A. А. Юдин. Региональные аспекты преодоления морального отчуждения

А. А. ЮДИН

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

ЮДИН Алексей Алексеевич, аспирант кафедры философии для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: отчуждение, мораль, духовная традиция, конфликт, полиэтничность, гражданственность, глобализация, гуманность, социальный капитал, региональная политика

Key words: estrangement, moral, moral tradition, conflict, poly-ethnicity, civil consciousness, globalisation, humanity, social capital, regional policy

Под отчуждением понимают трансформацию деятельности человека и ее результатов в самостоятельную социальную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Единой точки зрения на характер, истоки и пути преодоления отчуждения не существует. Оно может рассматриваться как процесс, неустранимый и имманентно присущий любой человеческой деятельности, или как процесс, характерный только для определенного исторического периода. Опыт последних лет наглядно продемонстрировал, что во всех без исключения жизненно важных социальных институтах и сферах жизни российского общества происходит крутая ломка их оснований, сопровождаемая усилением конфликтной ситуации. Иллюзии 15—20-летней давности, будто изменение форм и отношений собственности позволит преодолеть отчуждение, развеялись. Экономические преобразования породили новые формы отчуждения.

Отчуждение мы рассматриваем как комплексный процесс, укорененный во всех сферах общественной жизни, и потому решение проблемы отчуждения не может быть «парциальным». При этом, анализируя пути преодоления отчуждения, основной акцент следует сделать на духовной сфере, поскольку отчуждение есть индикатор гуманности в социальных отношениях. Существуют разногласия по поводу того, на каком уровне может проходить его снятие. Традиционно для этого предлагаются глобальные мероприятия (например, повсеместное обобществление средств производства или демократизация политического режима). На наш взгляд, преодоление отчуждения будет эффективным только в том случае, если соответствующие меры будут приниматься на региональном уровне.

Рамки статьи заставляют нас ограничиться двумя аспектами проблемы — отчуждением в социальной и духовной сферах.

Отчуждение в социальной сфере проявляет себя в виде разрыва социальных связей или конфликта индивидов, социальных групп с другими индивидами, группами или с обществом в целом. Серьезной проблемой современного общества потребления стал гипериндивидуализм, породивший иллюзию свободы, внушив, что цели, диктуемые рекламой и массовой культурой, являются истинными для свободного человека. Эта ситуация привела к дегуманизации человека, его трансформации в вещь, «машину престижного потребления».

Наиболее актуальные для современного общества пути преодоления отчуждения в социальной сфере предложены философами-коммунитаристами. А. Макинтайр призывает к тому, чтобы возродить утерянный моральный контекст, основой чего, по его мнению, являются живая традиция, практика и нарративное единство «Я». Живые традиции, как полагают коммунитаристы, складываются на основе совместной практики, в которой человек может практиковать добродетели. Макинтайр заключает: «На этой стадии важно конструирование локальных форм общества, в рамках которого гражданственность, интеллектуальная и моральная жизнь могли бы пережить века мрака, которые уже настигли нас»1.

Таким образом, для эффективного преодоления отчуждения в социальной сфере необходимы не глобальные трансформации, а «точечные» меры, проводимые на региональном уровне и заключающиеся в поддержке местных традиций и традиционных практик, культурных и национальных образов жизни, т. е. всего того, что может стать основой конструирования локальных форм общества. Региональное поликультурное пространство представляет собой не только сферу сосуществования различных этнических культур, но и возможность их диалогического взаимодействия. Для поликультурного пространства Республики Мордовия характерен богатый опыт межкультурной коммуникации. Следует отметить и длительность бесконфликтного сосуществования русских и мордвы. При этом поликультурность является важнейшей составляющей духовной жизни региона.

Отчуждение в духовной сфере охватывает все формы отчуждения человека от культуры. Оно связано с «вымыванием» нравственных начал из основных составляющих духовной культуры: религии, науки, образования, искусства, морали. Современная духовная культура пронизана отношениями отчуждения на всех своих уровнях.

Особое место в духовной сфере занимает моральное отчуждение, которое все больше проявляет себя на современном этапе. Оно с необходимостью приводит к отчуждению от нравственной сущности другого человека. Другой воспринимается как чужой, враг, препятствие или средство. Общество, где распространяется такое отчуждение, быстрыми темпами теряет социальный капитал, который выражается в доверии людей друг другу и к основным социальным институтам. Общество, не скрепленное узами доверия, способно войти в состояние хаоса. Конечно, кроме моральных ценностей, существуют другие узы, способные объединить людей. Утилитаристы, например, указывают на эгоистичный интерес и стремление к выгоде, на которых можно выстроить договорные связи, а консерваторы — на правовое принуждение. Но связи, основанные на доверии, имеют явные преимущества перед договором как своеобразным modus vivendi (состоянием взаимных уступок). По мнению Ф. Фукуямы, «членам таких коллективов не требуется подробная контрактно-правовая регламентация их отношений, потому что существующий между ними моральный консенсус является базисом их взаимного доверия»2. Если же люди отчуждены друг от друга и от нравственной сущности других, то регулировать отношения в коллективе или обществе можно будет только при помощи внешнего принуждения, страха перед наказанием или экономических стимулов.

Для преодоления отчуждения в духовной сфере необходим социальный капитал, который нельзя накопить в одиночку. Для аккумуляции такого капитала требуются поддержка сложившихся на региональном уровне традиционных связей между людьми, сохранение национальных языков, этнокультурных ценностей. Важно также поддерживать в регионе церковные общины, научные школы, учебные заведения, народные промыслы. Если в сфере культуры будет потеряно то, что складывалось веками, сформировало региональную специфику и идентичность, то человек останется наедине с глобализированными, отчужденными формами массовой культуры, стандартизированным кинематографом, примитивной музыкой, компьютерными играми и т. д.

Следует отметить, что совокупность проявлений отчуждения в материальной и духовной сферах приводит к отчуждению человека от природы. У. Бек утверждает, что «природа уже не нечто заданное и навязанное, она превратилась в продукт истории, стала в процессе естественной репродукции разрушенной, или находящейся под угрозой разрушения декорацией цивилизованного мира»3. Общество и природу уже нельзя противопоставлять, ибо в современном мире они тесно переплетены и взаимозависимы.

Отчуждение от природы, хотя и определено материальными факторами (прежде всего, развитием промышленности), все же имеет глубинные духовные основания, связанные с ценностным, моральным отношением человека к окружающему миру. Ф. И. Гиренок пишет о том, что для преодоления отчуждения требуется менять не столько материальные основания, сколько подход к природе: «Преодоление отчуждения человека от природы требует перехода от цивилизации, создаваемой под знаком полезности, к цивилизации, создаваемой в связи с сущностью человека»4.

Как представляется, мечты о создании «новой глобальной цивилизации», которая добровольно и массово откажется от потребительского отношения к природе, утопичны. Есть более реальные (хотя и далеко не простые) пути изменения ценностного сознания человека. У каждого народа в каждом регионе традиционно сложились особые практики отношения к природе, которые отражены в культурных практиках, например, особое отношение к животным, растениям, отдельным участкам дикой природы. По сути, можно говорить о региональных экологических традициях, которые необходимо всемерно развивать и поддерживать. Экологическая деятельность должна быть тесно привязана к региональным традициям и проблемам. Показательно, что лозунг современного экологического движения гласит: «Мыслить глобально, действовать локально».

Даже за пределами области морали как одной из форм общественного сознания можно говорить о моральном отчуждении. Нравственное отчуждение можно обнаружить в религии, искусстве, образовании, а также за пределами духовной сферы жизни общества — в экономике, политике, социальной сфере и даже в сфере отношения человека и природы. Можно даже сказать, что все виды отчуждения в обществе в итоге являются одновременно и формами морального отчуждения. Любое отчуждение проявляется там, где ценности отдаляются от общечеловеческих моральных целей. Экономическое отчуждение возникает там, где эффективность и прибыль становятся важнее, чем конкретный человек. Политическое отчуждение возникает тогда, когда власть становится большей ценностью, чем благо народа и т. д. Иными словами, отчуждение ярче всего проявляет себя там, где частные и инструментальные ценности выдаются за терминальные, а человек используется как средство.

Для преодоления отчуждения предлагаются различные меры, которые практически во всех случаях глобальны по своему характеру. Одни из них слишком радикальны, недейственность или опасность других показала историческая практика. Более адекватными для современного этапа социального развития представляются умеренные, реформаторские действия по преодолению отчуждения, учитывающие конкретные региональные и локальные особенности. В социальной сфере это конструирование локальных форм общества, в рамках которого могут поддерживаться ценности гражданственности, интеллектуальная и моральная жизнь. В экономике это эволюция рабочих в сохозяев, расширение возможностей их влияния на вопросы производства и распределения, гуманизация труда и его приспособление к региональным особенностям. В политике это соучастие в политическом процессе через механизмы демократии и участие в региональных ассоциациях гражданского общества. В духовной сфере это накопление социального капитала, т. е. укрепление социальных связей, основанных на доверии.

Во всех этих мерах, несмотря на их разнообразие, присутствует нечто общее. Отчуждение нельзя снять «сверху». Оно нечувствительно к глобальным проектам, общегосударственным программам, революционным трансформациям. Историческая практика показала, что все масштабные преобразования, которые должны были уничтожить отчуждение, возвратив человеку его родовую природу, завершались только усилением отчуждения.

Ликвидация отчуждения на деле всегда идет «снизу». Она начинается на уровне личного морального выбора, кристаллизуется в локальных сообществах и поддерживается мерами региональной политики. Отчуждение преодолевается в действиях органов местного самоуправления, локальных ассоциаций гражданского общества, в мероприятиях регионального уровня. Все действенные меры — это не меры глобального характера, а конкретные региональные мероприятия, которые опираются на живую экономическую, социальную, политическую практику и учитывают сложившиеся в регионе традиции моральных отношений.

Конечно, государство может способствовать снижению отчуждения в различных сферах общественной жизни, но оно может сделать это не при помощи административных мер, а в ходе косвенных действий, к которым следует отнести поддержку локальных сообществ, традиционных практик и образов жизни. При этом такие меры будут тем действеннее, чем серьезнее будет учитываться региональный контекст формирования и функционирования таких сообществ. В сложившихся условиях для нашего государства особое значение приобретает идея возвращения к национальным корням, к этнической нравственности, т. е. к такой системе норм, которая основывалась бы на традиционном национальном мировоззрении. Это мировоззрение должно стать основой воспитания нравственной ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общероссийскими и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализации в современных социокультурных условиях регионов на основе идей гражданственности, патриотизма, уважения прав человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали. М., 2000. С. 355.

2 Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. С. 53.

3 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. С. 98.

4 Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994. С. 342.

Поступила 17.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная