В. И. Жидкин, М. А. Якунчев. Становление региональной системы непрерывного экологического образования

В. И. ЖИДКИН, M. А. ЯКУНЧЕВ

СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЖИДКИН Владимир Ильич, профессор кафедры товароведения и технологии торговых процессов Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат биологических наук.

ЯКУНЧЕВ Михаил Александрович, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения Мордовского государственного педагогического института, доктор педагогических наук.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, регион, экология, охрана природы

Key words: continuous environmental education, region, ecology, protection of nature

В статье даны сведения о становлении региональной системы непрерывного экологического образования в Мордовии в 60—90-е гг. XX в., названы учреждения образования и педагоги республики, внесшие свой вклад в новое направление образования.

The paper provides information about the establishment of a regional system of continuous environmental education in Mordovia in 1960—1990's; names of educational institutions and teachers of the republic who contributed to the new direction of education are given.

Радикальным средством решения экологической проблемы является экологическое образование подрастающего поколения, подготовка специалистов и экологическое просвещение населения.

Эколого-природоохранное движение в Мордовии имеет свою историю и заслуживает отдельного внимания. В нашей республике понятие «экология» начало входить в обиход в 60-е гг. ХХ в. На базе творческого коллектива преподавателей и аспирантов химико-биологического факультета Мордовского государственного университета был создан научно-технический совет Мордовского республиканского общества охраны природы, который вел большую работу по изучению природных ресурсов республики, экспертизе важных технических проектов и крупных народно-хозяйственных начинаний. Регулярно проводились комплексные научные экспедиции по Мокше и Суре, создавались временные природные полигоны, наконец, открылся постоянный учебно-научный стационар — биостанция университета. В учебные планы ряда специальностей были введены спецкурсы по охране природы.

В 70-х гг. в Мордовии активизировалось природоохранное просвещение. В этот период начали издаваться сборники научных статей, посвященные проблеме использования природных ресурсов республики и их охраны. Идеи экологии и природопользования стали чаще обсуждаться на регулярно действующем в ту пору в университете научном семинаре по проблемам комплексного развития региона. В эти годы вышли в свет издания эколого-краеведческого содержания1.

В 80-е гг. при научно-исследовательском секторе Мордовского государственного университета была создана лаборатория гидрогеологии и охраны природы. В эти годы в университете через аспирантуру была начата подготовка научно-педагогических кадров по специальностям «Экология» и «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». С 1982 г. вопросы координации экологического образования в университете стал частично решать сектор экологии и природопользования при научной лаборатории регионологии. Начала активно распространяться идея открытия в университете кафедры охраны природы или природопользования.

Мордовский государственный педагогический институт в Ельниковском районе создал биологическую базу для проведения полевых практик и исследовательской работы преподавателей и студентов. В подготовке учителей биологии и химии стали широко использоваться ролевые игры экологического содержания.

В Мордовском республиканском институте усовершенствования учителей (ныне МРИО) в курсовую подготовку учителей географии, биологии и химии постоянно включались вопросы охраны природы. Педагоги школ получили для использования в своей работе новые издания ученых вузов2.

Экологическое обучение в образовательных учреждениях республики стало принимать более организованные и действенные формы в 90-е гг. Толчком к работе послужило проведение Министерством образования республики по инициативе Мордовского института усовершенствования учителей в мае 1990 г. республиканской научно-практической конференции «Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в учреждениях народного образования Мордовской АССР», нацелившей педагогов республики на усиление эколого-природоохранного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Во исполнение решения Верховного совета республики приказом Министра образования республики от 27 августа 1991 г. в школах Мордовии было введено преподавание нового предмета «Основы экологии» по региональным программе и учебнику3. На V Международной конференции по экологическому образованию в г. Москве (1995 г.) прошла презентация учебника и было констатировано, что в Мордовии издан первый отечественный школьный учебник экологии, а на VI аналогичной конференции в Санкт-Петербурге (1996 г.) он был признан экспертной комиссией наиболее удачным из 9 изданных к тому времени в России учебников и учебных пособий. Об этом свидетельствуют публикации в журналах «Биология в школе», «Экология и жизнь», а журнал Российской ассоциации «Экологическое образование» — «Вестник АсЭкО» опубликовал полностью один параграф учебника «Краткий очерк эколого-природо-охранительной деятельности людей».

Учебник экспонировался на выставках в Нижнем Новгороде и Волгограде, организованных Экологическим парламентом Волжского бассейна и Северного Каспия, в павильоне «Народное образование» Всероссийского выставочного центра (ВДНХ), на международных выставках в Болгарии и Нидерландах. Федеральный министр образования Е. В. Тка-ченко, опираясь на мнение советника Президента России по экологическим вопросам академика А. В. Яблокова, демонстрировал учебник во время выступления по центральному телевидению и дал ему высокую оценку. В экологическом воспитании добрую службу сослужили книги и пособия, изданные в 90-е гг.4

Предметом особой заботы стал новый предмет «Основы экологии», который был включен Министерством образования республики в региональный компонент Республиканского базисного учебного плана. Мордовия первая ввела преподавание экологии в школах и профессиональных училищах.

В помощь учителю было издано методическое пособие «Уроки экологии в 10—11 классах», имеющее выраженную региональную направленность5. Важным событием в республике стало проведение в 1998 г. в г. Саранске Всероссийской экологической олимпиады школьников. Выбор столицы Республики Мордовия для этого мероприятия стал свидетельством признания опыта республики по экологическому образованию подрастающего поколения. Об указанном опыте республики информировал педагогическую общественность России авторитетный федеральный журнал «Народное образование». Итоги Всероссийской олимпиады показали достаточно высокий уровень теоретических знаний у учащихся республики. В Мордовии ежегодно организовывались экологические олимпиады школьников. На них обращали на себя внимание успехи школ № 7, 26 г. Саранска, № 4, 5 г. Рузаевки, Шаверской средней школы Краснослободского района и др.

Координацию всей работы осуществлял Республиканский совет по экологическому образованию, функционировавший как общественный орган при Министерстве образования республики. Совет регулярно предоставлял информацию о состоянии экологического просвещения в образовательных учреждениях республики в «Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Мордовия», издаваемый Министерством экологии и природопользования республики.

Осуществлялось плодотворное сотрудничество с Региональным учебным округом при Мордовском государственном университете. Совместно была организована секция экологического образования. К юбилейной конференции, организованной Учебным округом ко Дню Земли, был выпущен по инициативе секции отдельный номер федерального журнала «Интеграция образования», посвященный вопросам экологического образования и экологическим проблемам Мордовии.

Большую работу проводит детская республиканская организация «Зеленый мир», которая была организована в средней школе № 7 г. Саранска. Экологическую направленность приобрела деятельность республиканской станции юных натуралистов. Любовь к природе у саранских школьников прививал отдел натуралистической работы городского Дворца детского творчества г. Саранска. Много интересных поездок станция юных натуралистов г. Рузаевки организовывала в музеи и вузы республики. Большую работу с детьми проводила Атяшевская станция юных натуралистов. Во многих дошкольных учреждениях республики организованы уголки живой природы для привития детям любви к природе. Следует также отметить, что в республике сформировался весьма профессиональный актив педагогов, ведущих эффективную эколого-природоохранную работу с детьми.

Вопросы содержания и методики экологического образования занимали заметное место в работе Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования. В курсовой подготовке читались лекции для различных категорий педагогических работников республики, выполнялись курсовые работы по экологической тематике. В межкурсовой период читались спецкурсы. Был проведен республиканский семинар для заведующих районными (городскими) методическими кабинетами на базе школ Большеберезниковского района, биостанции Мордовского государственного университета и с участием лицея № 7 г. Саранска.

Для учителей биологии и географии школ республики был организован экологический практикум на турбазе «Сура» для передачи опыта наблюдений в природе и экологического мониторинга состояния среды, который был приобретен нами на практикуме для преподавателей вузов и школ на озере Байкал. Тон работе задавал ВНИК «Экология», в состав которого входили преподаватели и методисты Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Экологическое направление работы стало популярным в образовательных учреждениях республики. Об этом свидетельствуют республиканские выставки, проводившиеся на ежегодных августовских конференциях. Так, это направление развивали школы Озерная Зубово-Полянского, Новотроицкая Старошайговского, Мокшалейская Чамзинского, Лесозавод-ская и Турдаковская Ардатовского районов и др. Во многих школах республики велось преподавание экологии в начальном и среднем звеньях. Для исключения дублирования и обеспечения преемственности в преподавании экологии была подготовлена и издана программа для 5—9 классов. Экологическое направление развивали и некоторые дошкольные учреждения республики.

Еще на II Республиканской конференции (1995 г.) поставлена задача создать в республике систему непрерывного экологического образования, структура которой была изложена в журнале «Интеграция образования»6. В 2000 г. на III Республиканской конференции обсуждена Концепция непрерывного экологического образования, с принятием которой завершился этап становления региональной системы, охватывающей все ступени образования: от дошкольной до послевузовской. Дальнейшее развитие системы требует инициативы и творчества нынешних педагогов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Луговой А.Е. Птицы Мордовии. Горький: Горьк. гос. пед. ин-т, 1975. 299 с.; Душин А.И. Рыбы реки Суры. Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1977. 130 с.

2 См.: Луговой А.Е. Крылатые друзья. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 128 с.; Ануфриев А.Н. Полезные ископаемые Мордовской АССР, 1985. 74 с.; Голубчик М.М. География Мордовской АССР. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 104 с.; Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 102 с.; Нареж-ный В.П. Инерка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 52 с.; Писачкин В.А. Мораль и экологическое воспитание. Саратов. Изд-во Саратов. ун-та, 1989. 76 с.; Терешкин И.С. Живи родник! Пойма Мокши: экологические аспекты преобразований. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 44 с.

3 См.: Жидкин В.И. Программы по экологии (10—11 классы). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 28 с.; Жидкин В.И., Астрадамов В.И., Ворсо-бина Л.И., Якунчев М.А. Основы экологии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 352 с.

4 См.: Аладышев Ю.А., Константинов С.А. Бумеранг: экология и безопасность развития Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 96 с.; Писач-кин В.А. Природа, разум и милосердие. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 184 с.; Аладышев Ю.А. Вступаю в XXI в. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 160 с.; Каменев А.Г. Биопродуктивность и биоиндикация водоемов Мордовии Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. 96 с., Альба Л.Д., Вечка-нов В.С. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии. Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 1994. 84 с.; Фролов А.Ф. Экология и здоровье населения. Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 1994. 289 с.; Фролов А.Ф., Владимиров Ю.П. Гигиенические основы радиационной безопасности населения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1994. 214 с.; Аширов Р.С., Фролов А.Ф., Владимиров Ю.П. Актуальные проблемы радиационной медицины и гигиены. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1996. 216 с.; Астрадамов В.И. Особо охраняемые природные территории. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. 154 с.; Бударков В.А., Зенкин А.С., Киршин В.А. Краткий радиоэкологический словарь. Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та,1998. 255 с.; Прохоров А.А. Синичкин сарафан. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. 62 с.; Прохоров А.А. Полотенце Вирявы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 69 с.; Прохоров А.А. В гостях у бабушки Ведявы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. 77 с.

5 См.: Якунчев М.А., Жидкин В.И. Уроки экологии в 10—11 классах: пособ. для учителя. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 376 с.

6 Жидкин В.И. Система непрерывного экологического образования // Интеграция образования. 1999. № 2. С. 6—12.

Поступила 28.05.2014.

V. I. Zhidkin, M. A. Yakunchev. Establishment of the Regional System of Continuous Environmental Education

The main approaches to solving ecological problems are environmental education of the younger generation, environmental training of specialists and environmental education of the population, therefore it is important to introduce into the minds of children and adults the so-called «ecological imperative» that defines the attitude of a man towards nature. This task was taken on by the teachers of universities and other higher education institutions who began the implementation of environmental education in Mordovia using various forms and methods, creatively applying them in their work.

Due to the publication of children's books about nature, and then a textbook and a training manual for teachers, a planned and systematic development of ecological thinking was conducted. On this basis, a responsible attitude of students towards nature has been formed. Successful performance of schoolchildren at the Republican and the all-Russian Environmental School Olympiads are the indicators of this attitude.

The republic has developed a group of activists who practice a creative approach to environmental education of the younger generation; a regional system of continuous environmental education have been formed, covering all levels of education — from pre-school to postgraduate.

Teachers of the older generations are an example for young teachers in learning the new environmental approach in education.

ZHIDKIN Vladimir Ilyich, Candidate of Biological Sciences, Docent, Professor at the Department of Merchandising and Technology of Trading Processes, Saransk Cooperative Institute of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

YAKUNCHEV Mikhail Aleksandrovich, Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor at the Department of Biology, Geography and Teaching Methods, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная