Г. В. Морозова. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов

Г. В. МОРОЗОВА

РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

МОРОЗОВА Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, демографические и миграционные процессы, заработная плата, задолженность, администрирование

Key words: personal income tax, demographic and migratory processes, wages, debts, administration

В статье анализируются факторы, оказывающие влияние на уровень поступления налога на доходы физических лиц в бюджет. Рассматриваются потенциально возможные резервы увеличения поступления НДФЛ в бюджеты различных уровней.

The paper analyzes the factors that affect the level of budget revenues from the personal income tax. It considers potential reserves of the increase of revenues from the personal income tax to budgets of different levels.

В условиях рыночных отношений система налогообложения доходов является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена эта система налогообложения. В связи с этим необходимо, чтобы она была адаптирована к новым общественно-экономическим отношениям и при этом не только соответствовала лучшим образцам мирового опыта построения таких систем, но и учитывала бы национальные особенности развития российской экономики на современном этапе.

Примером наиболее развитого системного налога являются подоходные налоги. Начавшись с одного специального налога «на избранных», особо состоятельных членов общества, эта форма обложения затем распространилась на отдельные самостоятельные налоги — применительно к разным видам доходов, которые постепенно, в течение всего послевоенного периода, в ведущих развитых странах складывались в единую общую систему налогообложения доходов физических лиц1.

В последние годы во всех экономически развитых странах происходит увеличение удельного веса подоходного налога в структуре бюджета. Так, в США доля подоходного налога составляет 41 %, Англии — 46 %, Дании — 50 %.

Доходы консолидированного бюджета РФ в 2013 г. в целом по России на 23,0 % обеспечены платежами за пользование природными ресурсами, на 18,0 % поступлениями налога на прибыль, на 22,0 % поступлениями налога на доходы физических лиц и на 16,0 % — поступлениями налога на добавленную стоимость. Основная часть доходов консолидированного бюджета России в Приволжском федеральном округе (ПФО) сформирована за счет поступлений по следующей группе налогов: платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным товарам (табл. 1).

Данные табл. 1 показывают, что за рассматриваемый период по динамике поступлений НДФЛ Мордовия занимает предпоследнее место, опережая лишь Республику Марий Эл. По темпу роста поступлений НДФЛ республика занимает одну из лидирующих позиций, и этот показатель выше, чем по ПФО и РФ. Эти показатели позволяют утверждать, что экономика Мордовии развивалась под влиянием мер, предпринимаемых в республике по созданию условий для повышения качества и уровня жизни населения, роста производства конкурентоспособной продукции и развития предпринимательства. Социально-экономическое развитие республики проходило на фоне положительных тенденций, сложившихся в России по созданию основ макроэкономической устойчивости, прежде всего в финансово-бюджетной сфере страны, в том числе и налоговой сфере.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

На увеличение налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц оказали прямое влияние несколько факторов: демографические и миграционные процессы; рост среднемесячной начисленной заработной платы; своевременность выплаты заработной платы и перечисление в установленный срок налоговыми агентами исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц; развитие производства и создание новых рабочих мест, в том числе в результате планируемых инвестиционных проектов и мероприятий по повышению занятости населения.

Анализируя общую статистику собираемости НДФЛ, следует отметить положительную динамику. Однако в течение последних лет проблема неплатежей (следовательно, и рост задолженности по налогам и сборам) была и остается наиболее острой. Задолженность по уплате налога на доходы физических лиц по Мордовии в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 107,4 %.

В целях ликвидации задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговые органы активно применяют меры принудительного взыскания во взаимодействии со Службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В отношении должников применяются меры принудительной ликвидации в рамках федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, муниципальные районы и городские округа республики имеют потенциально возможные резервы увеличения поступления НДФЛ за счет достижения темпов роста фонда оплаты труда, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития; потенциального увеличения поступления НДФЛ вследствие снижения уровня безработицы; доведения средней заработной платы до среднеотраслевого уровня по отдельным видам экономической деятельности; предотвращения перепродаж квартир, сдачи квартир и иного имущества в аренду без уплаты налога; совершенствования режима налогообложения отдельных категорий физических лиц, например трудовых мигрантов; оплаты труда иностранной рабочей силы.

В связи с этим необходимо разработать план мероприятий по содействию легализации трудовых отношений, который будет предполагать информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование в обществе негативного отношения к так называемой «серой зарплате», трудовой деятельности без заключения трудового договора, что является нарушением трудового законодательства России, и другим формам нелегальных трудовых отношений. Повышение эффективности администрирования НДФЛ является наиболее реальным резервом расширения поступлений этого налога в местные бюджеты. Это возможно только при условии совершенствования взаимодействия муниципальных образований с налоговыми органами.

Перспективными направлениями совместной деятельности органов местного самоуправления и налоговых служб являются создание единой информационной базы данных о налогоплательщиках; координация деятельности всех органов власти, представленных на муниципальном уровне управления, в вопросах эффективного сбора налогов; формирование, оформление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. При этом у органов местного самоуправления имеются определенные рычаги воздействия на уровень поступления НДФЛ в бюджеты территорий. Один из них — организация работы созданных при администрациях комиссий по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов и легализации налоговой базы по рассмотрению налогоплательщиков, имеющих недоимку по НДФЛ.

Реализация предложенных направлений будет способствовать уменьшению количества налоговых правонарушений и преступлений в области налогообложения доходов физических лиц как в Республике Мордовия, так и в Российской Федерации. Это в свою очередь позволит увеличить доходы бюджетов всех уровней на основе добровольной уплаты налогов и в итоге приведет к экономическому развитию страны и региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Морозова Г.В. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц: дис. . канд. экон. наук. Саранск, 2009.

2 См.: Филиппова Н.А., Морозова Г.В., Ефремова Т.А., Филиппова И.В., Тактаров Н.Н., Волков А.А. Становление и развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития: федеральный и региональный аспекты: моногр. Саранск: Изд-

во Мордов. ун-та, 2013. 220 с. Поступила 27.01.2014.

G. V. Morozova. Role of the Personal Income Tax in Formation of Budget Revenues

In conditions of market relations, the system of income taxation is the basis of the mechanism of state regulation of the economy. Income taxes are among the most developed system taxes. The growth rate of the personal income tax (PIT) revenues in the Republic of Mordovia is at one of the leading positions and this figure is higher than in the Volga Federal District and in the Russian Federation on average. The respective budgets of the republican and municipal levels have greatly enlarged. The growth rate in 2012 compared to 2007 was 180,3 % for the regional budget and 180,0 % — for the local one. The municipal and urban districts of the republic have potential reserves to increase PIT revenues due to: the growth rates of the wage funds, reduction of unemployment rates, bringing the average wages up to the average sectoral level for certain types of economic activity, prevention of resale of apartments and renting out apartments and other property without paying taxes, the improvement of taxation of migrant workers, foreign labor wages, the increase in efficiency of administration of the PIT.

Implementation of the proposed ways will contribute to reducing the number of tax offences and crimes in the sphere of taxation of personal income both in the Republic of Mordovia and the Russian Federation. This, in turn, will increase the incomes of budgets of all levels on the basis of voluntary payment of taxes and will eventually lead to economic development of the country and the region.

MOROZOVA Galina Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Finance and Credit, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная