Н. Д. Найденов, Е. Н. Новокшонова. Территориальное распределение инвестиций в регионе

Н. Д. НАЙДЕНОВ,  Е. Н. НОВОКШОНОВА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ

НАЙДЕНОВ Николай Дмитриевич, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Коми филиала Вятской государственной сельскохозяйственной академии, доктор экономических наук, профессор (г. Сыктывкар).

НОВОКШОНОВА Елена Николаевна, аспирант кафедры банковского дела Сыктывкарского государственного университета.

Ключевые слова: инвестиции, Республика Коми, энтропия территориального распределения инвестиций, оптимизация территориального распределения инвестиций

Key words: investments, the Republic of Komi, entropy of territorial allocation of investments, optimisation of territorial allocation of investments

Неотъемлемым элементом региональной экономической политики выступает территориальное размещение инвестиций, которое имеет важное значение в экономическом росте страны. Размещение инвестиций весьма значимо в условиях пространственных преобразований страны.

Согласно принципам либерализма, выбор локализации инвестиций определяется ранжированием мест в зависимости от наличия и стоимости факторов производства, сырья и энергии. При прочих равных условиях выбор дополняется качественными признаками факторов производства.

Необходимо также иметь в виду, что при прочих равных условиях инвестор дополнительно обременен издержками, не отделимыми от обмена, такими как транспорт, страхование, торговые издержки.

В теоретическом плане к размещению инвестиций по территории РФ существуют два подхода. Первый опирается на теорию иерархически организованной структуры поселений: города-центры и обслуживающие поселения. Второй подход основывается на предпосылке равномерности расселения. Первый подход сводится к мнению, что инвестиции следует направлять туда, где они наиболее эффективны, т. е. в точки роста, которые не многочисленны и сосредоточены в крупнейших городах, месторождениях полезных ископаемых. Второй подход предполагает направление инвестиций в соответствии с задачей выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и означает широкое использование инвестиций в отстающих и депрессивных регионах с мягкими бюджетными ограничениями. Взятые в последовательном виде оба подхода ведут страну в тупик1.

На наш взгляд, на практике необходим компромисс концепции точек роста и концепции выравнивания. Он возможен, если предпринимать усилия в поиске равномерно распределенных точек роста по территории страны и связывании этих точек инвестициями в инфраструктурные объекты. Тем самым будет достигнуто приемлемое сочетание эффективности и равномерности в размещении инвестиции без смягчения инвестиционных бюджетных ограничений.

К предложению инвестиционных ресурсов в Республике Коми можно отнести финансовые ресурсы региона за вычетом расходов на социальные нужды плюс инвестиции из-за пределов региона. К спросу на инвестиционные ресурсы можно отнести долю инвестиций в составе регионального продукта (региональный продукт минус потребление).

Следует отметить, что доля инвестиций в региональных финансовых ресурсах с 2000 по 2006 г. была довольно неустойчивой. Она колебалась от 45 до 90 %, что показывает высокую зависимость региона от поступлений внешних инвестиций. Доля инвестиций в ВРП более устойчива. Она колебалась от 26 до 47 %. Основным потребителем инвестиций в Республике Коми является нефтедобывающая отрасль. Слабая диверсификация обусловливает низкую степень устойчивости инвестиционного процесса.

При общем падении инвестиций в основной капитал на 16 % увеличили инвестиции большинство сельских районов и такие города, как Сыктывкар, Вуктыл, Сосногорск, Усинск. На падение общего объема инвестиций оказало влияние падение инвестиций в г. Ухте (45 %). В сельских районах падение инвестиций составило 81 %. Основную роль в этом падении сыграло снижение инвестиций в Княжпогостком районе (до 25 % к уровню 2006 г.)2.

Доли административно-территориальных образований по Республике Коми в 2006—2007 гг. (период, когда произошло снижение уровня инвестиций), т. е. территориальное распределение инвестиций имели ярко выраженный точечный характер. В общем объеме инвестиций существенно менялись доли Усинска, Ухты и Сыктывкара. Доля городов повышалась, доля районов снижалась. Ведущими центрами инвестиций были Ухта и Усинск.

Население Республики Коми уменьшается. Но по различным городам и районам картина неоднозначная. Выделяются две зоны: с ростом населения (Сыктывкар, Ухта, Удорский и Сыктывдинский районы) и с уменьшающимся населением (все остальные районы и города). Следует отметить, что взаимосвязи убыли населения и климатических зон нет.

Однако, как показывает наш анализ, нет прямой связи между динамикой убыли населения и инвестициями. Последние по административно-территориальным единицам на душу населения являются крайне дифференцированными. Например, в городах в 2007 г. они составили 89 202 руб., а в районах — 19 430 руб. на душу населения3. На наш взгляд, важным является метод анализа энтропии. Она показывает меру хаоса, которая складывается из взаимодействия интегрирующей, направленной на укрепление целостности явления, и дезинтегрирующей, направленной на разрушение явления, сил.

Формула  доступна в PDF версии журнала.

Расчет энтропии территориального распределения инвестиций по территории Республики Коми показал, что она составляла в 2006 г. 2,7819, а в 2007 г. — 2,942. Разница составляет 0,16, или 5 %. Отмеченные небольшие изменения в худшую сторону можно трактовать как свидетельство высокой устойчивости территориального распределения инвестиций по Республике Коми за рассматриваемый период.

Расчеты показали, что энтропия по городам составляла 1,967 в 2006 г. и 2,365 в 2007 г.; по районам — 0,554 в 2006 г. и 0,513 в 2007 г.; в зоне с приростом населения — 0,961 в 2006 г. и 0,992 в 2007 г.; в зоне с убылью населения — 1,890 в 2006 г. и 1,669 в 2007 г. Поскольку энтропии по годам несильно отличаются друг от друга, то здесь также можно сделать вывод об относительно высокой устойчивости инвестиционных процессов в республике. Но при этом нельзя не отметить, что энтропия территориального размещения инвестиций растет, что свидетельствует о необходимости принятия мер по оптимизации территориального размещения инвестиций по территории региона.

В среднем по промышленности и сельскому хозяйству в Республике Коми в 2008 г. износ основного капитала составил 55 и 70 % соответственно, а коэффициент использования производственных мощностей — 45 и 40 %. Это говорит о том, что экономика республики характеризуется слабой загруженностью производственных мощностей, неполной занятостью, низким уровнем производительности капитала не только в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, но и в отраслях, продукция которых составляет ведущие статьи регионального экспорта. Экономика Республики Коми пока не готова к замещению импорта собственной продукцией. Предложение импортозамещающих производств оказывается недостаточным для повышения устойчивости экономики региона.

В Республике Коми разработана схема размещения и развития производительных сил на период до 2020 г.4 В целом по региону формируются стратегия развития и набор проектов (программ) по реализации стратегии, что нельзя сказать о многих сельских районах. Целесообразно, на наш взгляд, формировать пакеты документов по местной инвестиционнй политике применительно к сельским населенным пунктам.

Основой государственной поддержки инвестиционной деятельностью в республике до 2020 г. являются наиболее крупные промышленные проекты со сроками окупаемости до 10 лет с общим объемом инвестиций более 410 млрд руб. (в том числе 150 млрд руб. — требуемый заемный капитал и более 300 млрд руб. — потребность для проектов развития инфраструктуры и сферы услуг). Перечень проектов включает 41 наименование. Особенно крупными являются проекты по строительству лесопромышленного комплекса в Троицко-Печорском районе республики (совокупная стоимость составляет 67 млрд руб., срок окупаемости — 13,5 лет), проект по улучшению обеспеченности ОАО «Монди Сыктыварский ЛПК» целлюлозой и оптимизации использования существующих мощностей (совокупная стоимость проекта 500 млн евро), проект строительства железнодорожной магистрали «Соликамск-Гайны — Сыктывкар — Карпогоры — Архангельск» (совокупная стоимость проекта 70 млрд руб., срок окупаемости — 6,5 лет)5.

Обеспечению эффективности инвестиционных процессов и выравниванию уровней социально-экономического развития регионов может служить методология формирования пакетов инвестиционных проектов, позволяющих изыскать финансовые источники инвестиций и обеспечить устойчивость инвестиционных процессов в территориальном аспекте путем осторожного размывания точечной локации инвестиций в Республике Коми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бочкова С.В. Методика формирования оптимального портфеля инвестиционных проектов // Вузовская наука — региону: материалы VI Всерос. науч.-техн. конф.: в 2 т. Вологда: ВоГТУ, 2008. Т. 2. С. 11—13.

2 См.: Республика Коми — 85 лет. Историко-статистический сб. Сыктывкар, 2006. С. 27.

3 См.: Краткая схема размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 г. URL: http://forumrkomi.ru/prez/ orda.ppt#28219 (дата обращения: 17.08.2009).

4 Там же.

5 См.: Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006—2010 годы и на период до 2015 года. Сыктывкар, 2006. 156 с.

Поступила 16.09.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная