И. Б. Юленкова. Повышение инвестиционно-инновационного развития муниципальных районов региона

И. Б. ЮЛЕНКОВА

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕГИОНА1

ЮЛЕНКОВА Ирина Борисовна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

YULENKOVA Irina Borisovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Finance and Credit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Юленкова И. Б., 2015

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, муниципальный район, инвестиционный имидж, инновационный потенциал муниципального района, факторы, сдерживающие инновационное развитие, новые технологии

Key words: investment attractiveness, municipal district, investment image, innovative potential of a mu-nicipal area, factors constraining innovative development, new technologies

В статье представлен комплекс мероприятий, ориентированных на формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику муниципальных районов Республики Мордовии.

The paper presents a set of activities aimed at creating conditions for mobilizing domestic and for increasing the flow of external investment resources and new technologies into the economy of the municipal districts of Mordovia.

Одним из важных факторов развития экономики являются инвестиции. Формирование благоприятной инвестиционной среды будет способствовать увеличению объемов инвестиций и их диверсификации по секторам экономики и изменению структуры экономики, улучшению инвестиционной привлекательности сельской местности. Инвестиционная привлекательность имеет важное значение для создания благоприятных условий для активного развития муниципальных районов Республики Мордовия, так как способствует формированию условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних новых технологий в экономику сельской местности, устойчивому функционированию реального сектора экономики сельских территорий, увеличению доходной части бюджета республики. Инвестиционная привлекательность — потенциал активного развития экономики на селе.

Основные показатели инвестиционной привлекательности муниципальных районов Республики Мордовия — объем инвестиций в основной капитал, инвестиции в основной капитал на душу населения, индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Что касается финансирования, то большая часть всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2009—2014 гг. поступила из республиканского и федерального бюджета, и лишь небольшая доля — из местного. Как показывает практика, динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в муниципальных районах крайне нестабильна. Перекосы в их отраслевой структуре, где большую часть составляют инвестиции в сельское хозяйство, недостаточные вложения в обрабатывающее производство являются факторами, сдерживающими устойчивый экономический рост муниципальных районов.

В районах сохраняются неблагополучные тенденции, создающие опасность для эффективного инвестиционно-инновационного развития: ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения; недостаточная информационная прозрачность инновационной сферы; слабая поддержка и неактивное развитие малого инновационного предпринимательства; отсутствие интеграции образования, науки и производства.

В качестве серьезных угроз инвестиционной привлекательности сельских территорий можно назвать: диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, старение квалифицированного кадрового состава, наличие незанятого экономически активного населения в трудоспособном возрасте, отток молодого экономически активного населения за пределы районов, снижение налогового потенциала, недостаточная бюджетная обеспеченность районов, повышение аварийности в жилищно-коммунальной сфере районов, снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах.

Для обеспечения стабильного роста инвестиций в экономику районов необходимо предпринять комплекс мер, направленных на снижение инвестиционных рисков, развитие оптимальных условий для вложения капитала в предприятия районов.

Важное направление инвестиционной политики муниципальных районов — повышение инвестиционной привлекательности территории. Для привлечения потенциальных инвесторов и развития территории администрациям муниципальных районов совместно с администрациями их поселений необходимо разработать и утвердить схему территориального планирования районов, генеральные планы сельских поселений, которые следует выложить в открытый доступ на официальных сайтах администраций муниципальных районов. У некоторых муниципальных районов (например, Красно-слободского) есть такой опыт. Однако этого недостаточно для интенсификации инвестиционной активности районов.

Поддержка инновационной деятельности — одно из приоритетных направлений инвестиционного развития муниципальных районов республики, поскольку рост научно-технического потенциала сельских территорий позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Во многих районах работают промышленные (ОАО «Краснослободский радиозавод», ЗАО «Ельниковская ДСПМК», ООО «Дубен-ский кирпичный завод» и др.) и сельскохозяйственные (ООО «Моргинское» в Дубенском муниципальном районе, ООО «СП Богдановское» — в Старошайговском и др.) предприятия. В промышленности ведется посильная замена устаревшего оборудования на новое с использованием современных технологий производства выпускаемой продукции, в сельском хозяйстве районов применяется механическая подача корма, осуществляется разработка сбалансированного рациона животных и др.

Открытие новых предприятий и приток инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производство зависит от проводимой политики, связанной со снижением административных барьеров и определением режима экономического благоприятствования для традиционных производителей. В настоящее время критерием выделения целевого финансирования постепенно становится стремление, закрепленное

в планах развития, внедрять и развивать инновационные технологии, открывать новые направления деятельности, применять информационно-коммуникационные технологии в работе, что подразумевает интенсивное развитие деятельности предприятий.

При отсутствии научно-исследовательских, проектных институтов на территориях муниципальных районов основой их инновационного развития могут стать средние специальные учебные заведения (таковые есть, например, в Краснослободском, Дубенском, Зубово-Полянском, Руза-евском, Ковылкинском и других муниципальных районах). В перспективе это позволит районам сконцентрировать соответствующие ресурсы и усилия на создании малых инновационных предприятий, в том числе с участием студентов и преподавателей ссузов, что будет способствовать обеспечению занятости молодых специалистов на селе.

Эффективным механизмом интеграции образования, науки и производства на территориях муниципальных районов может стать координационный научно-технический совет при администрациях районов, в составе которого будут руководители и ведущие специалисты администрации, ссуза, предприятий и организаций, входящих в состав хозяйственного комплекса районов. Задачи такого совета — определение приоритетных и перспективных направлений устойчивого развития промышленного и агропромышленного комплекса, способствование внедрению инновационных проектов на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных районов.

Администрациям муниципальных районов республики во взаимодействии с предпринимательским сообществом, осуществляющим свою деятельность на селе, уместно реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику муниципальных районов Мордовии:

— регулирование правовых основ инвестиционно-инновационной деятельности, что предполагает: разработку регламента взаимодействия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории районов; создание коллегиального органа (координационного научно-технического совета), способного внедрять научно-технические разработки и инновационные технологии в реальном секторе экономики районов; внедрение государственно-частного партнерства с бизнесом и населением как важного направления развития инвестиционных процессов. Частный капитал в реализации инвестиционных соглашений позволит муниципальным органам власти решить важные социально-экономические задачи без дополнительных бюджетных затрат, а также повысить конкурентоспособность районов;

— активизация инвестиционной деятельности на территории муниципальных районов, которая предусматривает: подготовку бюджетных заявок для включения инвестиционных проектов муниципальных районов в перечень федеральных, республиканских целевых и адресных программ; оказание консультационной помощи субъектам инвестиционной деятельности по формированию пакета документов на получение льгот и субсидий; оказание консультационной поддержки по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов для реализации на территориях муниципальных районов; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности (формирование реестра инвестиционных площадок); мониторинг инвестиционных процессов в разрезе видов экономической деятельности, в том числе мониторинг реализации инвестиционных проектов;

— информационное обеспечение инвесторов будет осуществлено посредством: ведения и обновления электронного реестра инвестиционных проектов, реализуемых в муниципальных районах (на официальных сайтах администраций районов); ежемесячного обновления реестров инвестиционных площадок районов, в которых будут отражены свободные производственные площади по состоянию на начало текущего месяца, городская свалка, рекреационная зона, ветхая жилая застройка; организации и проведения тематических выставок, ярмарок-презентаций инвестиционных проектов в муниципальных районах;

— формирование положительного инвестиционного имиджа. Целесообразно создавать имидж региона как благоприятной площадки для открытия определенного вида производств (отраслевого кластера). Определив базовые на-

правления развития территории, необходимо: подготовить и разместить в СМИ, на сайтах информационных агентств материалы об экономических процессах и инвестиционных возможностях муниципальных районов; объявить об инвестиционных проектах или конкурсах, об изменениях в инвестиционном муниципальном и региональном законодательстве; создать презентационный фильм и др.;

— стимулирование эффективного использования ресурсного блока инновационного потенциала муниципальных районов (производственно-технологической базы, кадрового потенциала, информации и финансов), которое предполагает, во-первых, формирование и регулярное обновление базы данных с внесением в нее наиболее перспективных компаний и предприятий, обладающих высоким потенциалом развития, и компаний, не занимающихся инновационной деятельностью, а также анализ сложившейся в компаниях ситуации, потребности, проблем, основных причин, препятствующих развитию; во-вторых, создание банка данных о разработках, проводимых и завершенных на предприятиях, о полученных патентах, свидетельствах; в-третьих, выбор наиболее эффективного направления работы районов (создание специализированных сельскохозяйственных кооперативов; производства, направленного на переработку сельскохозяйственной продукции; производство строительных материалов; формирование специализированной сбытовой сети с учетом особенностей производимой продукции) и основных предприятий, которым будет обеспечена постоянная поддержка со стороны научно-технического, образовательного комплекса, органов местного самоуправления по всем видам ресурсов (финансам, квалифицированным кадрам, поиску партнеров, по спросу на продукцию и др.)2.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить инвестиционную привлекательность, будет способствовать инновационному развитию и, как следствие, обеспечит конкурентоспособность муниципальных районов в будущем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ № 14-12-13015 «Развитие теории и методологии формирования системы консолидированного финансового обеспечения инновационного малого предпринимательства в регионе».

2 См.: Байрамукова А.С.-Х. Механизмы развития инновационного потенциала региона // Интернет-журн. «Экономические исследования». 2011. № 5. URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/24/367 (дата обращения: 12.12.2014). Поступила 14.01.2015.

I. B. Yulenkova. Increase of Investment and Innovative Development of Municipal Districts of a Region

Intensification of investment and innovative activity is the most important factor of economic development of municipal districts of the Republic of Mordovia, of its formation, development, and strengthening in all spheres of life. Today, an important task is to produce and develop new products in the shortest time and with the lowest production costs while ensuring high product quality and reliability.

The role of innovations becomes much more important every year. There are technical bases of economic systems that are based on the use of the latest achievements. At the present stage of development of municipalities in the Republic of Mordovia, innovative and investment processes become the major factor of increase in production efficiency and of addressing the major socio-economic issues of the rural areas. The technological, marketing, and organizational innovations are the important components of innovative activity of the municipal districts of the region. They promote accelerated development and introduction of the new highly effective technologies to enhance the growth and renewal of manufactured products in the rural areas.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная