Л. И. Зинина, С. В. Малкин. Стратегические социально-экономические приоритеты производства продукции пчеловодства в системе продовольственного обеспечения региона
Л. И. ЗИНИНА, С В МАЛКИН
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
ЗИНИНА Любовь Ивановна, профессор кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.
МАЛКИН Сергей Владимирович, аспирант кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, система продовольственного обеспечения, экономическая эффективность продукции пчеловодства, стратегия развития пчеловодства
Key words: food security, food supply system, economic efficiency of beekeeping production, beekeeping development strategy
Обосновывается социально-экономическая значимость пчеловодства, необходимость разработки региональной стратегии его развития в системе продовольственного обеспечения. Даны оценки экономической и физической доступности продукции пчеловодства и рекомендации по разработке и реализации инновационной стратегии развития этой отрасли.
The paper grounds socio-economic importance of beekeeping, necessity to create its regional development strategy within the system of food supply. The study estimates the economic and physical availability of beekeeping products and gives recommendations on elaboration and implementation of innovative strategies for development of this industry.
Перепроизводство продовольствия в развитых странах не сопровождается снижением цен на него, что привело к недостаточному обеспечению стратегическими видами продовольствия жителей развивающихся стран. Сложившееся положение нередко используется развитыми странами как орудие в продовольственных войнах, которые во многом обусловливают политическую и экономическую зависимость государств.
В силу территориальных преимуществ Россия может находиться в числе крупнейших мировых товаропроизводителей и экспортеров, но растущий спрос на продукты питания неудовлетворен, несмотря на то что удалось обеспечить рост продовольственного сырья. Поэтому необходима разработка новых подходов к эффективному использованию агроэконо-мического потенциала для удовлетворения растущего спроса на продукты питания.
Следует отметить, что для решения этих проблем до сих пор недостаточно изучены возможности отрасли пчеловодства. Мы считаем, что развитие пчеловодства необходимо рассматривать в качестве одной из составляющих системы продовольственного обеспечения. Во-первых, продукты пчеловодства способны разрешить «скрытые формы голода» (по терминологии ФАО), вызываемые недостаточным потреблением жизненно важных микроэлементов, витаминов, аминокислот (в том числе незаменимых). Во-вторых, отрасль пчеловодства может быть средством повышения социально-экономической эффективности сельхозорганизаций и как системообразующую часть продовольственной системы. Медоносные пчелы опыляют 80 % энтомофильных культур, и таким образом отрасль вносит незаменимый вклад в производство ягод, овощей, фруктов, семян растений (гречиха, подсолнечник, рапс, горчица), семян кормовых культур (люцерна, эспарцет, клевер) и даже хлопка. Это доказывает прямое воздействие пчеловодства на масштабы и эффективность развития отраслей растениеводства.
Мы считаем, что развитие пчеловодства в системе продовольственного обеспечения следует рассматривать с позиций усиления социально-экономической значимости отрасли и приоритета общественных потребностей, достижения технологической, социальной, агроэкологической и экономической эффективности, обеспечивающих конкурентоспособность продукции пчеловодства, ее физическую и экономическую доступность для потребителя, рост продовольственной самодостаточности региона. Развитие пчеловодства важно с позиций обеспечения инновационности бизнес-процессов в отрасли, максимизации объемов производства различных видов продукции пчеловодства (меда, перги, пыльцы, маточного молочка, трутневого гомогената, прополиса, пчелиного яда, воска и их переработки), отвечающих современным требованиям качества и потребления, оптимизации затрат, обеспечения уровня доходности отрасли, ее расширенного воспроизводства и социально-экономической защищенности товаропроизводителей.
Следует оценить социально-экономическую значимость пчеловодства с позиции потребления меда как продовольственного ресурса. Существуют различные рекомендации по потреблению меда. Мы остановимся на нормах, рассчитанных Российской академией медицинских наук, в соответствии с которыми в сутки взрослому человеку необходимо 20—30 г меда, или 7—10 кг в год. Исходя из этого, необходимо оценить по этим нормам объемы потребности в меде для населения региона, сравнив этот показатель с объемами фактического производства меда. Для расчета мы использовали информацию Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. Результаты анализа показывают, что обеспеченность населения медом низкая. Исходя из оценки потребности населения региона в меде с учетом рекомендуемых норм потребления РАМН, его физическая доступность составляет только 12 %. Дефицит меда для населения республики по нормам РАМН составляет 5 641,83 т. Уровень обеспеченности медом свыше 50 % наблюдается только в Большеигнатовском (56,3 %) и Ромодановском (74 %) районах. По обеспеченности медом в пределах от 20 до 40 % можно выделить Ардатовский, Большеберезниковский, Дубенский, Ельниковский, Инсар-ский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочку-ровский, Старошайговский районы, на другие же районы приходится от 0,9 до 18,8 % от рекомендуемых объемов потребления. Минимальный уровень обеспеченности медом в ГО Саранск — 0,9 %. Надо полагать, что в данном случае этот показатель вовсе не объективен, поскольку большое количество меда в ГО Саранск реализуется из районов республики. Но в целом можно сказать, что этот относительный показатель достоверен, однако нужно учесть, что основное население не потребляет мед в рекомендуемых количествах. Следовательно, необходимо стимулирование спроса меда через апитерапию (которая послужит полезной рекламой), что приведет к увеличению емкости рынка меда, росту уровня обеспеченности им населения и дальнейшему развитию отрасли пчеловодства в регионе.
При анализе цены реализации меда (в основном в частном секторе, удельный вес которого в структуре пчеловодства составляет 95 %) в течение периода 2005—2010 гг. можно отметить тенденцию роста цен со 150 до 400 руб. за 1 л, в 2011—2012 гг. наблюдалась равновесная цена на уровне 400 руб., в 2013 г. произошло снижение цены до 330 руб., что свидетельствует о превышении объемов предложения меда над его спросом. С учетом перепроизводства меда можно судить о его физической доступности для населения республики.
Максимальная годовая потребность в меде, по рекомендации РАМН, составляет 10 кг. Для удобства расчетов мы перевели рекомендуемые нормы в литры (плотность меда при 20 % влажности составляет 1,47, т. е. на 1 л меда приходится его 1,47 кг). Стоимость меда для потребителей в месяц составляет 188,7 руб. (по рекомендуемым нормам потребления). Поэтому можно сделать вывод об удовлетворительной экономической доступности меда для населения в республики. Однако традиция потребителей приобретать мед непосредственно у пчеловодов по 3 л (по ценам 2013 г. за 3 л. — 1 тыс. руб.), не распределяя стоимость на период потребления, создает мнение о недостаточной экономической доступности меда.
Эффективное обеспечение физической и экономической доступности для населения продуктов пчеловодства, решение проблемы «скрытой формы голода», повышение экономической эффективности сельскохозяйственных организаций при сочетании отрасли пчеловодства с растениеводством и кормопроизводством в Мордовии, по нашему мнению, возможно при условии разработки региональной стратегии развития пчеловодства, ибо решение тактических задач отдельными хозяйствующими субъектами не снимает проблемы эффективного развития отрасли пчеловодства в системе продовольственного обеспечения. Формирование региональной стратегии развития пчеловодства должно предполагать, что эта отрасль является одной из составляющих системы продовольственного обеспечения. В связи с этим анализ внутренней и внешней среды пчеловодства необходимо осуществлять для выявления факторов, оказывающих воздействие на развитие пчеловодства в системе продовольственного обеспечения.
Взаимосвязь отрасли пчеловодства и системы продовольственного обеспечения обусловливает цель региональной стратегии развития пчеловодства, которая заключается в повышении его экономической эффективности вследствие повышения экономической эффективности первичного производства сырья и продовольствия (растениеводства, кормопроизводства), обеспечения физической и экономической доступности продуктов пчеловодства для населения.
Организационно-управленческую структуру пчеловодства целесообразно представить в виде нескольких элементов: на региональном уровне — Министерство сельского хозяйства и продовольствия, стратегический центр развития пчеловодства; на районном уровне — управление сельского хозяйства района; некоммерческие организации (общества пчеловодов); отраслевые хозяйствующие субъекты (кооперативы, ИП, коммерческие организации, образовательные учреждения); общественные пасеки; частные пасеки; оптовые и розничные потребители. Каждый элемент структуры выполняет определенные функции. Например, для стратегического центра развития пчеловодства предусмотрены следующие функции: 1) взаимодействие с государством (Министерством сельского хозяйства и продовольствия) по наиболее актуальным вопросам стратегического и индикативного планирования, подготовки нормативно-правовых актов, государственной поддержки отрасли, подготовки кадров в учебных заведениях, создания информационной системы обслуживания отрасли, внедрения агротехнического приема опыления; популяризации апитерапии; 2) мониторинг развития пчеловодства в регионе; 3) анализ внутреннего, внешнего и мирового рынков продукции пчеловодства; 4) накопление сведений и информирование о передовом опыте; 5) помощь в развитии предпринимательства, коммерческих организаций, кооперативов в отрасли; 7) контроль содержания пород пчел; 8) взаимодействие со СМИ1.
Приоритетные направления стратегического развития отрасли пчеловодства, по нашему мнению, являются основой планирования стратегических параметров, посредством реализации которых достигается стратегическая цель, поэтому они должны дополняться и корректироваться в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних условий.
Реализация программы развития пчеловодства в системе продовольственного обеспечения возможна на основе субсидирования из федерального бюджета. Однако Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации не предусматривают непосредственно развитие отрасли пчеловодства. Но значимость региональной программы развития пчеловодства можно обосновать исходя из ст. 2 названных правил («развитие прочих направлений по поддержке производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и другого), имеющего существенное значение для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации»). В связи с этим можно предусмотреть методические рекомендации по подготовке программы развития пчеловодства в регионе.
Структура подготовки региональных программ развития сельского хозяйства, как правило, стандартна: паспорт программы; характеристика проблемы, на решение которой направлена программа; цели и задачи программы; целевые индикаторы программы; перечень и описание программных мероприятий; социальная и экономическая эффективность реализации программы; обоснование потребности в ресурсах; система управления подготовкой и реализацией программы. В отношении разработки региональной программы развития такая структура вполне целесообразна, но ее можно корректировать с учетом условий и специфики развития пчеловодства.
Целью программы является конкретизированный конечный результат по одному из перспективных направлений, например таких:
а) оптимизация ресурсной базы производства продукции пчеловодства:
— использование паров для восстановления плодородия путем возделывания донника и других бобовых культур с учетом пчеловодства (увеличение занятых паров донником двулетним; увеличение пчелиных семей относительно посевов донника двухлетнего; повышение квалификации агрономов в сельскохозяйственных организациях; обеспечение сельскохозяйственных организаций методическими рекомендациями по экспорту продукции пчеловодства в условиях ВТО);
— оптимизация севооборота кормовых культур с учетом развития пчеловодства (увеличение посевов кукурузы на силос с донником однолетним; возделывание кормовых энтомофильных культур (козлятника, эспарцета и др.) для производства сенажа, сена, семян совместно с медом, пыльцой и пергой; увеличение численности пчелиных семей относительно искусственно созданных медоностных ресурсов; обеспечение сельскохозяйственных организаций методическими рекомендациями по экспорту продукции пчеловодства в условиях ВТО);
б) возобновление пчелоопыления:
— кооперация общественного сектора с частным для опыления энтомофильных культур общественного сектора (повышение квалификации агрономов в сельскохозяйственных организациях и главных агрономов управлений сельского хозяйства администраций районов; объединение пчеловодов частного сектора в общественные организации по районам Республики Мордовия; оптимизация доставки пасек частного сектора на возделываемые культуры общественного сектора; контроль обработки средствами защиты растений; увеличение спроса на внутреннем рынке рапсового и под-солнечникового меда);
— увеличение количества пчелиных семей общественного сектора для оптимального обеспечения культур пчелами (информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных организаций по организационном, технологическим, экономическим аспектам развития пчеловодства; увеличение спроса на внутреннем рынке рапсового и подсолнечного меда).
Целевые индикаторы программы должны оценивать ожидаемые результаты реализации программы исходя из цели и задач. Таковыми являются валовое производство меда, т; производство меда на одну пчелиную семью, кг; количество реализованного меда общественным сектором, в том числе на внутреннем и внешнем рынках; площадь занятых паров бобовыми энтомофильными культурами, га; площадь кормовых энтомофильных культур учетом пчеловодства, га; площадь кукурузы на силос совместно с донником, га; количество агрономов, прошедших квалификацию, чел.; отношение количества агрономов, повысивших квалификацию, к фактическому количеству работников в сельскохозяй-
ственных организациях, %; численность пчелиных семей в общественном секторе, шт.; численность пчелиных семей в частном секторе, шт.; площадь энтомофильных культур, га; урожайность сельскохозяйственных энтомофильных культур, ц; обеспеченность посевов пчелиными семьями, в том числе пчелиными семьями частного и общественного сектора, %; количество созданных пчеловодческих общественных организаций, шт.; отношение созданных пчеловодческих общественных организации к числу районов республики, %; количество реализованного меда общественным сектором и частным секторами, в том числе на внутреннем (рапсового, подсолнечного меда) и на внешнем рынках, т.
Реализация задач программы подразумевает разработку специализированных мероприятий. При оптимизации ресурсной базы производства продукции пчеловодства предполагаются проведение обучающих курсов, повышение квалификации агрономов; закупка семян донника однолетнего и энтомофильных бобовых культур; приобретение пчелиных семей сельскохозяйственными организациями; строительство зимовников; приобретение инвентаря, специальной одежды, расходных материалов для содержания пасеки; проведение обучающих курсов для руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций; обеспечение методической литературой руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций; приобретение пчелиных семей общественным сектором; покупка племенных маток; предоставление помещения пчеловодческим общественным организациям; регистрация пчеловодческих общественных организаций; реклама полезных свойств рапсового и подсолнечного меда; проведение ярмарок; консультирование по вопросам развития пчеловодства; приобретение частным сектором павильонов для содержания пчелиных семей; покупка специальных средств для погрузки пчелиных семей.
К сожалению, развитие пчеловодства пока для государства не является приоритетным направлением сельского хозяйства, хотя в нем заложен значительный социально-экономический эффект.
Таким образом, реализация стратегических социально-экономических приоритетов производства продукции пчеловодства в системе продовольственного обеспечения позволяет решить задачи интенсивного развития отрасли пчеловодства, обеспечения физической и экономической доступности населения его продуктами, повышения экономической эффективности сельскохозяйственных организаций при рациональном сочетании отрасли пчеловодства с кормопроизводством и оптимизации отраслевой структуры сельскохозяйственных предприятий.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Савин А.П. Комплексное использование медоносных культур // Мордовский мед: Междунар. форум пчеловодов, 18—19 сент. 2010 г. Саранск, 2010. 112 с.
Поступила 15.05.2014.
L. I. Zinina, S. V. Malkin. Strategic Socio-Economic Priorities of Beekeeping Production in the System of Food Supply of a Region
The paper substantiates the relevance of the socio-economic role of beekeeping development in the system of food supply. It also identifies specific features of the beekeeping industry, basing on them, it is regarded as part of the food system. The paper assesses the physical and economic availability of honey for the population of the Republic of Mordovia on the basis of official statistical data and observations of the sectoral market.
It discusses the need for elaboration of a regional strategy for the development of beekeeping in the system of food supply; it presents the algorithm of its formation and detailed description of implementation of the strategy through targeted programs in modern conditions.
It is concluded that the implementation of the regional strategy will ensure effective development of beekeeping in the system of food supply, i. e. to solve the problems of intensive development of the industry, to ensure the physical and economic availability of beekeeping products for the population, to improve the economic efficiency of agricultural organizations with a rational combination of beekeeping industry and forage production.
ZININA Lyubov Ivanovna, Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Statistics, Econometrics and Information Technology in Administration, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
MALKIN Sergei Vladimirovich, Postgraduate at the Department of Statistics, Econometrics and Information Technology in Administration, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная