Л. В. Пустынникова. Развитие молодежного общественного движения на территории городского округа г. Саров

Л. В. ПУСТЫННИКОВА

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА г. САРОВ

ПУСТЫННИКОВА Лариса Владимировна, заместитель директора департамента по делам молодежи и спорта администрации г. Сарова.

Ключевые слова: молодежь, молодежное общественное движение, организация, материальные и духовные потребности, знания и умения

Key words: youth, youth social movement, organisation, material and moral needs, knowledge and skills

Поколение молодых, живущих в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. В то же время молодые люди живут ожиданием, занимая пассивную, иждивенческую позицию. Ждут от государства и общества удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Действовать и решать поставленные задачи можно лишь при объединении усилий, именно здесь важна роль детских и молодежных общественных объединений, в которых создается возможность для молодого человека проявить свои лидерские качества и организаторские навыки, получить те знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни.

Исследование мнений детей и молодежи в г. Сарове позволило выявить, что большинство из них хочет состоять в каких-либо организациях: сверстников по интересам (53,4 %); спортивных (39,5 %); досуговых (32,9 %); профессиональных (30,2 %); информационных (17,5 %); политических (8 %). Молодые люди (14—18 лет), участники социологического исследования «Молодежь Сарова», считают, что для решения своих проблем и защиты своих интересов следует объединиться в сильную организацию (43,4 %). На вопрос «Что привлекает в общественном объединении?» ответ «общение с друзьями» указали 28 %, «могу найти друга» — 26 %, «здесь всегда поддержат» — 20 %, «меня ценят как человека» — 12 %; «могу научиться тому, что мне нравится» — 9 %; «могу делать полезное дело» — 6 %. Иными словами, в общественное объединение молодой человек приходит, чтобы чувствовать себя защищенным, являться носителем не абстрактной функции «воспитанник», «студент», «работник», «член общественной организации», а быть личностью.

Современный этап развития молодежного движения г. Са-рова характеризуется многообразием общественных объединений: по составу, структуре, организационному строению, программному содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику. В Сарове действуют 25 детских и молодежных общественных объединений (4 из них имеют статус юридического лица различной направленности), объединяющих более 5 300 чел.

Система общественных объединений представлена как субъект различных сфер жизнедеятельности: социальной, образовательной, культурной, спортивной. Классифицировать все общественные объединения города можно по задачам, которые ставят перед собой дети и взрослые, молодежь. В особую группу можно выделить молодежные физкуль-турно-спортивные объединения (лига пешей ходьбы «Феникс», мотоклуб «VAGABONG MC», клуб роллеров «Sarov Style» и т. д.); гражданско-патриотические объединения (военно-патриотический клуб «Мужество», Саровский союз ветеранов Афганистана и Чечни, отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Витязь», военно-спортивный клуб «Гром», военно-патриотическое объединение «Юнармеец», ассоциация ролевого моделирования и реконструкции).

Поддержка талантливой молодежи, развитие художественного творчества являются основными направлениями в деятельности общественных объединений эстетического профиля: клуб самодеятельной песни «Поиск», городская лига КВН, общественное объединение «Детский театр моды „Русь"», городская юношеская газета «Нескучный парк», общественное объединение «Молодежный музыкальный центр», «Саровские Райтинги» и т. д.

Убежденность молодежи в необходимости повышения конкурентоспособности на рынке труда, создание условий для занятости молодежи, содействие профессиональной ориентации свидетельствуют о тенденции роста количества профессиональных объединений: Ассоциация компьютерного спорта, Ассоциация студентов СарФТИ, молодежное объединение «Детские сады Сарова», профсоюзные организации, в которых работают комиссии по работе с молодежью; Совет молодых ученых и специалистов ВНИИЭФ; общественное объединение студентов Саровского медицинского колледжа «Vita». Социально-лидерское направление представляют Союз старшеклассников «СтаТУС» (Старшеклассники Творят Узнают Создают), Союз детских организаций, городской клуб волонтеров «Инсайт», объединение молодежи с ОВЗ «Лотос», автономная некоммерческая организация «Родник» и т. д.

Долгое время у Сарова не было истории из-за особого режима секретности. В настоящее время город начинает играть более заметную роль в духовном и культурном возрождении России. Это связано с расположенным в городе памятником федерального значения — монастырским комплексом «Саровская пустынь», подвижнической деятельностью преподобного Серафима Саровского. Тема возрождения монастыря в Сарове волнует многих горожан. Одни радуются восстановлению исторической цепи развития, другие за этим настороженно наблюдают. Молодежь также реагирует на эти изменения. В 2001 г. в городе появилось общественное объединение молодежи, участвовавшей в проекте «Золотое кольцо», а в 2005 г. — религиозное общественное объединение «Витязи».

Желая сохранить себя, некоторые неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, самоизолируются, отгораживаются от внешних влияний. Это объединения бомберов, готов, представители хип-хоп культуры, скинхеды, эмо, паркур, фрирайдеры. Это малочисленные группы характеризуются неравновесностью. Если при создании позитивных общественных объединений инициатива создания может исходить как «сверху» (от органов государственной власти), так и «снизу» (непосредственно от молодежи), то в случае возникновения молодежных субкультурных объединений органы власти должны оперативно реагировать на их появление и включаться в координацию их деятельности, привлекая их к организации городских праздников, фестивалей, соревнований. У ребят появляется чувство уверенности в себе, обнаруживается общность интересов, рождаются совместные проекты. Так, в городе появились проекты «Урбания» и акция «Внимание, мотоциклист».

Анализ практической деятельности общественных объединений показал, что она состоит в основном из нескольких направлений: организация и проведение коллективно-творческих мероприятий (конкурсов, соревнований, конференций, концертов и т. д.); адаптация детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях образовательных учреждений (деятельность волонтерских отрядов, акции, молодежная горячая линия, общение с детьми и молодежью, имеющих ограничения здоровья); имитационные и деловые игры, воссоздающие реальные социальные отношения; проведение социально значимых мероприятий (акция «Георгиевская ленточка», «Преодоление», «С праздником, солдат!», «Дети детям», проведение Дня памяти и скорби и т. д.); информирование молодежи о потенциальных возможностях саморазвития и проявления созидательной активности.

С 2005 г. систематически выпускается юношеская газета «Нескучный парк», распространяемая через общественные объединения и передающаяся из рук в руки. Издается студенческая газета «Свой курс». Реализация молодежной политики освещается на городском телевидении и радио. Действует официальный сайт www.dmis/sarov-online.ru, у многих общественных объединений также есть свои сайты. Работает молодежный телефон доверия, на котором регулярно проводятся горячие телефонные линии «Ровесник — ровеснику», опросы по вопросам молодежной проблематики. Для методической помощи руководителям общественных объединений департамент по делам молодежи выпускает информационно-методические сборники.

Задачей органов местного самоуправления является создание условий не только для выявления и удовлетворения различных потребностей и интересов молодого человека, но и их формирования. Каждое общественное объединение стремится привлечь к своей деятельности ребят из других объединений города. Кроме того, есть пять «обязательных» мероприятий, в которых участвуют все общественные объединения (День единых действий, Весенняя неделя добра, День молодежи, молодежный форум, акция «Подарок другу»). Таким образом, с одной стороны, обеспечивается реализация интересов и потребностей молодежи, с другой — общественное объединение способствует формированию у них готовности к совместной реализации социальных функций в обществе.

В 1996 г. на городской конференции «Реализация программ деятельности детских и молодежных организаций» были подписаны первые договоры о сотрудничестве между общественными объединениями и социальными партнерами, которые положили начало долголетней дружбе и эффективному межведомственному взаимодействию. Общественные объединения размещаются на базе учреждений сферы образования, культуры, спорта, молодежной политики. Отношения между учреждениями, на базе которых размещены общественные объединения, с самого начала строились на договорной основе. В договоре определены приоритеты совместной деятельности, разграничены компетенции сторон в отношении друг друга, а также включены организационные, методические, управленческие и содержательные стороны взаимодействия.

В основе механизма взаимодействия государственных и общественных структур лежат заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении возникающих сложностей, решение которых поодиночке неэффективно; стремление к поиску оптимальных решений образовательных и социальных задач; конструктивное сотрудничество между государственным и общественным сектором; правовая обоснованность совместной деятельности.

В начале 2000-х гг. началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур. По инициативе молодежи создан Совет молодежных общественных объединений, в который вошли руководители всех молодежных общественных объединений, специалисты департамента по делам молодежи и его подведомственных объединений. Совет является добровольным, самоуправляемым формированием.

Через три года возникла необходимость скоординировать деятельность структурных подразделений администрации г. Сарова, муниципальных учреждений и предприятий, организаций города, молодежных общественных объединений (федераций, ассоциаций, клубов и др.) по вопросам развития молодежной политики в г. Сарове, найти механизмы включения молодежи в социальную практику, создать условия для участия молодежи в разработке рекомендаций, предложений, нормативных документов для муниципальных и иных

структур, направленных на улучшение работы в области молодежной политики, в том числе по вопросам финансирования. Распоряжением главы администрации создан Совет молодежных общественных объединений и работников сферы молодежной политики при главе администрации. Члены Совета были сформированы по принципу выборности из числа представителей исполнительной и законодательной власти, специалистов, работающих с молодежью, и представителей общественных объединений.

Основными источниками материальных ресурсов являются средства местного бюджета, предусмотренные Программой «Молодежь Сарова». Согласно ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе предоставление льгот; полное или частичное освобождение от платы за пользование муниципальным имуществом; размещение среди некоммерческих организаций социального заказа в порядке, предусмотренном 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; целевое финансирование отдельных общественно полезных программ и социальных проектов победителей конкурса (гранты); заключение любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; бюджетным кодексом РФ ст. 69.1 регулируются размеры субсидий некоммерческим организациям на оказание услуг.

Второй источник финансирования деятельности общественных объединений — привлечение спонсорской помощи со стороны бизнеса и участие в различного вида грантовых конкурсах. При этом следует иметь в виду, что потенциальный спонсор будет готов предоставить деньги и другие ресурсы только тогда, когда он увидит перед собой проект, бизнес-план той акации, для которой запрашиваются средства. Органы власти в данном случае могут способствовать проведению переговоров с потенциальными благотворителями, а также содействовать оформлению заявки, направлению рекомендательных писем.

При любом механизме поддержки важно обеспечить конкурсную основу предоставления ресурсов. Именно технология конкурсного отбора позволят сделать распределение средств прозрачным, а экспертам и спонсорам определить наиболее интересные добровольческие инициативы по решению социальных проблем. Для стимулирования деятельности общественных объединений и поддержки реализации социальных проектов на муниципальном уровне проводится ежегодный конкурс социальных проектов. Это позволяет приучить общественные объединения к проектному оформлению своих инициатив, а также научить профессионально распоряжаться средствами и имуществом. Помимо прямой финансовой поддержки, возможны другие формы поддержки деятельности общественных объединений: предоставление материальных и информационно-методических ресурсов для проведения мероприятий, создание благоприятного имиджа общественного объединения.

С целью поддержки социальных позитивных инициатив проводятся конкурсы «Молодость Сарова», «Лидер XXI века», слет Союза детских организаций «Сияющие звезды», сбор клубных активов и волонтерских отрядов, профильная смена для лидеров Союза старшеклассников «СтаТУС» и Ассоциации Студентов. Наличие системы работы по поддержке добровольчества ставит вопрос об оценке результативности деятельности. Существуют три основные направления оценки: количественная оценка (количество мероприятий, привлеченных добровольцев, благополучателей); финансовая оценка (количество привлеченных средств, структура источников финансирования); оценка обществом (участие и победы в областных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях и акциях, награды и поощрения (грамоты), признание власти).

Общественные объединения Сарова нашли свое место в социальном пространстве, они не подменяют социальные и образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта как социальные институты, а через присущие им формы и методы работы создают необходимые условия для самореализации и саморазвития личности юных горожан, апробации приобретенных ими знаний в реальной жизни.

Поступила 03.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная