Global Views on Morality. URL: http://www.pewglobal. org/2014/04/15/global-morality (дата обращения: 21.01.2015).

2 См.: Лебедев С.Д., Сухоруков В.В. Тесный путь не туда? // Социол. исслед. 2013. № 1. С. 118—126.

3 См.: Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Козлов И.И. Феноменология православных ценностей в оценке экспертов // Там же. 2014. № 8. С. 128—135; Синелина Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Там же. 2009. № 4. С. 89—95.

4 См.: Богатова О.А. Этническая, религиозная и гражданская идентичность в регионе // Регионология. 2009. № 3. С. 249—260.

5 См.: В России 74 % православных и 7 % мусульман. URL: http:// www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения: 21.01.2015).

6 См.: Богатова О.А. Секулярная религиозность в России: самоидентификация и социальные установки верующих (на примере Республики Мордовия) // Вестн. Мордов. ун-та. 2014. № 3. С. 155.

Поступила 03.02.2015.

E. I. Dolgaeva, N. K. Kapkaeva. Attitudes of the Orthodox and Muslim Youth to Social Practices Contrary to the Norms of Religious Morality

Along with assimilation of relatively new liberal values and social norms of the Western world, a significant portion of Russians returns to traditional religious guidelines. In this regard, the issue of supporting the regulatory function of religion is crucial in understanding the factors in the development of Russia and its place in the modern world. On the basis of sociological studies, the paper presents a comparative analysis of attitudes of the Orthodox Christian and Muslim youth in the Republic of Mordovia to social practices unacceptable from the point of view of traditional religiosity (the case study of the city of Saransk).

The paper reveals differentiation of appraisals of the three groups of social practices given by representatives of the two confessions: actions condemned by the overwhelming majority of the Orthodox Christians and Muslims (drug addiction, abandonment of newborn children); behavior that is unacceptable to the majority but has a substantial proportion of tolerable attitudes in both confessions (sexual promiscuity, adultery, and corruption); practices that have the tolerance level much higher in the Orthodox Christian environment compared to the Muslim one (alcoholism, abortion, and homosexuality). Attitude to the new medical technology (euthanasia, surrogate motherhood, and human cloning) is ambiguous among both the Orthodox Christians and Muslims.

As a result the conclusion is drawn about correlation of confessions of respondents and their attitudes towards acts unacceptable from the point of view of religion, which is expressed, on the one hand, in a relatively greater tolerance of the Orthodox Christian youth, on the other hand — in a greater conformity of the young adherents of Islam.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная