И. Е. Илякова. Институциональные условия инновационного развития экономики: региональный аспект

И. E. ИЛЯКОВА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ИЛЯКОВА Ирина Евгеньевна, доцент кафедры экономической теории Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: институты, институты развития, инновационный тип развития, пирамида факторов регионального развития, инновационная деятельность

Key words: institutions, development institutions, innovative type of development, pyramid of regional development factors, innovative activity

Обозначены ключевые вопросы, связанные с формированием институциональной среды инновационного развития региона. Ситуация, сложившаяся в Мордовии анализируется посредством применения пирамиды факторов регионального развития, рассмотрены показатели инновационной деятельности в республике, определено место Мордовии в рейтинге регионов Приволжского федерального округа.

The paper identifies the key issues associated with formation of the institutional environment for innovative development of a region. The situation in Mordovia is analyzed by applying the pyramid of the factors of regional development; it considers the indicators of innovation activity in the republic, exposes the place of Mordovia in the ranking of the Volga Federal District regions.

В одной из работ, посвященных анализу институциональной динамики в странах с переходной экономикой, подготовленной группой ученых, институты рассматриваются как набор формальных и неформальных норм, степень соответствия которым непосредственно связана с уровнем социально-экономического развития конкретной страны, а также как набор механизмов и правил, обеспечивающих перераспределение ресурсов в экономике, привлечение новых инвестиций, подготовку трудовых ресурсов и формирующих системы стимулов для повышения эффективности в экономике1. На наш взгляд, в качестве такого набора механизмов применительно к современной отечественной экономике следует рассматривать систему «институтов развития», позволяющих нейтрализовать «провалы рынка» и стимулировать распространение инновационных процессов.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. предусматривает, что высокий уровень эффективности экономики и устойчивый рост благосостояния населения должны быть достигнуты за счет активизации научной и инвестиционной деятельности. При этом инновационный тип развития предполагает диверсификацию экономики, повышение в ее структуре доли высокотехнологичных отраслей промышленности; высокую степень инновационной активности предприятий; наличие эффективной национальной инновационной системы, активизацию исследований и разработок (фундаментальных и прикладных); создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат социальной инфраструктуры; повышение эффективности использования энергоносителей; создание эффективной системы спецификации и защиты прав собственности.

Россия все еще остается крупнейшим экспортером ресурсов, поставщиком мировой экономики. Так, в 2012 г. в товарной структуре экспорта РФ на минеральные продукты приходилось 71,4 %, на высокотехнологичную продукцию — лишь 7,3 %2. По некоторым оценкам, в развитых странах мира 75—90 % прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора. В России этот показатель находится на уровне 10 %, что негативно сказывается на общей эффективности экономики3.

К самым острым проблемам институционального характера, сдерживающим инновационный рост, следует отнести разрыв между научными организациями и бизнесом, называемый «инновационной пропастью», оторванностью отечественной науки от потребностей реального сектора экономики. Другие неблагоприятные факторы — небольшое количество малых инновационных компаний, высокая доля государственного сектора в экономике, отсутствие крупных наукоемких компаний, слаборазвитый фондовый рынок и рынок капитала.

К основным вопросам, связанным с формированием институциональной среды инновационного развития, относятся проблемы финансирования инноваций. Потенциально оно может осуществляться за счет средств государственного бюджета, бизнеса, организаций науки, иных инвестиционных ресурсов. Специфика российского научно-технического

комплекса состоит в том, что в его структуре преобладает государственная форма собственности. В связи с этим, с одной стороны, оправданной является высокая доля затрат государства на науку. С другой стороны, это не ведет к активизации инновационной деятельности предприятий. Для того чтобы направить развитие этого процесса в позитивное русло, следует предпринять усилия по формированию корпоративного сектора науки.

Основным источником, за счет которого финансируются НИОКР, являются бюджетные средства. Коммерциализацию новшеств же предприятия осуществляют, опираясь в основном на собственные ресурсы. Проблема нехватки кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов остается актуальной и ставит под сомнение реализацию принципа непрерывности, предполагающего комплексное финансирование каждого из этапов инновационного цикла: начиная с НИОКР и заканчивая производством инновационного продукта в промышленных масштабах (серийное производство).

Признание проблемы на государственном уровне повлекло создание так называемых институтов развития, усиление внимания к улучшению инвестиционного климата4. В связи с этим в стране проделана значительная работа: создан фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям); функционируют Российская венчурная компания (ОАО «РВК») и региональные венчурные фонды; основан Фонд развития Центра разработки и коммерционализации новых технологий (Фонд «Сколково»); создан Российский фонд технологического развития; ОАО «Роснано» финансирует инновационные компании, венчурные и инвестиционные фонды; Внешэкономбанк решает задачу создания условий для экономического роста и стимулирования инвестиций; для практической реализации государственной политики поддержки и стимулирования отечественного экспорта продукции машиностроения был образован Росэксимбанк; государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 г. реализует ОАО «МСП Банк»; для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики создан Российский фонд прямых инвестиций; для поддержки российского экспорта и российских инвестиций за пределами РФ создано экспортное страховое агентство России «ЭКСАР».

К числу нерешенных проблем следует отнести недостаточный уровень координации, отсутствие единой стратегии развития системы инновационных институтов. В ситуации, когда каждый институт совершенствуется сам по себе, получить синергический эффект невозможно.

Достижение целей Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. невозможно без должного внимания к проблемам регионального развития. Существуют разные точки зрения относительно условий, его определяющих. Так, известна теория «плавающих признаков», суть которой состоит в том, что для различных регионов первостепенную значимость имеют неидентичные группы и наборы факторов, при многообразии которых выделяют ключевые. Примером такого подхода является попытка построения пирамиды факторов регионального развития5. Ее структуру составляют пять уровней. В основании лежат природно-климатические условия и ресурсы, далее (по степени возрастания) — система расселения и состояние инфраструктуры, уровень развития и структура экономики, институты и политика государства, инновативность населения. Расположение «институтов и политики государства» и «инновативности населения» в вершине пирамиды объясняется тем, что эти факторы имеют решающее значение в случае благоприятной ситуации в низлежащих уровнях. Вместе с тем существует объективная возможность компенсации отсутствия природных ресурсов, высокого уровня развития инфраструктуры и достижения хороших показателей развития экономики за счет активной инвестиционной деятельности. На наш взгляд, описанная иерархия не только не противоречит Концепции социально-экономического развития страны, но последовательное движение от основания пирамиды к ее вершине позволит реализовать модель инновационного типа развития в масштабах субъектов РФ.

Для Республики Мордовия важны проекты, направленные на развитие инфраструктуры, производственные и социальные инвестиции. Справедливость этого подтверждают результаты исследования, проведенного агентством «Эксперт РА», согласно которому (по итогам 2013 г.) Мордовия занимает 67-ю позицию в рейтинге регионов РФ по инвестиционному потенциалу и 52-ю — по инвестиционному риску (незначительный потенциал — умеренный риск (3В2)). Ранговые значения составляющих инвестиционный потенциал Мордовии не утешителен: трудовой — 55; потребительский — 70; производственный — 61; финансовый — 67; институциональный — 66; инновационный — 53; инфраструктурный — 41; природный — 63; туристический — 626.

Институциональную среду инновационного развития региональной экономики должны составить комплексы институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие научных и предпринимательских структур в рамках инновационного процесса. Обозначив ключевые из вновь созданных и функционирующих в России «институтов развития», отметим, что отдельные из них присутствуют и на региональном уровне. В Мордовии инновационная инфраструктура представлена ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», Центром трансфера технологий Мордовского государственного университета, Центром развития нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия, НОУ «Саранский Дом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных организаций», ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия», АНО «Центр интеллектуальной собственности Республики Мордовия», ГНУ «Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук, ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр "Электротехника Мордовии"» и др.7

Дальнейшее расширение инновационной деятельности в регионе предполагает формирование эффективной институциональной среды, соответствующей критериям роста эффективности в распределении ресурсов, повышение доверия и уменьшение рисков в экономике, сокращение информационной неопределенности.

Прогнозом социально-экономического развития Республики Мордовия на 2014 г. и на плановый период 2015—2016 гг. предусмотрено, что рост промышленного производства составит в 2014 г. 9,4 %, в 2015 г. — 9,2, в 2016 г. — 8,9 %8.

Обозначенные прогнозные показатели обосновываются тем, что в Республике будет продолжена модернизация отраслей, реализация инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных и инновационных производств. Среди них проекты в рамках программы развития инновационного территориального кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», проекты развития вагоностроительного, кабельно-проводникового кластеров, проекты отрасли стройматериалов и предприятий пищевой промышленности.

Несмотря на то что в Мордовии имеются предприятия высокотехнологичных секторов и созданы благоприятные условия для ведения инновационной деятельности, уровень ее развития невысок. Основываясь на информации Федеральной службы государственной статистики о значениях рассмотренных показателей инновационной деятельности, сложившихся в регионах ПФО за 2012 г.9, определим их рейтинг методом суммы мест (таблица).

Из таблицы видно, что по большинству критериев Мордовия имеет низкие рейтинговые показатели. Исключение составляют «инновационная активность предприятий» и «объем инновационных товаров, работ и услуг». В качестве положительной тенденции следует отметить, что на протяжении нескольких последних лет в Мордовии сохраняются высокие темпы роста инвестиций, несмотря на отсутствие полезных ископаемых (кроме тех, которые используются в индустрии строительных материалов), невысокую развитость внутреннего рынка, отсутствие явных инфраструктурных преимуществ. По показателю объема инвестиций на душу населения республика занимала в 2012 г. 41-е место среди регионов РФ10.

На современном этапе развития отечественной экономики ее модернизация невозможна без создания адекватной институциональной среды в регионах страны. В Мордовии следует продолжить укрепление инновационного сектора. С учетом выявленных проблем для этого необходимо:

— повысить инвестиционный потенциал региона за счет увеличения платежеспособного потребительского спроса, что предполагает повышение среднего уровня заработной платы; улучшения возможностей предприятий (в том числе малых) относительно доступа к финансовым ресурсам кредитного сектора на приемлемых условиях; повышения эффективности рыночных институтов, обеспечивающих функционирование механизмов инвестиционного рынка; развития человеческого

капитала; улучшения качества природной среды; интеграции научного и промышленного секторов; повышения темпов роста региональной экономики;

— координировать и расширять деятельность «институтов развития» в регионе;

— выработать эффективный механизм взаимодействия бизнеса, власти, общественных структур, а также стратегию устранения препятствий на пути создания инновационных предприятий, сформировать атмосферу, благоприятствующую развитию частного сектора, развивать соответствующие рыночные институты.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Таким образом, формирование институциональной среды, обеспечивающей укрепление национальной инновационной системы, активизацию в стране фундаментальных исследований и прикладных разработок за счет не только государственных, но и частных ресурсов, эффективное взаимодействие государства и бизнеса в сфере практической реализации этих разработок — актуальное направление дальнейшего развития российской экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Фрейнкман Л.М., Дашкеев В.В., Муфтяхетдинова М.Р. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП, 2009. 252 с.

2 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 15.05.2014).

3 См.: Буздалин А.В. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. URL: http://www. buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf (дата обращения: 15.05.2014).

4 См.: Симачев Ю., Кузык М., Иванов Д. Российские финансовые институты развития: верной дорогой? // Вопр. экономики. 2012. С. 4—30.

5 См.: Кузнецова О. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов // Там же. 2013. С. 121—131.

6 См.: Обзор итогов развития регионов в 2013 г.: «Немного меда в бочке дегтя». URL: http://raexpert.by/related_activities/researches/regions/# (дата обращения: 10.05.2014).

7 См.: Стратегия социально-экономического развития ГО Саранск до 2025 года. URL: http://adm-saransk.ru/plan-razvitia/soceco/strateg.pdf (дата обращения: 18.05.2014).

8 См.: Прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. URL: http:// mineco.e-mordovia.ru/index.php (дата обращения: 10.05.2014).

9 См.: Регионы России ...

10 См.: Российский статистический ежегодник — 2013. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm (дата обращения: 15.04.2014).

Поступила 21.05.2014.

I. Ye. Ilyakova. Institutional Conditions of Innovative Development of Economy: the Regional Aspect

The most acute problems of an institutional nature hindering innovation and growth and impeding the achievement of high level of efficiency of the Russian economy include: the gap between scientific organizations and businesses, imperfection of the institutional environment for innovative development, problems associated with the financing of innovation, etc. To

solve them the «development institutions» were created, and attention to the components of the investment climate was enhanced. The synergistic effect of the measures taken was not obtained due to the lack of the necessary level of coordination. To remedy the situation, it is important to solve the mentioned problems at the regional level.

In this context, the «pyramid of the factors of regional development)) is of scientific and practical interest. Hierarchy of its levels is as follows: natural and climatic conditions and resources; the settlement system and the condition of the infrastructure; the level of development and the structure of the economy; institutions and policies of the state; the innovation activity of the population. Dynamic investment activity enables to compensate for the lack of natural resources, of high level of infrastructure development and to achieve high rates of economic development.

Taking this into account, it means that the projects aimed at the development of innovation infrastructure are extremely important for Mordovia. Today, a number of institutions are already active in the republic, but to expand innovation further development of the institutional environment and strengthening of the innovation sector are necessary. For this purpose, it is necessary to increase the investment potential of the region, to coordinate and expand the activities of the «development institutions», to develop an effective mechanism of interaction of business, authorities, and public agencies, to develop a strategy to eliminate obstacles to the creation of innovative enterprises, to develop appropriate market institutions.

ILYAKOVA Irina Yevgenievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic Theory, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная