О. Г. Прошкина. Инновационный потенциал студентов-менеджеров в регионе

О. Г. ПРОШКИНА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В РЕГИОНЕ

ПРОШКИНА Ольга Григорьевна, аспирант кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: инновационное обучение, инновационный потенциал, творческий тип личности

Key words: innovative training, innovative potential, creative personality type

Статья посвящена исследованию инновационного потенциала студентов-менеджеров. На основе данных опроса дается типология студентов-менеджеров, анализируются их представления об инновациях, приводятся позиции студенческой молодежи о факторах успеха в профессиональной деятельности, а также мнения о реализации инновационного потенциала студентов в регионе.

The paper is devoted to the study of innovative potential of students majoring in management. Basing on the survey data, it provides a typology of students majoring in management and analyzes their views on innovations, characterizes the attitudes of the student youth concerning the factors of success in professional activity, and considers the opinions on implementation of innovative potential of students in the region.

Подготовка конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией, а также ориентированного в смежных областях деятельности, обозначена основной социально-образовательной задачей системы высшего профессионального образования. Особую специфику приобретает решение этой задачи в процессе подготовки менеджеров. Современное развитие общества, экономики, технологий становится все более зависимым от эффективности менеджмента. И сам менеджмент не стоит на месте, развивается и преобразуется.

Специалистам указанной квалификации в современном обществе приходится сталкиваться со множеством организационных, социальных и экономических проблем. Предъявляются все более высокие требования не только к уровню их теоретической подготовки, но и к практическим навыкам выполнения функциональных обязанностей. При этом особое внимание работодатели обращают на умение молодых специалистов использовать инновационные подходы в своей работе, влияющие на эффективность их деятельности. Именно вуз формирует базовые профессиональные навыки и умения будущих специалистов, особенно развитие инновационных установок.

Социологи констатируют, что инновационный потенциал у молодежи задействован в недостаточной степени1. С одной стороны, это происходит в силу того, что молодежь не обладает нужными знаниями и навыками в области инновационной деятельности и выбирает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с организацией или внедрением какого-либо новшества. С другой стороны, образовательные учреждения, в которых молодые люди проходят обучение, не всегда в должной степени ориентируют свою образовательную деятельность на решение задачи развития у молодежи инновационных качеств. В связи с этим очевидно, что с учетом численности выпуска квалифицированных специалистов-менеджеров активизация их инновационного потенциала в профессиональной деятельности могла бы привести к позитивным результатам в плане создания стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства. В этих условиях особое значение имеет оценка уровня инновационного потенциала студентов-менеджеров.

Понятие «инновационный потенциал», по мнению В. Е. Клоч-ко, Э. В. Галажинского и О. М. Краснорядцевой, до сих пор относится к ряду неоперационализированных. Оно недостаточно разработано, не определена его структура, нет столь необходимых сегодня программ его оценки2. Инновационный потенциал человека они рассматривают как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения3.

Основой для формирования инновационного потенциала является развитие творческих начал еще в подростковом периоде. В связи с этим определяющим признаком при определении уровня инновационного потенциала у студентов. Мы будет рассматривать выраженность творческой составляющей. Таким образом, нас интересует, каким инновационным потенциалом обладают студенты, от каких факторов он зависит. Главное, как уровень этого потенциала отражается на взглядах, намерениях и трудовых установках будущих специалистов.

Статья основана на материалах опроса студентов экономического факультета Мордовского государственного университета, проведенного Отделом менеджмента качества образовательной деятельности в марте 2014 г. в рамках исследования удовлетворенности студентов качеством образовательной деятельности. В качестве метода сбора первичной социологический информации был выбран анкетный опрос, который позволяет охватить достаточное количество респондентов и с необходимой степенью глубины выяснить их мнение по поставленным вопросам. В исследовании приняли участие 160 студентов, обучающихся по магистерским программам «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». Выборка является репрезентативной по основным параметрам генеральной совокупности: по курсу обучения, профилю получаемого образования.

Инновационный потенциал определялся преимущественно на основе формальных признаков, информации студента о самом себе. Характер исследования не позволял добавить к этим признакам, например, оценку инновационного потенциала студентов преподавателями. Предметом нашего изыскания было установление уровня инновационного потенциала студентов. Для этого была составлена типология опрашиваемых. Выделены три группы: «мобильно-инновационная», «традиционная», «прагматики-подражатели».

В основу типологии были положены ответы респондентов на опорные вопросы анкеты: «Скажите, посещали ли Вы, кроме школы, еще какие-нибудь дополнительные занятия (художественные школы, музыкальные, танцевальные, спортивные различные виды факультативов)», «Участвовали ли Вы в следующих мероприятиях: студенческие праздники, концерты, фестивали, конкурсы; научные конференции, диспуты, круглые столы; спортивные состязания; школа вожатского мастерства; написание научных, творческих работ для конкурса?», «Насколько Вы удовлетворены своим профессиональным выбором: безусловно удовлетворен, скорее удовлетворен, скорее не удовлетворен, безусловно не удовлетворен, затрудняюсь ответить?», «Как Вы оцениваете свое инновационное мышление (по 5-балльной шкале)?».

Типология была составлена с помощью метода иерархического кластерного анализа. Расстояние между кластерами рассчитывалось по методу Варда. В качестве расстояния между кластерами берется прирост суммы квадратов расстояний объектов до центров кластеров, получаемый в результате их объединения. В качестве меры близости использовался квадрат евклидова расстояния.

Наиболее распространены среди опрошенных студенты со средним уровнем инновационного потенциала (45 %). Во время обучения в школе они не посещали дополнительных занятий, зато в вузе участвовали в различных видах студенческих мероприятий (в основном это были спортивные состязания, научные конференции, диспуты, круглые столы). Такой тип мы назвали «прагматиками-подражателями», больше ориентирующимися не столько на собственные мотивы, сколько на то, что делают другие. В этой группе большинство студентов полностью удовлетворены своей специальностью, но и имеется доля недовольных своим выбором. Они могут присоединиться к другим группам. Свое инновационное мышление представители этой группы оценивают в среднем на 3,8 балла.

«Мобильные инноваторы» (35 %) — студенты с высоким уровнем инновационного потенциала — уже в школьные годы посещали дополнительные занятия (художественные, музыкальные, танцевальные и др.). Своим профессиональным выбором они удовлетворены полностью. Они активны и во время учебы в вузе (участвуют в различных студенческих мероприятиях). Эта группа, на наш взгляд, является довольно амбициозной и динамичной. Инновационное мышление в среднем оценивается на 4 балла.

В «традиционную группу» входит 20 % студентов с низким уровнем инновационного потенциала, не посещавших дополнительных занятий ранее и не участвующих во внеучебной деятельности университета. На наш взгляд, эта группа производит впечатление «застойно-авторитарной», в ней наиболее высока доля студентов, не удовлетворенных своей специальностью, но вынужденно обучающихся из-за отсутствия альтернатив. Такие студенты не любят себя перетруждать и участвовать в каких-либо дополнительных мероприятиях. Свое инновационное мышление они оценивают на 3,5 балла.

Одним из главных пунктов анализа ориентаций студентов-менеджеров, связанных с их будущей профессиональной деятельностью, было изучение мнений об основных критериях выбора места работы. Для этого респондентам был задан вопрос «Что, по Вашему мнению, важнее всего при выборе работы?». Они могли дать до трех вариантов ответа.

Для студентов мобильно-инновационной группы определяющими стали «возможность профессионального роста» (31 %), «высокая заработная плата» (30 %), «возможность творческой самореализации» (15 %). Среди представителей традиционной группы основными критериями являются «высокая заработная плата» (35 %), «возможность продвижения по службе» (27 %), «престижность работы» (10 %). Прагматики-подражатели в качестве главного фактора при трудоустройстве отметили «высокую заработную плату» (35 %). Эта группа также отметила больше критериев при выборе: 20 % респондентов отметили возможность профессионального роста, 12 % — возможность творческой самореализации, 10 % — возможность продвижения по службе.

Результаты факторного анализа по каждой из групп респондентов разделили на «инструментальные» и «содержательные». Респонденты из традиционной группы и группы прагматиков-подражателей отмечали варианты ответа, свидетельствующие о прямых «выгодах» при выборе работы, среди которых доминируют по частоте упоминаний «высокая заработная плата», «возможность продвижения по службе», «престиж работы». Мобильно-инновационной группе в основном принадлежат «содержательные» критерии, которые, кроме непосредственных материальных выгод, способствуют повышению их творческой, профессиональной самореализации как будущих профессионалов.

Представители групп с разным уровнем инновационного потенциала различаются и мнениями о факторах успеха в профессиональной деятельности. Мобильно-инновационная группа считает такими факторами качественное образование (31 %), креативные подходы в профессиональной деятельности (18 %), наличие лидерских качеств, инновационного мышления, постоянный поиск и освоение новых возможностей (15 %). Следовательно, для этой группы востребованными являются достижения, личные способности, личный вклад человека.

Прагматики-подражатели в качестве главного фактора достижения успеха отмечают качественное образование (27 %). Также они считают важным умение договариваться, вести переговоры (16 %), заводить связи, дружбу, знакомства и поддержку влиятельных лиц (14 %).

Традиционная группа по сравнению с предыдущими несколько в меньшей степени рассчитывает на качественное образование (23 %), больше надеется на связи, дружбу, знакомства и поддержку влиятельных лиц (21 %), владение информационными технологиями важно для 14 % респондентов. Следовательно, эта группа демонстрирует «недостижительные факторы», ориентированные на связи, дружбу, знакомства и характеризующиеся низкой долей инициативности в профессиональной деятельности.

Еще один значимый аспект в исследовании студентов-менеджеров — вопрос об опыте работы (подработке) в процессе обучения на момент опроса. Анализ данных показал, что значительная часть опрошенных (25 %) из группы прагматиков-подражателей уже трудится, причем 12 % из нее — по своей специальности. Из традиционной группы работающими оказались 10 % опрошенных, и только 8 % из них трудятся по специальности. Среди мобильно-инновационной группы работающих оказалось 15 % респондентов, 5 % из них — по специальности.

Стремление получить доход является основным стимулом работы для студенческой молодежи. Об этом свидетельствуют ответы почти 1/3 опрошенных трудящихся студентов. При этом в работе студенты пытаются реализовать свои лидерские качества, узнать что-то новое, получить опыт. В то же время «профессиональная» мотивация («нужно получить опыт в будущей профессии») свойственна незначительной части студентов. Такая же тенденция характерна и для «адаптационной» мотивации («нужно адаптироваться к новым условиям, которые ждут после учебы»). Кроме экономических потребностей, важна самореализация в профессии.

К факторам инновационного потенциала человека относят также среду, отвечающую этим возможностям, т. е. пространство, в котором возможна профессиональная самореализация. В связи с этим мы сформулировали вопрос о возможностях реализации инновационной деятельности в организациях/предприятиях, в которых студенты проходили практику. Оценка студенческой молодежью ситуации, связанной с реализацией инновационного потенциала, выступает в качестве индикатора траектории развития региона в российском социальном пространстве.

На этот вопрос большинство опрошенных затруднились ответить либо отметили неудовлетворительные условия для реализации инновационной деятельности в организациях/ предприятиях. Основными факторами, препятствующими реализации инновационной деятельности, большинство студентов (75 %) отметило строгие правила работы, абсолютное игнорирование инициатив молодежи со стороны руководства. Результаты опроса показывают, что возможности развития в организационном/производственном пространстве инновационного потенциала будущих менеджеров в регионе крайне низки.

Таким образом, развитость творческих начал у студентов еще в школьные годы обусловливает и специфику поведения в студенческой среде, а также понимание своего дальнейшего поведения в конкурентной среде. При анализе полученных результатов мы исходили из предположения, что инновационные ориентации, запечатленные в сознании молодых людей и выявленные в процессе их изучения, дают определенное представление о том, как соотносят себя студенты с получаемой профессией, имеется ли мотивация реализовать себя в ней, а также установки на инновационную деятельность.

В целом студенты Мордовского государственного университета демонстрируют достаточно высокий уровень инновационного потенциала, но условия, в которых предстоит работать будущим менеджерам, крайне неудовлетворительные для его реализации. Развитие творческой направленности личности предполагает формирование у молодых людей стремления к реализации своего инновационного потенциала, саморазвитию и самосовершенствованию.

ПРИМЕЧАНИЯ

2 См.: Психология инновационной деятельности: тезаурус (словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики) / сост. Э.В. Гала-жинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. 24 с.

3 См.: Краснорядцева В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операцио-нализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2010. № 339. С. 151—154. Поступила 26.05.2014.

O. G. Proshkina. Innovative Potential of Students Majoring in Management in a Region

The paper is based on the survey among students of the economic faculty of the Mordovia State University held in March 2014. Questionnaire was chosen as a method of research which allowed to reach a sufficient number of respondents and to find out their opinion on the formulated issues with the necessary degree of depth. The object of the study was to expose the level of innovative potential among the students. During the survey the typology of respondents was defined. Three groups were singled out: the «mobile innovative» and «traditional» ones, as well as «pragmatists-imitators».

The results of the study showed that maturity of the respondents' creativity in the schooldays determine the specificity of behavior in the student's environment and understanding of their further behavior in a competitive environment. Analyzing the obtained results we proceeded from the assumption that the innovative orientations imprinted in the minds of young people exposed in the course of the study, in general, give a certain idea of how students identify themselves with the profession they get, whether they are motivated to fulfill themselves in it and whether they are set for innovative activity.

In general, the students of the Mordovia State University demonstrate rather high innovative potential, but the conditions that the future managers will have to work in are extremely unsatisfactory for implementation of the innovative activities. For the subsequent development of the creative orientation, it is necessary to form the desire to implement their innovative potential among the youth, as well as the commitment to self-development and self-improvement.

PROSHKINA Olga Grigorievna, Postgraduate at the Department of Methodology of Science and Applied Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

1 См.: Паутова Л.А. Молодежная сегментация: опыт фонда «Общественное мнение» // Мониторинг обществ. мнения. 2010. № 5. С. 26—39.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная