C. Г. Ушкин, Л. Ю. Максимова, В. А. Иншаков. Современное состояние научно-инновационной сферы региона: мнения экспертного сообщества

C. Г. УШКИН, Л. Ю. МАКСИМОВА, В. А. ИНШАКОВ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО  СООБЩЕСТВА

УШКИН Сергей Геннадьевич, научный сотрудник отдела мониторинга экономических процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск).

МАКСИМОВА Лариса Юрьевна, старший научный сотрудник отдела мониторинга экономических процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск).

ИНШАКОВ Виталий Александрович, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга экономических процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», кандидат социологических наук (г. Саранск).

USHKIN Sergei Gennadievich, Research Officer at the Department of Monitoring of Economic Processes, State Public Institution of the Republic of Mordovia 'Scientific Center for Social and Economic Monitoring, (Saransk, Russian Federation).

MAKSIMOVA Larisa Yurievna, Senior Research Officer at the Department of Monitoring of Economic Processes, State Public Institution of the Republic of Mordovia 'Scientific Center for Social and Economic Monitoring, (Saransk, Russian Federation).

INSHAKOV Vitaly Aleksandrovich, Candidate of Sociological Sciences, Leading Research Officer at the Department of Monitoring of Economic Processes, State Public Institution of the Republic of Mordovia 'Scientific Center for Social and Economic Monitoring, (Saransk, Russian Federation).

© Ушкин С. Г., Максимова Л. Ю., Иншаков В. А., 2015

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, научно-инновационная сфера

Key words: innovations, innovative activity, innovative actions, scientific and innovative sphere

В статье анализируются текущее состояние, перспективы развития и существующие проблемы научно-инновационной сферы Республики Мордовия. В основу статьи положены материалы экспертного опроса, проведенного среди представителей органов государственной власти, научно-образовательных, производственных и других организаций, имеющих непосредственное отношение к научно-инновационной сфере.

The paper analyzes the current state, the prospects of development, and the existing problems of the science and innovation sector in the Republic of Mordovia. The paper is based on an expert survey conducted among representatives of the state authorities, scientific and educational, industrial and other organizations relevant to the field of scientific innovation.

Переход страны от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития является одной из основных задач России на ближайшую перспективу. Ключевым моментом этих изменений выступают повсеместное распространение инноваций, ускоренное развитие науки, технологий и высокотехнологичных производств. Пока положение России на мировом рынке не позволяет говорить о произошедшем за последние годы технологическом скачке. Напротив, Россия постепенно утрачивает свои позиции в экспорте высокотехнологичных товаров и продукции с высокой добавленной стоимостью, при этом доля России на рынке высокотехнологичной продукции составляет чуть более трети процента1.

Длительное время в социологии проблематика научно-инновационного развития оставалась периферийной, выходя на первый план только в периоды научно-технических революций. Формирование устойчивого интереса к ней со стороны социальных исследователей произошло лишь в середине XX в., в первую очередь под влиянием работ Г. Тарда, Й. Шумпетера и Р. Мертона2. По мнению некоторых авторов, причина этого заключается в осознании того факта, что «для успешного внедрения научно-технических новшеств недостаточно создать условия для научных открытий и наладить процесс технологического производства инновации»3.

Сегодня инновация «становится одним из ключевых элементов культуры, общезначимой социальной ценностью, не ограничивающейся пределами технической и экономической областей деятельности, распространяемой на сферы общественных норм, образов, идеалов»4. Несмотря на это,понятие «инновации» до сих пор не является унифицированным и концептуализированным в отечественной социологической литературе5. Поэтому в исследовании мы использовали определение, закрепленное на федеральном уровне: «Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»6.

С 4 по 25 ноября 2013 г. Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» провело экспертный опрос «Развитие научно-инновационной сферы в Республике Мордовия». Целью исследования было получение экспертных оценок текущего состояния, перспектив развития и существующих проблем научно-инновационной сферы региона.

Критериями формирования экспертной группы отбора выступили непосредственное отношение эксперта к исследуемой области, опыт работы по профилю и отношение к руководящей профессиональной элите. Общее число экспертов составило 28 чел. (2 представителя органов государственной власти, 12 — научно-образовательных учреждений, 10 — производственных организаций, 4 — других организаций), имеющих непосредственное отношение к научно-инновационной сфере.

Современное состояние научно-инновационной сферы Российской Федерации в целом экспертами характеризуется преимущественно негативно (+21/-79 %). Несколько выше оно оценивается применительно к территории Мордовии (+36/-64 %). Причина такого несоответствия заключается в том, что в последние годы в регионе существенно увеличилось число инновационных производств, стали активно внедряться новые технологии, развивается инновационная инфраструктура7. Это подтверждается и тем, что около половины экспертов (46 %) положительно оценивают динамику происходящих изменений на территории Российской Федерации и две трети (67 %) — в Мордовии. Причем большая часть экспертов ожидает улучшения состояния научно-инновационной сферы в стране (39 %) и регионе (54 %).

Фиксируется выраженный негативный вектор оценки уровня инновационной активности в России и Республике Мордовия. Баланс положительных и отрицательных мнений в первом случае составляет +36/-64 %, во втором — +4/57 %. По отношению к Российской Федерации позиции экспертов являются в большей степени радикальными и полярными, средние оценки практически отсутствуют; по отношению же к республике доля средних оценок превышает треть (39 %). Это является тревожным симптомом, поскольку инновационная активность на территории региона оценивается ниже, чем в целом по стране.

Интересным представляется сопоставление представленных данных с результатами других методологически совместимых исследований. Следует упомянуть проведенный в октябре — ноябре 2010 г. в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» экспертный опрос, посвященный перспективам инновационного развития глазами российской научно-технической элиты. Согласно одному из его выводов, «Россия находится где-то в общем ряду 10—15 развитых стран, проявляя тенденцию в середину данного списка»8. Другими словами, экспертное сообщество скептично настроено по отношению к текущей ситуации. Результаты опроса это подтверждают.

В ходе исследования эксперты оценивали не только общую картину, но и состояние научно-инновационной сферы в Мордовии по различным компонентам. Каждый из показателей был оценен экспертами по шкале от 1 до 5, где 1 балл — низкая, 5 баллов — высокая оценка. Наибольшие опасения экспертов связаны с конкурентоспособностью научных достижений на международном уровне (2,36 балла), финансовым обеспечением (2,48), результативностью научных исследований и разработок (2,50), подготовкой и восполнением научных кадров (2,52 балла). Наиболее позитивно оценивается интеллектуальный потенциал (3,07 балла). Интегральная же оценка состояния научно-инновационной сферы, рассчитываемая как среднее арифметическое, составила 2,61 балла. В рамках выбранной нами шкалы состояние научно-инновационной сферы по параметрам можно оценить как удовлетворительное.

Основным сдерживающим фактором научно-инновационного развития, по мнению экспертов, выступает дефицит квалифицированного инженерно-технического персонала  (85 %). Интеллектуально-кадровый потенциал традиционно признается одним из важнейших системообразующих элементов инновационного потенциала экономической системы любого хозяйственного уровня, поскольку от него зависит потенциальная возможность появления инноваций9. Более половины экспертов (61 %) оценивают кадровый потенциал как средний, а еще около трети (36 %) — как низкий. Его восполнение также является существенной проблемой: качество подготовки специалистов — выпускников высших учебных заведений региона оценивается на 5,6 балла из 10 максимально возможных.

По мнению некоторых авторов, «воспроизводство высококвалифицированных кадров в России оказалось под угрозой в связи с постепенным исчезновением "советского поколения" ученых и преподавателей, а также явно недостаточными масштабами притока и закрепления молодежи в научных организациях и вузах»10. В научной литературе фиксируется, что низкая степень участия государства в международном научно-техническом обмене обусловлена не только последствиями социально-экономического кризиса, но и «нехваткой высококвалифицированных кадров нового поколения, самостоятельных в мышлении, обладающих высоким лидерским потенциалом, высокомотивированных на творчество и инновации»11.

В условиях возникшего дефицита высококвалифицированных кадров в инновационной сфере, по мнению большинства экспертов, необходимо оказание всесторонней поддержки развитию вузовской и академической науки (68 %). Каждый второй опрошенный представитель научной и управленческой элиты считает, что стоит объединить усилия образовательного и научного потенциала (46 %). Столько же полагают, что нужно создание системы непрерывного обучения и переподготовки кадров (46 %). Также в Республике Мордовия необходимо создавать условия для профессиональной самореализации и карьерного роста инженерно-технического персонала (43 %).

Второй сдерживающий фактор — сложность привлечения внешнего финансирования для разработки и внедрения новых продуктов, услуг и технологий (67 %). В данном случае под внешним финансированием инновационной деятельности понимаются привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций12. Для финансовой поддержки научно-инновационной деятельности в регионе, по мнению большинства экспертов, требуется активизация участия региона в федеральных целевых программах (64 %). Также значимы создание льготного режима налогообложения инвестиционной деятельности (39 %), бюджетное финансирование (32 %), расширение внебюджетного финансирования инноваций на приоритетных направлениях (29 %) и привлечение частных инвестиций (21 %).

Третьим сдерживающим фактором эксперты называют неэффективность существующих механизмов государственной финансовой поддержки инновационной деятельности (59 %). При этом абсолютное большинство экспертов (74 %) не удовлетворены состоянием нормативно-правового регулирования научно-инновационной деятельности на федеральном уровне. На уровне Мордовии их оценки менее критичны, однако уровень неудовлетворенности достаточно высок (57 %).

В значительной степени уровень инновационного развития зависит от качества инновационной политики в регионе13. Поэтому отдельного рассмотрения заслуживают составляющие механизма государственной поддержки инновационной деятельности, в число которых входят предоставление государственных гарантий, финансовая поддержка, субсидирование, льготное налогообложение, государственные преференции, консультационные услуги, экспертное обеспечение, поддержка научных исследований и информационное обеспечение (таблица).

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Каждый из показателей оценен экспертами по шкале от 1 до 5, где 1 балл — низкая, 5 баллов — высокая оценка. Интегральная оценка механизмов государственной поддержки научно-инновационной деятельности, рассчитываемая путем вычисления их среднего арифметического, составила 2,8 балла, что является удовлетворительным результатом.

Четвертый сдерживающий фактор — низкий спрос на новую продукцию и услуги (56 %). Это актуально не только для развития отдельно взятого региона, но и для всей страны в целом. Так, в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию В. В. Путин акцентировал внимание на том, что стране «необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии»14. Поэтому в Мордовии существует острая необходимость активизации работы по поиску новых рынков сбыта инновационных продуктов и услуг в России и за рубежом.

Пятый сдерживающий фактор — нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты (41 %). Превращение научно-технических разработок в инновационный товар обеспечивают профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций, владеющие компетенциями коммерциализации разработок, трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, проектного финансирования и управления инновационными проектами. Качественной подготовке управленческих кадров будет способствовать предпринимательское взаимодействие университета, бизнеса и государства, т. е. внедрение в жизнь принципа «тройной спирали»15.

Почти каждый второй эксперт полагает, что в регионе необходимо создать механизм эффективного взаимодействия бизнеса, науки и образования (52 %), стимулировать крупный и средний бизнес к разработке и внедрению инноваций (52 %), поддерживать вузовскую и академическую науку (52 %) и организовать систему финансового обеспечения создания и внедрения инноваций (48 %). При этом каждый третий опрошенный представитель научной и управленческой элиты придерживается мнения, что республике необходимы разработка и реализация долгосрочной стратегии развития научно-инновационной сферы (33 %), повышение качества государственного управления научно-инновационной сферой (33 %), поддержка и стимулирование развития малого инновационного предпринимательства (30 %). Несомненно, что этот круг вопросов также является важным компонентом государственного регулирования научно-инновационной деятельности в регионе.

В контексте мер, необходимых для эффективной мотивации научно-инновационной деятельности в республике, на первый план выходит ее экономическая составляющая. В частности, абсолютное большинство экспертов (82 %) сходятся во мнении, что в регионе необходимо существенное увеличение заработной платы научных сотрудников. В настоящее время внутренние затраты на исследования и разработки (оборудование, приборы, препараты, расходные материалы, коммунальные услуги, заработная плата) в расчете на одного российского исследователя в 5—10 раз ниже, чем у стран — лидеров по этому показателю16. Это негативно влияет на состояние научно-инновационной сферы, поскольку существенно затрудняет приток новых высококвалифицированных кадров и препятствует раскрытию потенциала тех, кто уже работает в этом направлении.

Еще один важный фактор развития инновационной деятельности — оснащение лабораторий оборудованием и обеспечение их расходными материалами (57 %). Активизации научных исследований и разработок будет способствовать дальнейшее развитие созданных лабораторий в научных организациях, технопарке и на базе предприятий.

Другие факторы упоминаются реже. Среди них можно выделить повышение престижа научно-инновационной деятельности (39 %), предоставление молодым ученым социальных выплат на приобретение жилья на территории региона (32 %), возможности повышения качества квалификации научных работников (29 %) и обеспечение их расширенным социальным пакетом (льготы, бонусы и т. д.) (21 %).

Подводя итоги экспертного опроса, можно констатировать, что состояние научно-инновационной сферы в Республике Мордовия характеризуется наличием низких и средних оценок. Сравнение региональных показателей с общероссийскими значениями позволяет нам говорить о том, что значимого технологического отставания в республике не фиксируется. Напротив, здесь состояние научно-инновационной сферы оценивается более позитивно, чем в целом по России. Следствием этого является то, что регион обладает предпосылками для активизации инновационного процесса и имеет достаточно развитый научно-исследовательский и производственный потенциал.

Отсутствие в регионе сырьевых запасов ориентирует республиканскую экономику на активный рост наукоемких, высокотехнологичных производств и выпуск конкурентоспособной продукции. В последние годы Мордовии удалось сделать прорыв в модернизации экономики и инновационном развитии. Тем не менее в условиях ужесточающейся конкурентной борьбы за ресурсы (в первую очередь интеллект) в республике фиксируется острая кадровая проблема научно-инновационной деятельности. Основными сдерживающими факторами ее развития в регионе выступают дефицит квалифицированного инженерно-технического персонала и нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты.

В связи с этим одной из главных задач, определяющих развитие научно-инновационной сферы региона, становятся воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов и создание благоприятных условий инновационной деятельности. Для решения кадрового вопроса рекомендуется оказание поддержки развитию вузовской и академической науки.

Большая часть экспертов критикует существующие механизмы нормативно-правового регулирования научно-инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях. По их мнению, для того чтобы законодательная база в инновационной сфере работала, необходимы создание механизмов эффективного взаимодействия бизнеса, науки и образования, стимулирование крупного и среднего бизнеса к разработке и внедрению инноваций, поддержка вузовской и академической науки и организация системы финансового обеспечения создания и внедрения инноваций. Основной мерой, способствующей эффективной мотивации научно-инновационной деятельности в Мордовии, по мнению экспертов, должно выступить увеличение заработной платы сотрудников. Второй по значимости фактор — оснащение лабораторий оборудованием и обеспечение их расходными материалами.

В заключение необходимо отметить, что дальнейший мониторинг научно-инновационной сферы республики позволит осуществлять наблюдение за состоянием сферы науки и инноваций в регионе и воздействующими на нее факторами, сравнение результатов инновационной политики региона во времени, будет способствовать принятию решений и реализации мер по эффективному регулированию региональной инновационной системы. Целесообразно проведение подобных мониторинговых исследований на всей территории Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Миндели Л.Э., Клеева Л.П., Воробьев И.В. Наука и инновации в современной России // Энергия: экономика, техника, экология. 2012. № 3. С. 16.

2 См.: Тард Г. Законы подражания. М.: Академ. проект, 2011. 304 с.; Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006. 880 с.

3 Пузанов К.А. Современные модели распространения инноваций: критический анализ // Социология власти. 2012. № 6—7. С. 82—83.

4 Басов Н.В. Инновация как фактор социальной самоорганизации: процессуально-пространственное моделирование // Журн. социологии и социал. антропологии. 2008. Т. 11. № 4. С. 185—186.

5 См.: Мезенина Н.С. Инновация как результат и процесс // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 189—191.

6 Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ // Рос. газ. 2011. 26 июля. № 5537.

7 См.: Якуба В.В. Технопарк Мордовия: путь к прорыву // Наноиндустрия. 2013. № 4. С. 6—15.

8 Андреев А.Л. Перспектива инновационного развития глазами российской научно-технической элиты // Мониторинг общественного мнения.2011. № 2. С. 27.

9 См.: Сергеева В.В., Ширяев А.А. Кадровый потенциал региона и кадровая политика как факторы результативности инновационной деятельности // Социология науки и технологий. 2012. № 1. С. 65—78.

10 Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 9—10.

11 Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2. С. 141.

12 См.: Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент:учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2010. С. 136.

13 См.: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналит. докл. / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012. С. 14.

14 Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www. kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 25.12.2013).

15 См.: Полутин С.В. Интеграция государства, науки и бизнеса в контексте теории «тройной спирали» // Регионология. 2013. № 4. С. 109—112.

16 См.: Программа кандидата в президенты Российской академии наук академика В.Е. Фортова. Основные направления развития Российской академии наук. Москва, 10 мая 2013 г. С. 42. URL: http://www.oem.ras.ru/ index.php/deyatelnost-otdeleniya/vybory-prezidenta-ran (дата обращения:

14.12.2014).

Поступила 15.01.2015.

S. G. Ushkin, L. Yu. Maksimova, V. A. Inshakov. Modern State of the Science and Innovation Sector of a Region: Opinions of the Expert Community

The paper analyzes the current state, prospects of development, and problems of the science and innovation sector of the Republic of Mordovia. The paper is based on the results of an expert survey conducted in November 2013 among representatives of the state authorities, scientific and educational, industrial and other organizations relevant to the field of science and innovation (N = 28).

The general state of the science and innovation sector in the Republic of Mordovia is characterized mainly by low and medium appraisals. At the same time, positive dynamics of the changes occurring in the region was noted. The main constraints of scientific and innovative development, according to experts, are: shortage of qualified engineering and technical personnel; difficulty of attracting outer funding for development and introduction of new products, services, and technologies; ineffectiveness of the existing mechanisms of state financial support of innovation activity; low demand for new products and services; lack of management personnel capable of implementing innovative projects. Effective motivation of the research and innovation activities is possible by means of a substantial increase in salaries of scientific staff as well as by means of equipping laboratories and providing them with consumables.

On the basis of the conducted research the authors conclude that further monitoring of the science and innovation sector is a necessary and indispensable component of regional policy and that it is advisable to carry out such a monitoring on the whole territory of the Russian Federation.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная