К. В. Извеков. Социально-философский анализ защиты прав человека

К. В. ИЗВЕКОВ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ИЗВЕКОВ Кирилл Владимирович, доцент кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат философских наук.

Ключевые слова: гражданское общество, защита прав человека, механизмы правового регулирования, социальный аспект внутренней безопасности

Key words: civil society, protection of human rights, mechanisms of legal regulation, social aspect of internal security

Рассматривается проблема эффективности формирования гражданского общества и участие в этом процессе механизмов правового регулирования защиты прав человека.

The paper considers the issue of efficiency of formation of civil society and participation of the mechanisms of legal regulation for protection of human rights in this process.

Развитый уровень государственности, гражданского общества выражается в наличии эффективных механизмов правового регулирования, защиты прав человека. Механизм правового регулирования включает: нормы права, правоотношения, формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, применение права, элементы правосознания и правовой культуры.

Обеспечение правового регулирования, местного самоуправления обеспечивается посредством праворегулирующих, правоохранительных механизмов; механизмов разрешения конфликтов; идентификационных, информационных, организационных, акционных элементов процедурно-правовой регламентации поведения, правового воспитания лиц для удовлетворения законных интересов и прав населения.

От степени, качества интеграции этих механизмов зависит уровень развитости правовой государственности. В правовом государстве реализуется система гарантий прав человека, объединяющая право в объективном смысле и субъективные права граждан для трансформации обязанности и действия лиц, органов власти, общественных организаций в систему гарантий прав человека. Гарантии прав человека предполагают обеспечение нейтрализации правонарушений,  безопасности законопослушных граждан, реализацию взаимодополняющих ценностей автономии и зависимости, открытости и закрытости государства и общества.

Правовое пространство все время эволюционирует. С развитием социосферы происходит изменение ценностей, составляющих основу прав человека, изменяются содержание, формы, количество, функции прав, усиливается специализация их влияния на окружающую среду. Можно сказать, что права адаптируются к все более усложняющемуся общественному пространству.

Сильным, дееспособным оказывается то государство, где границы свободы и прав человека строго зафиксированы в законе и власть служит закону в качестве инструмента реализации и гарантии свобод и прав. Правовое государство только тогда выполняет свои функции, когда является сильным, способным не только принимать, но и соблюдать законы, обеспечивать их реализацию. Оно может последовательно сочетать основополагающие принципы прав человека, свобод входящих в него народов.

Реальность, характеризующая качество жизни населения в России на современном этапе, далеко не оптимистична. В стране продолжается депопуляция, смертность превышает рождаемость. Высока доля граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума. Растет число убийств и самоубийств, тяжелых инфекционных заболеваний, резко ухудшается здоровье детей. Последствия экологической ситуации в стране сказываются на здоровье людей, их работоспособности, интеллекте. Высока «утечка мозгов», специалистов, рабочих высшей квалификации. Национальному генофонду создается реальная угроза, в то время как его сохранение, качественное улучшение жизнедеятельности относятся к числу важнейших факторов, детерминирующих национально-государственные интересы.

То же касается и сохранения (воспроизводства населения), качественного улучшения условий жизнедеятельности людей. Сохранение национального генофонда — цель национально-государственных интересов. Реализация этих задач предполагает защитные функции по отношению к внешним и внутренним угрозам, позитивные меры, направленные на улучшение условий жизнедеятельности. Последнее включает физическое существование, материальное благополучие, сохранение, приумножение духовных ценностей, национальной культуры, демократических устоев, среды обитания и др. Р. Рэйч пишет: «Политики обычно не понимают, что реальный потенциал нации даже не в овладении и обладании определенными технологиями, а в способности граждан страны решать более комплексные задачи будущего, основываясь на способностях адекватного решения задач прошлого и настоящего»1.

Система внутренних национальных интересов должна строиться вокруг ее главного достояния — кадрового потенциала культуры, образования, квалификации. В период рыночных реформ основной ущерб нанесен как раз интеллектуальному потенциалу страны, тогда как именно с ним связываются основные надежды на возрождение и подъем. «Такой взгляд на проблему стратегических ресурсов позволяет выстроить систему внутренних экономических интересов страны и сформулировать соответствующие задачи и направления государственной политики», — отмечает Д. Кузин2.

В Японии в 60-х гг. XX в., когда был завершен послевоенный восстановительный период, общая концепция развития страны содержала более половины документов, постулирующих необходимость мобилизации, воспроизводства, накопления социального капитала нации. Достижение обществом уровня наиболее передовых стран предполагало повышение готовности и способности членов общества решать более сложные и комплексные задачи, требующие иного уровня знаний. Стимулирование творчества и инно-вационности, активное обучение кадров всех возрастных групп, создание благоприятной социальной среды для наиболее эффективного использования предпринимательства, активной конкуренции, обеспечение равных индивидуальных возможностей являлись базовыми положениями стратегии общенационального масштаба.

Социальный аспект внутренней безопасности заключается в практической реализации идеи гражданского мира и согласия в обществе, что основывается на таких показателях, как социально-демографическая структура, культурно-образовательный состав населения, единство и сплоченность нации, профессиональный уровень управленческих решений органов власти, свободное функционирование системы соци-

альной мобильности, криминогенная обстановка, удовлетворенность населения условиями жизни, уверенность, надежда на будущее, отсутствие угроз и т. д. Социальные аспекты безопасности складываются в контексте исторического опыта нации. В общей системе внутренней безопасности они играют главную, жизнеобеспечивающую роль.

Политический компонент внутренней безопасности состоит в осуществлении оценочной, экспертно-аналитической, практической деятельности, направленной на выработку политики государства, адекватной вызовам внешних и внутренних угроз, реализующей стабильное функционирование сложившейся на данный исторический момент системы политической власти, регуляцию общественной жизнедеятельности. Политические аспекты внутренней безопасности являются важнейшими с точки зрения формирования и функционирования системы внутренней безопасности. Тип политической системы и идеологическая ориентация общества в значительной мере определяют организацию власти, что оказывает влияние на принятие решений в области национальной безопасности.

Экономический компонент внутренней безопасности общества предполагает оценку, анализ, осуществление мер по ее экономическому обеспечению, созданию материально-технической инфраструктуры защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Экономические аспекты принято оценивать в контексте определения структуры и объема ресурсов, необходимых для решения проблемы внутренней безопасности.

В последние годы появилось значительное количество научных исследований, посвященных духовно-информационному компоненту внутренней безопасности. О значимости этой проблемы для России свидетельствует принятая в сентябре 2000 г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации3. Для оценки состояния внутренней безопасности общества существует такой интегрированный показатель, как развитие человеческого потенциала, включающий продолжительность жизни, уровень образования, потребления на душу населения. По сумме этих параметров Россия занимает 70-е место в мире.

Вне социальной переориентации экономики и политики на действительные нужды народа Россия не может рассчитывать на восстановление своего места среди великих экономических держав. Без этого, как показывает опыт передовых социальных государств, нет успешной современной экономики, перевода ее в постиндустриальное состояние, включая создание политических предпосылок для быстрого и устойчивого развития. Не построив социального государства, Россия не гарантирует внутреннюю безопасность4.

Внутренняя безопасность может быть оценена как состояние и свойство системы «личность — общество — государство», при котором гарантирована реализация основных прав и свобод личности и общества, законных интересов государства, и их развитие происходит на стабильной правовой основе. Под безопасностью понимается выработка ее субъектами необходимых решений и принятие на их основе действий, адекватных реальным и потенциальным угрозам. Обеспечение безопасности должно включать прогнозирование реальных и потенциальных угроз на базе полученной о них информации, своевременную их идентификацию. Эффективное обеспечение безопасности личности, общества и государства возможно тогда, когда у субъекта безопасности представления об угрозе будут соответствовать ее характеру и степени опасности.

К наиболее существенным угрозам внутренней безопасности системы «личность — общество — государство» в России следует отнести продолжающееся падение жизненного уровня населения страны, сопряженное с глубоким расслоением общества; преступность и коррупцию в обществе; межнациональные конфликты; социальные взрывы, нарушающие законность и правопорядок (асоциальный порядок). Реализация этих угроз внутренней безопасности чревата беззаконием, хаосом, распадом страны и деградацией государства, еще большим нарушением прав человека и основных международных норм, принятых современным сообществом.

Поскольку доминантой гражданского общества выступает отдельно взятая личность, несущими его конструкциями являются институты, организации, группы и т. д., призванные содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений и т. д. Институты, ассоциации служат для индивида в качестве источников власти, влияния, авторитета. Разумеется, в данном аспекте

основополагающая роль центральной ячейки общественного организма, источника влияния и авторитета сохраняется за семьей. Немаловажную роль играют родственные связи, соседские общины, профессиональные организации, творческие институты, трудовые коллективы, сословия, социальные слои, с которыми люди отождествляют себя. Другой основополагающей единицей социального действия в обществе, в том числе гражданском, является группа. Очевидная характеристика группы — функциональная взаимозависимость составляющих ее членов. Группа существует и действует в силу разделяемых всеми ее членами интересов, целей, установок, ценностей, что, в свою очередь, предполагает взаимную зависимость ее членов друг от друга в деле реализации совместных целей и интересов. Чем определеннее цели и интересы, тем вероятнее жизнеспособность и функциональная эффективность группы. Спаянность группы обеспечивается тем, что поведение всех ее членов регулируется комплексом предписываемых им (писаных или неписаных) прав и обязанностей. Любое общественное объединение предполагает статусный ряд, или ранжирование индивидуальных лиц в рамках общепринятой иерархии. Статус и иерархия зависят от изменений в установленном комплексе ролевых функций и ожиданий.

В Республике Мордовия осуществляется политика, направленная на конструктивный, творческий диалог власти и общественных организаций в поиске разрешения возникающих споров в сфере правозащитной деятельности. Развитые традиции самоорганизации граждан эффективно помогают государству осуществлять свои социальные обязательства, у власти появляются активные, инициативные, помощники. Примером может служить деятельность созданной в 1996 г. Общественной организации «Мордовский республиканский правозащитный центр» (МРПЦ). Мероприятия и акции, проводимые МРПЦ, способствуют развитию системы общественной правозащиты, выявлению нарушений властями прав человека и основных гражданских свобод.

Новой вехой в развитии правозащитной деятельности в РМ стало утверждение 26 марта 2010 г. в республике должности Уполномоченного по правам ребенка при Главе Республики Мордовия. Введение новой должности было призвано содействовать более эффективной защите прав и интересов ребенка по нескольким направлениям: обеспечение защиты прав, свобод и помощь в восстановлении нарушенных прав ребенка; содействие совершенствованию законодательства Республики Мордовия о правах ребенка и участие в разработке мероприятий по усилению социальной защищенности детей; просвещение населения о правах ребенка, формах и методах их защиты; межрегиональное сотрудничество в интересах детей.

Институт Уполномоченного по правам человека в Мордовии — одна из серьезных гарантий, которая может и должна оправдать конституционное предназначение государства и обеспечить надежды граждан. Несмотря на трудности в выполнении полномочий, в Мордовии он сформировался как действенный инструмент защиты прав и законных интересов граждан. Обращения граждан — один из главных механизмов в реализации функций Уполномоченного по правам человека в регионе.

Таким образом, эволюция норм правового пространства наводит на утверждение, что социальное развитие с неизбежностью предполагает развитие ценностей правовой культуры. В круг правового регулирования попадают новые вопросы, отражающие социальные противоречия, ситуации опровержения гуманитарных начал, призванных регулировать жизнедеятельность. В XX в. правовая культура продолжала эволюционировать, совершенствуя свой потенциал защиты личности в социальном взаимодействии. Государственные институты и гражданская самоорганизация — важные составляющие механизма становления права как гаранта безопасности личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Кузин Д. Что является главным достоянием любой развитой нации? // Вопр. экономики. 1994. № 2. С. 37—38.

2 Там же. С. 38.

3 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации 9 сентября 2000 г. // Рос. газ. 2000. 28 сент.

4 См.: Социальные императивы постиндустриализма: материалы круглого стола, проведенного в ИЭ РАН 27 ноября 1997 г. М., 1998. 113 с.

K. V. Izvekov. Socio-Philosophical Analysis of Protection of Human Rights

The level of statehood and civil society is characterized by existence of effective mechanisms of legal regulation, of protection of human rights. The mechanism of legal regulation includes: the rule of law (official rules); legal relationship (specific models of behavior for parties on the basis of regulations and legal facts); forms and acts of exercise of subjective rights and legal duties; application of the law; elements of legal awareness and legal culture.

The guarantees reflect the principle of subordination and correlation of man and society. The system of protection of human rights in the rule-of-law state consists of the set of values, regulations, organizational and power resources; their purpose is to maintain order. Accordingly, it is possible to speak of the target determination of the guarantees.

The social aspect of internal security lies in the practical realization of the idea of civil peace and accord in the society, which is based on such factors as: socio-demographic structure, cultural and educational composition of the population, unity and cohesion of the nation, professional level of management decisions by the authorities, free functioning of the system of social mobility, criminal situation, satisfaction of the population with the living conditions, confidence, hope for the future, absence of threats, etc.

In the Republic of Mordovia, the implemented general policy is aimed at constructive and creative dialogue between the authorities and public organizations in the search for resolution of disputes in the field of human rights protection. Developed traditions of self-organization of citizens effectively help the state fulfill its social obligations; the state gets active and ambitious assistants.

Evolution of regulations of the legal space leads to the assertion that social development involves cultivation of values of the legal culture. The range of legal regulation encompasses new issues that reflect social contradictions, situations of refutation of humanitarian principles meant to regulate the life activity. Not only state institutions, but also the civil self-organization are important components of the mechanism of development of law as a guarantor of personal security.

IZVEKOV Kirill Vladimirovich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

Поступила 28.05.2014.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная