И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова. Социальное положение рабочего класса в регионе
И. А. ЮРАСОВ, О. Н. ЮРАСОВА
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РЕГИОНЕ
ЮРАСОВ Игорь Алексеевич, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Пензенского государственного технологического университета, доктор социологических наук, доцент.
ЮРАСОВА Ольга Николаевна, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета
Ключевые слова: рабочий класс, теория экономических циклов Н. Д. Кондратьева, технологический уклад, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки
Key words: working class, Kodratiev's theory of economic cycles, technological structure, emotional intelligence, communication skills
В статье рассматривается социальное положение современных рабочих в Пензенской области. Опираясь на результаты социологического исследования, авторы обосновывают необходимость развития у промышленных рабочих эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
The paper discusses the social status of the modern working people in the Penza region. Basing on the results of sociological research, the authors substantiate the need for development of emotional intelligence and communication skills among the industrial workers.
Начиная с 90-х гг. XX в. неуклонно снижается промышленный потенциал России и качество человеческого капитала, занятого в этой отрасли. Социологические исследования. фиксируют этот процесс по всем социально-экономическим и социально-психологическим характеристикам.
Причинами этого, на наш взгляд, является низкий уровень эмоционального интеллекта и слабые коммуникативные способности современных рабочих.
Активное обсуждение вопросов, связанных с оценкой роли и места рабочего класса идет с 90-х гг. XX в. в многочисленных исследованиях, в публицистике1. В них говорится о проблемах сокращения числа промышленных рабочих и деградации рабочего класса, старения, снижения образовательного потенциала и социальной активности рабочих и др.
Опираясь на работы Н. Д. Кондратьева, выделяют шесть технологических укладов, т. е. последовательных замещений крупных комплексов технологически связанных производств. Согласно этой теории, сейчас идет пятый технологический уклад, в котором ведущую роль играет развитие электроники, робототехники, а также вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники. Шестой уклад, который, по прогнозам специалистов, начнется уже в 2014—2018 гг., будет основываться на нано-, био-, информационных и когнитивных технологиях. Его контуры только начинают складываться в США, Японии и КНР. Например, в США доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60 %, четвертого — 20 %, около 5 % уже приходятся на шестой технологический уклад. Что касается России, то доля производительных сил пятого уклада составляет примерно 10 %. Более 50 % технологий относится к четвертому укладу, а почти треть — к третьему2.
Эти условия предопределяют необходимость догоняющего развития России с динамичной разработкой и внедрением научных достижений, так как основными критериями конкурентоспособности и успеха становятся информация, знание, способность создавать технологии и управлять их реализацией. Информационное общество высоких технологий выдвигает на первый план совершенно иные сектора экономики, иные подходы к технологии производства и потребления, сокращает потребность в прежних типах трудящихся, в связи с чем все чаще высказывается мысль об исчезновении рабочего класса как активного субъекта социальной жизни.
Таким образом, переход современного российского общества в шестой технологический уклад ставит под сомнение существование в нем социального образования «рабочий класс» в традиционном его понимании. Именно поэтому возникает острая необходимость определить место и роль современного рабочего класса в период трансформаций российского общества.
Пензенская область является наиболее типичным и показательным регионом для развития всех социально-экономических и социально-политических процессов в российском обществе. Она находится на стыке отношений традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. В регионе отсутствуют значимые запасы энергоносителей и других сырьевых ресурсов, а также крупные предприятия по переработке сырья. Основными отраслями экономики Пензенской области являются машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, приборостроение, химическая промышленность, а также военно-промышленный комплекс. Предприятия этих отраслей по большей части работают на перспективных и динамичных рынках европейской части Российской Федерации, страны в целом и СНГ. Экономика региона в кратко- и среднесрочной перспективе будет подвержена масштабным вызовам, связанным с назревшими структурными изменениями — комплексной модернизацией хозяйства, что продиктовано необходимостью инновационного промышленного развития России. В связи с этим все процессы, касающиеся рабочего класса, так или иначе будут проходить и в других регионах Российской Федерации.
Для изучения сложившейся ситуации в феврале — мае 2013 г. мы провели анкетный опрос рабочих предприятий г. Пензы и г. Никольска Пензенской области, основной целью которого было выяснение особенностей отношения рабочих к своей профессии, их ориентации на образовательную и трудовую активность, оценку своего образовательного и трудового потенциала и т. д.
В ходе исследования было выяснено, что большая часть опрошенных работает в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (37,5 %). По 25,0 % работают в машиностроении и металлообработке и лесном хозяйстве, 12,5 % приходятся на строительство. Исследование также выявило, что в структуре рабочего класса пре-
обладают рабочие в возрасте от 41 года до 55 лет (37,5 %), а рабочие в возрасте от 18 до 22 лет составляют только 2,5 %. Также невысока наполняемость подгруппы в возрасте от 23 до 27 лет (9,5 %). Достаточно представительна подгруппа от 28 до 40 лет (34,0 %).
Большинство опрошенных имеют большой и общий стаж работы по специальности, стаж работы на конкретном предприятии, что связано с возрастными характеристиками опрошенных и говорит о тенденции старения квалифицированной рабочей силы. Преобладание возрастной группы работников старшего возраста указывает на негативную тенденцию недостатка молодых кадров, что плохо отражается на преемственности знаний и умений, а также на качестве подготовки последующих поколений работников. Образовательные характеристики опрошенных распределились следующим образом: 36,0 % имеют среднее специальное образование. Значительно число лиц, имеющих среднее и начальное профессиональное образование (25,5 и 22,0 % соответственно). Лица, получившие высшее образование, составляют только 9,5 %.
Падение популярности рабочих профессий обусловлено множеством факторов. Безусловно, основными стали отсутствие экономических стимулов, низкая заработная плата. По уровню благосостояния респонденты распределились следующим образом: большинство опрошенных (66 %) получают от 5 до 10 тыс. руб., 20 % — от 10 до 15 тыс. руб., 12,5 % — от 15 до 20 тыс. руб., 1,5 % — от 20 до 30 тыс. руб. При этом подавляющее большинство респондентов указало, что вся заработная плата тратится на текущие нужды (80 %). Таким образом, закономерен вывод, что удовлетворенность опрошенных своим материальным положением находится на достаточно низком уровне. Это подтверждается и данными опроса: только 9 % ответили, что удовлетворены размером своей заработной платы.
Что касается динамики доходов опрошенных, то за последние годы повышение наблюдалось лишь у 6 %. Ожидания по поводу повышения заработной платы также выглядят достаточно пессимистично: только 4 % опрошенных считают, что в ближайшие годы их заработная плата повысится. Необходимо отметить, что, помимо основного места работы, многие респонденты либо совсем не имеют дополнительного источника дохода (82,5 %), либо в качестве такого источника выступает подсобное хозяйство (13,0 %).
Другим фактором, существенно снижающим привлекательность рабочих профессий, является политическая дезори-ентированность рабочих и низкий уровень их социальной защищенности. Исследование показало, что даже наиболее квалифицированные работники не в состоянии вступать в конструктивный диалог с руководством предприятий по поводу реализации своих прав. Большинство из них никогда не отстаивали свои права ни с помощью коллективных переговоров, ни с помощью акций протеста. Более того, в рабочей среде преобладает мнение, что этими способами нельзя добиться решения какой бы то ни было проблемы
(98,5 %).
В целом большинство рабочих (80 %) оценивает эффективность борьбы за свои права как низкую. Такое положение связано со слабостью или полным отсутствием профсоюзных организаций на предприятиях. Было выявлено, что большинство опрошенных не являются членами профсоюзов (68 %). При этом 28 % респондентов состоит в профсоюзах, но придерживается мнения, что они не защищают в полной мере их права и интересы, а 4 % опрошенных вообще не знают, являются ли они членами профсоюза или нет.
Одним из центральных вопросов, выясняемых в ходе исследования, был вопрос о том, какое место в жизни респондентов занимает работа, так как в контексте трудового поведения затрагиваются не только экономические факторы, но и социальное самоощущение. Исходя из полученных данных, можно заключить, что определяющим значением работы у опрошенных является материальный ресурс («работа как основной источник дохода») (22 %). Второе место в ранжировании ценностей занимает отношение к своей работе как естественному состоянию человека («работа важна сама по себе») (10,5 %). Кроме того, работа рассматривается респондентами как источник поддержания устойчивых связей с социальной средой («люблю работу в коллективе») (6 %). Однако для большинства опрошенных (52 %) работа выступает, скорее, как антиценность («моя работа меня ничем не удовлетворяет»). С этим связан тот факт, что 47,5 % рабочих ответили, что бросили бы нынешнее место работы, если бы имели достаточно денег, чтобы не работать.
Более того, 67 % опрошенных ответили, что в последнее время работа вызывает у них только отрицательные настроения, переживания и эмоции. Рабочих, у которых работа вызывает исключительно положительные эмоции, гораздо меньше (12 %). Перспективы в своей профессии видят только 6 % опрошенных, однако сменить профессию намерены лишь 4,5 %.
Таким образом, современный рабочий класс находится в бедственном положении, а сопротивляемость, способность отстаивать свои интересы у него весьма слаба. Видно, что на сознание рабочих оказывают влияние достаточно разнородные факторы. Непривлекательность рабочих профессий вызвана не только низким уровнем зарплаты в большинстве групп рабочих, но и отсутствием взаимосвязи между затраченными усилиями и оплатой труда, перспектив карьерного роста и т. д. В этих условиях многое зависит от степени развития эмоционального интеллекта, т. е. навыка понимания своих и чужих чувств, эмоций и умения ими управлять и манипулировать, а также коммуникативных навыков3.
Для современного рабочего характерно в основном низкая квалификация и отсутствие стремления к ее повышению, низкая ответственность и ярко выраженное стремление уклониться от любого дела, требующего его личной ответственности, отсутствие инициативы и негативное отношение к активности других, устремленность на минимизацию своих трудовых усилий, рестрикционизм, чрезвычайная зависимость от руководителя и признание таковой как должного и т. д. — все это особенности поведения и сознания работника с низким эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками4.
Необходимо также отметить, что преобладающее большинство рабочих затрудняется выразить свои желания и нужды достаточно ясно и недвусмысленно. Кроме того, они часто сами не слишком ясно себе представляют, чего же они хотят и отступают, меняют свои намерения или отказываются от своих требований при малейшем признаке сопротивления5.
Экспертный опрос и наблюдения подтвердили наличие апатии, полной аполитичности, отсутствие тенденций к солидаризации и даже намеков на возможность сопротивления. Таким представляется нам «постсоветский» пролетариат, не только Пензенской области, но и России в целом. В отличие от 90-х гг. XX в. нет рабочего движения, нет даже намеков, малых очагов классового сопротивления господству работодателей.
Причину этому мы видим в снижении образовательного уровня рабочих, отсутствии у большинства представителей «синих воротничков» развитого эмоционального интеллекта. В свою очередь развитый эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки позволили бы рабочим выработать стремление к достижениям, активность, инициативу, умение подчинить эмоции реализации намеченных целей, а также приобрести способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых для них целей.
Таким образом, при необходимости перехода к шестому технологическому укладу в российском обществе все больше возрастает потребность в таком рабочего классе, который, адекватно осознавая свои политические, экономические, социальные и иные права и интересы, ведет активную борьбу за их реализацию в различных формах и различными методами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 29—37; Бессокирная Г.П. Стратегии выживания рабочих // Там же. 2005. № 9. С. 49—54; Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Там же. 1998. № 10. С. 79; Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад [беседа с академиком РАН Кабловым Е.Н.: о волновой теории Н.Д. Кондратьева, о руководстве наукой в России, об инновационном пути, о ГНЦ]. URL: http://www.nkj. ru/archive/articles/17800 (дата обращения: 13.03.2013); Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 29—39; Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих в регионе (по материалам Удмуртии) // Социол. исслед. 2006. № 12. С. 110—118; Трушков В.В. Современный рабочий класс в зеркале статистики // Там же. 2002. № 2. С. 45—51; Шаталова Н.И. Деформация трудового поведения работника // Там же. 2000. № 7. С. 26—33.
2 См.: Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад ...
3 См.: Юрасов И.А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта // Управление персоналом. 2008. № 16. С. 42—43.
4 См.: Его же. Сегментирование современного рабочего класса. Социально-психологический аспект // Управление персоналом. 2004. № 8—9. С. 36—39.
5 См.: Steven J.S., Howard E. The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Stoddart Publishing Co, 2000.
Поступила 23.01.2014.
I. A. Yurasov, O. N. Yurasova. Social Status of the Working Class in a Region
The paper discusses the social status of the modern working people in the Penza region. The badly thought-out economic reforms of the 1990's led to significant reduction of industrial potential in the country and to negative social transformations of the Russian working class. Being economically unclaimed, a significant part of workers marginalized and only a small part of the proletariat got self-organized and self-employed. The reasons for the negative transformational trends are: the low level of emotional intelligence and poor communication skills of workers nowadays.
Similar processes take place in the whole world that enters a new technological cycle requiring new approaches, competencies, new strategies for industrial development. In these conditions, ability to self-organization, innovativeness, social mobility, etc. will be in demand. Development of emotional intelligence and communication skills will help to cultivate these qualities.
The transition to the sixth technological setup of the Russian society implies a significant renewal of the working class to make it mobile, well-educated, capable of continuous learning and self-organization.
YURASOV Igor Alekseyevich, Doctor of Sociological Sciences, Docent, Head of the Department of Economics and Management, Penza State Technological University (Penza, Russian Federation).
YURASOVA Olga Nikolayevna, Associate Professor at the Department of the English Language, Penza State University (Penza, Russian Federation).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная