Н. Е. Нехаева. Опыт проведения летних детских финно-угорских лагерей России

Н. E. НЕХАЕВА

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ ФИННО-УГОРСКИХ ЛАГЕРЕЙ РОССИИ

НЕХАЕВА Наталья Евгеньевна, доцент кафедры международного и регионального туризма Мордовского государственного университета, кандидат географических наук.

Ключевые слова: опыт, летний лагерь, детский финно-угорский лагерь, национальная культура, школьники, творчество, этнокультурный лагерь, национальная политика, финно-угорские народы России

Key words: experience, summer camp, children's Finno-Ugric camp, ethnic culture, schoolchildren, creativity, ethno-cultural camp, ethnic policy, Finno-Ugric peoples of Russia

В статье анализируется важность организации летнего отдыха детей, значение детских этнокультурных лагерей, а также рассматриваются география и опыт проведения в России летних детских финно-угорских лагерей.

The paper analyzes the importance of arrangement of summer holidays for children, the importance of children's ethnic and cultural camps, it discusses the geography and the experience of arranging them in Russia.

Изучение опыта проведения летних детских финно-угорских лагерей позволяет выявить положительные и отрицательные моменты его организации, оригинальные идеи, используемые инновационные методики.

Организация летних детских лагерей не только рассматривается в научных трудах, но и становится темой обсуждения педагогических работников и ученых за круглыми столами1. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников и являются активной порой социализации детей и подростков, когда есть все возможности для занятий по интересам, творческой самореализации, интеллектуального развития, формирования общественно значимых компетенций, лидерских качеств. Летние лагеря, помимо функции оздоровления детей, несут и функцию дополнительного образования посредством работы различных творческих мастерских. Творчество сопровождает человека всю жизнь, является мощным средством совершенствования духовного здоровья личности, дает ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе и окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. В творческой деятельности происходит слияние четырех основных направлений воспитательного воздействия: познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного. Эти направления должны быть представлены в программе в виде определенных форм работы с разновозрастным коллективом детей.

Научных работ по тематике детских финно-угорских лагерей мы не нашли, а ведь сегодня в России и мире национальная политика и развитие национальных языков — один из приоритетов. Детский этнокультурный лагерь дает возможность развития творческого потенциала молодежи, формирования культуры межнационального общения и толерантного сознания. В результате у учащихся пробуждается интерес к культуре, традициям не только своего народа, но и других, в том числе финно-угорских народов. Это значит, что в будущем традиции народов финно-угорского мира будут сохранены и переданы потомкам.

Анализ детских финно-угорских лагерей России позволил определить их основную цель — возрождение и сохранение культурного наследия финно-угорских народов и приобщение к нему детей во время летних каникул.

Среди всего многообразия задач следует выделить основные: организация системы мероприятий, направленных на пробуждение у детей интереса к изучению языка и традиций своего народа; раскрытие творческого потенциала детей; укрепление навыков здорового образа жизни; развитие различных форм языкового общения в разновозрастных группах; сохранение и развитие родного языка как основы национальной культуры; формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, традициях и обрядах, нормах и правилах поведения, художественных и ремесленных промыслах, фольклоре; воспитание активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранить и развивать национальные традиции и культуру, быть равными среди других культур и народов; развитие и укрепление региональных и межрегиональных отношений, дружеских контактов2.

Многонациональный состав населения Мордовии предполагает существование в рамках ее образовательной системы комплекса специфических национальных проблем образования от определения и обеспечения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе. Поэтому Министерство образования Республики Мордовия оказывает всемерное содействие в изучении мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в регионах России с компактным проживанием мордовского населения, а с 2009 по 2013 г. для победителей и призеров межрегиональных и республиканских олимпиад по мордовским (мокшанскому, эрзянскому) и татарскому языкам и литературе были организованы межрегиональные образовательно-оздоровительные этнокультурные лагерные смены «Живи, родной язык!» на базе детских оздоровительных лагерей «Орленок» Ичалковского района (2009, 2011 гг.), «Сивинь» Краснослободского района (2012—2013 гг.) и на базе санатория «Алатырь» Ичалковского района Мордовии (2010 г.). В этнокультурных лагерных сменах «Живи, родной язык!» отдыхали до 100 чел. учащихся общеобразовательных учреждений республики и 8 регионов России.

Программа этнокультурного лагеря состоит из учебного процесса и культурно-досуговой деятельности. Учебный процесс осуществляет преподавательский состав из различных учреждений Мордовии. Формами организации учебной и научно-исследовательской работы являются лекции, практикумы, работа над научно-исследовательскими проектами по мокшанскому, эрзянскому, татарскому языкам и литературе, истории и культуре родного края. Защита проектов осуществляется на межрегиональной научно-практической школьной конференции в конце лагерной смены, по итогам которой члены жюри определяют призовые места.

В Мордовии в 2010—2012 гг. организовывались лагеря финно-угорской молодежи «Созидание»3. Но поскольку они проводились в феврале, то их изучение не входит в нашу задачу. В сентябре 2012 г. на базе санаторно-оздорови-тельного комплекса «Надежда» прошел первый Международный этнокультурный студенческий лагерь-школа «Ша-чема мастор» («Родина»), темой которого стали культура и искусство финно-угорских народов4. Несмотря на то что в работе лагеря-школы приняли участие около 100 чел. из финно-угорских регионов России (Коми, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан) и зарубежных стран (Финляндия, Норвегия, Венгрия, Казахстан), к летнему и детскому этот лагерь отнести также нельзя.

Анализ работы летних детских финно-угорских лагерей Мордовии подтвердил актуальность этого направления деятельности и его недостаточную разработанность. В республике проходит, по сути, всего один детский летний лагерь с этнокультурной тематикой «Живи, родной язык», но и он имеет специфику, несколько отличную от детского финно-угорского лагеря, так как в нем участвуют не все дети, желающие приобщиться к культуре своего народа и других финно-угорских народов, а только победители и призеры межрегиональных и республиканских олимпиад по мордовским (мокшанскому, эрзянскому) и татарскому языкам и литературе, что сужает рамки его деятельности.

В России детские финно-угорские и этнокультурные лагеря организуются в республиках Марий Эл, Удмуртия, Коми и Пермском крае. В других финно-угорских регионах подобные лагеря не выявлены. В республиках Марий Эл и Удмуртия такие лагерные смены проводятся с 1991 и 1993 гг. соответственно, что свидетельствует о большом опыте в данной области.

Большинство лагерей организуются на базе летних оздоровительных лагерей или санаториев, где имеются хорошая инфраструктурная база и возможность круглосуточного пребывания детей. В лагерь приглашают в основном ребят из сельской местности, которые в значительной степени социализированы в современном обществе. Здесь для них создаются комфортные условия в психологическом плане, чтобы сформировать у них положительную идентификацию себя как представителя своей национальности, развить чувство национальной гордости. Инициатива организации лагерей исходит во многом от молодежных региональных организаций. Для всех лагерей характерна большая насыщенная программа в образовательном и развлекательном планах.

Стоит отметить, что отрицательных моментов при организации лагерей нами выявлено значительно меньше, чем положительных. Среди них выделим ограниченное участие

в лагере детей из всех субъектов финно-угорского пространства, в том числе городов. Кроме того, многие лагеря имеют незначительную вместимость и слабую информационную базу. В части лагерей практикуются наличие организационные взносы или оплата проживания и питания за счет участников лагеря, что значительно ограничивает возможности детей из малообеспеченных семей.

Таким образом, опыт организации летних детских финно-угорских лагерей России может найти отражение в региональной политике в области образования и культуры Республики Мордовия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Детский лагерь — шаг навстречу. URL: http://www.pandia.ru/ text/77/183/9523.php (дата обращения: 10.01.2014); Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.; Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Нар. образование. 2003. № 3. С. 33—41; Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Там же. 2000. № 4—5. С. 5—13.

2 См.: Приказ Министерства образования Республики Мордовия «Об организации образовательно-оздоровительного этнокультурного лагеря "Живи, родной язык!"» (вместе с «Положением об образовательно-оздоровительном этнокультурном лагере "Живи, родной язык!"», «Программой образовательно-оздоровительного этнокультурного лагеря "Живи, родной язык!"»). URL: http://zakon-region3.ru/2/100394 (дата обращения: 10.01.2014); «Шундыкар» научит молодых финно-угров быть лидерами по-удмуртски. URL: http:// www.fucongress.org/news/shundykarnauchitmolodyxfinnougrovbytlideramip oudmurtski (дата обращения: 10.01.2014); Информационное письмо о проведении I Международного летнего творческого лагеря финно-угорской молодежи «FUгорт». URL: http://www.pandia.ru/text/7 7/294/8365 7.php (дата обращения: 10.01.2014); Летний творческий лагерь финно-угорской молодежи «FUгорт». URL: http://yamedia.org/calend/events/?id=131 (дата обращения: 10.01.2014); Международный финно-угорский этно-экологический лагерь в Удмуртии приглашает участников. URL: http://www.finnougoria. ru/news/31302 (дата обращения: 10.01.2014); Детский финно-угорский лагерь продолжает набор участников. URL: http://finugor.ru/node/17576 (дата обращения: 10.01.2014); В Коми открылась международная финно-угорская экологическая школа-лагерь. URL: http://www.komiinform.ru/news/90319 (дата обращения: 10.01.2014).

3 См.: В Мордовии действует лагерь финно-угорской молодежи. URL: http://www.finnougoria.ru/about/events/22898 (дата обращения: 10.01.2014).

4 См.: Международный этнокультурный студенческий лагерь-школа «Шачема мастор» состоялся. URL: http://saransk.bezformata.ru/listnews/ studencheskij-lager-shkola-shachema/6761768 (дата обращения: 10.01.2014);

В Республике Марий Эл прошла XVII смена Международного лагеря детей финно-угорских народов. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/ News/2008/08/0801_16.html (дата обращения: 10.01.2014); В Республике Коми заработает международная финно-угорская экологическая школа-лагерь. URL: http://www.fucongress.org/news/v-respublike-komi-zarabotaet-mezhdunarodnaya-finno-ugorskaya-ekologicheskaya-shkola-lager (дата обращения: 10.01.2014); Международная финно-угорская экологическая школа-лагерь. URL: http://siktivkar.bezformata.ru/listnews/ugorskaya-ekologicheskaya-shkola-lager/4935648 (дата обращения: 10.01.2014); Юбилейный лагерь «Шундыкар-2012» научил юных талантливых удмуртов и эстонцев быть успешными. URL: http://finugor.ru/node/24219 (дата обращения: 10.01.2014); Участники лагеря «Шундыкар-2013» учились видеотворчеству, раскрашивали беседки в удмуртском стиле и собирали фольклор. URL: http://www.finnougoria.ru/news/33198 (дата обращения: 10.01.2014).

Поступила 23.01.2014.

N. Ye. Nekhaeva. Experience of Arrangement of Summer Children's Finno-Ugric Camps in Russia

The paper analyzes the importance of arrangement of summer holidays for children, the importance of children's ethnic and cultural camps; it discusses the geography and the experience of arranging them in Russia. The considered activity may be reflected in the regional policy in the field of education and culture of the Republic of Mordovia.

On the basis of multiple sources, geography and experience of arrangement of children's summer Finno-Ugric camps in Russia are considered, the analysis of which allowed to determine their main goal and objectives. The review of children's summer Finno-Ugric camps in Mordovia confirmed the relevance of this activity and its insufficient development. It is noted that there is only one summer camp for children with ethnic themes in the republic — «Live, mother tongue», which has its specificity somewhat different from the children's Finno-Ugric camp. It is noted that they are arranged in the Republics of Mari El, Udmurtia, Komi, in the region of Perm Krai. There are no such camps in other regions. Positive and negative experiences of their arrangement and holding are exposed, which can be used in the formation of regional policy of the republic in the field of education and culture.

NEKHAEVA Natalia Yevgenievna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor at the Department of International and Regional Tourism, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная