Е. В. Викторова. К вопросу о духовном производстве в современном обществе

Е. В. ВИКТОРОВА

К ВОПРОСУ О ДУХОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ВИКТОРОВА Елена Викторовна, доцент кафедры теории и практики социальной работы Пензенского государственного университета, кандидат педагогических наук.

Ключевые слова: духовная жизнь общества, духовное производство, творчество, импрессинг, гениальность

Key words: spiritual life of the society, spiritual production, creativity, impressing, genius

Духовное производство как основной вид духовной деятельности общества рассматривается через призму индивидуального развития, в котором особая роль отводится импрессингу. Представляя собой сильные впечатления, произведенные социальной средой, импрессинг определяет специфику интересов гениальной личности, интенсивность ее деятельности и влияет на состояние духовной жизни общества.

Spiritual production as the main type of spiritual activities of the society is examined through the prism of individual development where a special role is given to «impressing». Representing strong impressions produced by the social environment, «impressing» determines the specific interests of a genius, intensity of his activity, and also affects the spiritual life of the society.

Являясь основным процессом духовной деятельности общества, духовное производство свидетельствует о состоянии общества, его созидательных потенциях и позволяет судить об ориентирах его дальнейшего духовного развития. Рождение новых научных теорий, моральных воззрений, религиозных постулатов, художественных образов, эстетических представлений и т. д., представляющих собой результаты духовного производства, — процесс, сочетающий объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, рациональное и эмоциональное.

Вопросы, связанные с природой творчества, факторами, влияющими на такую деятельность, особенностями формирования творца, вовсе не новы. Среди факторов, определяющих вектор духовной деятельности личности, пристального рассмотрения требует импрессинг, представляющий собой запечатление в сознании личности сильных воздействий социальной среды. В. П. Эфроимсон под импрессингом понимал «те воздействия детского и подросткового возраста, которые оказали решающее влияние на этические критерии и интеллект индивида»1.

Основным средством духовной деятельности, прежде всего духовного производства, выступает интеллект отдельной личности. Это обусловливает взаимосвязь между импрессинго-выми влияниями социальной среды на индивида и духовным производством как частью духовной жизни общества. Мемуарная и биографическая литература изобилует примерами импрессинговых воздействий на личность, определяющих интересы и ценности последней на долгие годы, интенсивность ее духовной деятельности, неустанное стремление к истине. Примерами могут служить ситуации из жизни В. И. Вернадского, С. В. Ковалевской, П. А. Кропоткина, К. Линнея, Л. И. Мечникова, Г. Шлимана, А. Эйнштейна и многих других выдающихся личностей. В их жизни произошло яркое событие, которое повлекло за собой сильнейший интерес к будущей профессиональной деятельности.

Для любой личности объект действительности становится ценностью лишь тогда, когда обретает личностный смысл, осознан и прочувствован на собственном опыте как необходимый. Эталоном оценок ценностей на уровне индивидуальной жизни выступает личный опыт, которым проверяется необходимость, полезность чего-либо в жизни конкретной личности. Под влиянием указанных факторов обыденное сознание неминуемо делает выбор в пользу не духовных ценностей, а материальных, что актуально в социально-экономических условиях современной России. Недостаточность в современном обществе значительных духовных достижений объясняет то, что духовные потребности нескольких последних поколений, определяющие ценностные ориентиры потенциально продуктивной личности, формируются в условиях социальной среды, отдающей предпочтение материальным ценностям в ущерб духовным.

Общественная значимость творческих личностей детерминирована не только их вкладом в духовное производство, но и спецификой формирования тех целей, движением к достижению которых и обеспечивается этот вклад. Жизненные цели-ценности гениальных личностей отличаются от целей большинства людей соотношением материального и идеального. В. Н. Сагатовский, анализируя импрессинговый механизм формирования индивидуальных ценностей и интенций, приходит к выводу о том, что «непосредственной основой ценностей является такое эмоциональное отношение к миру, которое становится для данного субъекта устойчивым, доминирующим и не подлежащим (вне ситуаций кризиса и философской рефлексии) сомнению, т. е. фундаментальный настрой на мир»2.

Формирование ценностей, определяющих направленность личности потенциального гения, характеризуется чертами, подтверждающими их импрессинговую природу. Во-первых, ведущие жизненные ценности возникают в значимых ситуациях: импрессинг наблюдается в ситуации, возымевшей для личности особенное значение в силу сензитивности периода возникновения и социально-генетической предрасположенности к обостренному восприятию определенных природных и социальных воздействий. Во-вторых, возникновение ценностей имеет эмоциональную основу: оценка любого явления социальной действительности всегда тесно связана с эмоцией, которой оценивается потребность в чем-либо. Импрессинг же есть впечатление, запечатление. Для возникновения ключевых ценностей характерна предметность: импрессинг связан с конкретным объектом, на который в дальнейшем направляются все жизненные силы гения. Рассмотренными чертами духовных ценностей определяется суть творческой натуры — преодолевать препятствия на пути к достижению истины — в любом из ее воплощений. Так формируется духовная потребность — потребность в духовной деятельности.

Духовные потребности как внутренние побуждения к духовному производству не возникают сами по себе, они требуют соответствующих импрессингов. События, влекущие за собой импрессинг, имеют сходство в том, что они оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на личность. Содержание же событий может быть разным: это «какие-либо наблюдения, какой-либо акт доброты, жестокости, несправедливости, какая-либо книга, фильм, разговор, жизненное происшествие»3. Без знания генетической предрасположенности и особенностей социализации личности сложно предугадать, какие именно воздействия социальной среды станут решающими в духовной жизни конкретного

человека, однако специфика социальной ситуации развития и характер наиболее частых социальных воздействий, обусловленных состоянием духовной жизни общества, позволяют предполагать их возможные последствия.

Спектр ситуаций, в любой момент могущих стать им-прессинговыми для личности, в современном обществе в сравнении с социокультурными возможностями прошлого очень богат: эмоционально заряжены ситуации живого общения, общения с произведениями искусства, ситуации, возникающие в виртуальной реальности. С другой стороны, этот спектр имеет тенденцию к сужению: духовное общение все чаще переносится в виртуальное пространство. Это качественно меняет содержание позитивных импрессинго-вых ситуаций в условиях виртуальности, а для личности, постепенно теряющей опыт непосредственного социального общения, приводит к увеличению негативных импрессингов.

Забота о создании благоприятных социальных условий для развития гениальных личностей, их самореализации — это забота о духовном здоровье и мощи общества. В. П. Эф-роимсон, рассуждая о скоплении гениев в Афинах времен Перикла, говорит о возможности создавать условия, стимулирующие формирование гениев: «Никакие генетические данные не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их современные народы. Секрет весь заключался именно в стимулирующей среде. А если это однажды произошло, следовательно, воспроизводимо и, более того, в десятки раз чаще, потому что в сотни раз шире спектр дарований, которые требуются обществу»4. Общественная ценность гениев обусловлена их непревзойденным вкладом в духовное производство: одна гениальная идея способна быстро и мощно продвинуть вперед духовную жизнь всего общества.

Рассмотрение проблем духовного производства через призму индивидуального развития, в котором особую роль играет импрессинг, определяющий специфику интересов гениальной личности, интенсивность ее деятельности и, в конечном счете, влияющий на ее продуктивность, открывает новые возможности в изучении духовных сил и перспектив современного общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб. 1995. С. 25.

2 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. URL: http:// sofik-rgi.narod.ru (дата обращения: 16.08.2013).

3 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. С. 85.

4 Его же. Предпосылки гениальности. URL: http://evolbiol.ru/efroimsom_ genial.htm (дата обращения: 17.08.2013).

Поступила 16.09.2013.

E. V. Viktorova. On the Issue of Spiritual Production in the Modern Society

Spiritual production, being universal in content, is carried out individually, therefore it can be considered in terms of development of an individual, in this case, of a creative, talented, brilliant one as we are talking about creating a new (historically unique, socially important) spiritual values.

Among the factors that determine the vector of spiritual activities of a creative personality, «impressing» is of peculiar interest which represents impression of strong influences of the social environment in the consciousness of a person providing specificity of goals and values in life of brilliant personalities in contrast to the goals of most people. Spiritual needs as inner motives to intellectual production, being given not biologically, but socially, do not arise by themselves — they require the appropriate «impressing». Formation of values determining the orientation of the personality of a potential genius is characterized by the features confirming their «impressing» nature: socio-genetic predisposition to a keen perception of certain social impacts, objectivity as a link to a specific object at which the vitality of a genius is directed further on. The described nature of spiritual values defines the essence of creativity — to overcome obstacles to the achievement of the values and goals in any of its manifestations: the scientific, artistic, religious, etc., forming a spiritual need — the need for spiritual activities.

The practical significance of the concept of «impressing» is that one of the serious problems facing modern society — to overcome insufficiency of significant spiritual achievements — cannot be solved without an analysis of a problem at the junction of the public and the private, where «impressing» finds itself as a factor of formation of spiritual needs and values.

VIKTOROVA Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Practice of Social Work, Penza State University (Penza, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная