Н. Н. Семенова, О. И. Еремина. Государственная инвестиционная поддержка сельского хозяйства региона

Н. Н. СЕМЕНОВА О. И. ЕРЕМИНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

 

СЕМЕНОВА Надежда Николаевна доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ЕРЕМИНА Ольга Ивановна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: государственная поддержка, инвестиции, сельское хозяйство, государственная программа, приоритетный национальный проект

Key words: state support, investments, agriculture, state programme, priority national project

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России и определяет состояние всего народно-хозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Необходимо отметить, что ведущая отрасль АПК — это сельское хозяйство.

Независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов организации сельское хозяйство имеет специфические, присущие только ему особенности, существенно отличающие его от других отраслей. Они наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством происходящих процессов. К ним относятся сезонный характер сельскохозяйственного производства; использование природных ресурсов, состояние которых может непредсказуемо измениться; немонопольный характер сельскохозяйственного производства; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; экологизация сельскохозяйственного производства; значительный размер капитальных затрат на осушение, орошение земель, реконструкцию действующих мелиоративных систем, известкование почв, что отражается на себестоимости и цене сельскохозяйственной продукции; слабая привлекательность сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство (из-за высокой капиталоемкости отрасли, низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости)1.

Следует отметить, что агропромышленный комплекс занимает особое место, не позволяющее в силу его специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. В результате сельское хозяйство оказывается в ущемленном, неравноправном положении по сравнению с другими сферами. Такая ситуация обусловлена самим рыночным механизмом, при котором цены в монополизированном секторе промышленности растут быстрее, чем в немонополизированном аграрном секторе. В результате сельское хозяйство оказывается в «ценовых тисках» как внутри самого АПК, так и в рамках народно-хозяйственного комплекса. Однако нельзя забывать о том, что сельское хозяйство, требуя единовременно крупных вложений для начала производственного процесса, имеет замедленный оборот капитала и более продолжительный период окупаемости вложений, чем другие отрасли, что в большей степени и сдерживает приток капитала в отрасль.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана также и тем, что инновационный процесс в этой отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в промышленности. В результате производительность труда в промышленности растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли. Все это приводит к тому, что себестоимость сельскохозяйственной продукции не снижается, а существенно увеличивается.

В итоге относительные доходы промышленников растут, а сельскохозяйственных товаропроизводителей — падают.

Специфика функционирования сельскохозяйственных организаций предполагает существенное участие государства в регулировании их деятельности и обеспечении финансовой устойчивости. У сельского хозяйства есть особенность, которая состоит в том, что приток денежных средств из государственного бюджета должен превышать их отток в бюджет благодаря государственной поддержке.

Во всех развитых странах с помощью различных экономических и финансовых механизмов и приемов (дотации и компенсации, освобождение от налогов, кредитование с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляется стабильная государственная поддержка сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе тех, которые являются несоизмеримыми по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но и экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно, поддерживая уровень продовольственной безопасности своих стран.

На наш взгляд, развитие сельского хозяйства в России должно стать альтернативой сырьевой экономики и обеспечить продовольственную независимость страны. В экономической политике государства приоритетное развитие сельского хозяйства нашло отражение в ряде нормативно-правовых документов. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий осуществляются по нескольким направлениям: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве и развитие племенного животноводства и элитного семеноводства; обеспечение производства продукции животноводства, закладки многолетних насаждений и уход за ними, обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятий по повышению плодородия почв, устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог; предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики2.

В 2006—2007 гг. в Республике Мордовия, как в целом по России, реализовывался приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие АПК», который включает в себя три основные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение жильем молодых специалистов (их семей) на селе. Необходимость разработки таких комплексных мероприятий в сельском хозяйстве обусловили общий кризис в 90-х гг. и неудовлетворительная ситуация, сложившаяся на селе к началу XXI в. Однако осуществлению действенной экономической политики в то время препятствовало то, что на протяжении многих лет власти не удавалось сделать однозначный выбор в пользу конкретных направлений и мер бюджетной поддержки сельского хозяйства.

Для развития сельскохозяйственной отрасли экономики Мордовии, повышения эффективности производства продукции животноводства, стимулирования развития малых форм хозяйствования, улучшения занятости и благосостояния сельских жителей было заключено Генеральное соглашение о сотрудничестве по его реализации между Правительством РМ и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк». Предметом соглашения стало сотрудничество сторон, направленное на выполнение проекта, поддержку и финансовое развитие сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных и фермерских хозяйств, а также на улучшение условий проживания на селе, реализуемое через совместные программы финансирования и кредитования.

Благодаря расширяющейся государственной инвестиционной поддержке агропромышленный комплекс республики имеет положительную тенденцию производственно-экономического развития. Производство продукции сельского хозяйства за два года реализации проекта в республике увеличилось на 30 % и составило в 2007 г. 20,8 млрд руб.3

В 2006—2007 гг. в реализации ПНП приняли участие 80 сельскохозяйственных предприятий Мордовии, которыми осуществлялись 92 инвестиционных проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов. В рамках проекта были заключены договоры на получение инвестиционных кредитов сроком до 8 лет на 4,4 млрд руб. Благодаря проекту в республике были введены в эксплуатацию 47 животноводческих комплексов.

В реализации второго направления ПНП «Развитие АПК» в Мордовии участвуют более 18 тыс. личных подсобных хозяйств (10,6 % от их общего количества), 144 крестьянских (фермерских) хозяйств. На начало 2008 г. в республике организованы 237 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 145 из них получили кредиты. За два года реализации национального проекта малые формы хозяйствования в Мордовии в совокупности получили кредитов в размере 2,6 млрд руб. Объем кредитования в 2007 г. составил 1 751,8 тыс. руб., число заемщиков превысило 12 тыс. По сравнению с 2006 г. объем кредитования увеличился более чем в два раза, в том числе по ЛПХ — на 96 %, по потребительским кооперативам — в 4 раза, по КФХ снизился на 13 %. Владельцы личных подсобных хозяйств заключили 12 785 кредитных договоров на общую сумму 1 009 366 тыс. руб.

Средний размер суммы кредита, приходящийся на 1 кредитный договор с ЛПХ, составил 78,9 тыс. руб., с КФХ — 1,1 млн руб., с СХПК — 5,5 млн руб. кредитных средств. Удельный вес ЛПХ в общей сумме привлеченных кредитов в 2007 г. составляет 57,6 %, КФХ — 7,2 %, СХПК — 35,2 %.

На субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, полученным ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2006—2007 гг. из федерального бюджета выделены 204,4 млн руб., из республиканского — 10,6 млн руб. Особую роль в реализации проекта играет ОАО «Россельхозбанк». На его долю пришлись 76,9 % выданных в Мордовии кредитов, на долю Сбербанка — 18,4 % от общей суммы кредитов для малых форм хозяйствования, АКТИВ БАНКА — 1,7 %.

Несмотря на увеличение общей суммы средств, направленных на финансирование сельского хозяйства в области кредитования, льготные кредиты могут получить лишь хозяйства, которые удовлетворяют свои текущие потребности в финансах. Неплатежеспособность и огромная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций в значительной степени являются следствием привлечения кредитов на простое воспроизводство и отсутствие средств на их погашение, т. е. большинство хозяйств не может обеспечить возврат средств, привлеченных на решение текущих задач. Поэтому использование кредитных ресурсов является обоснованным лишь при условии, что деятельность предприятия платежеспособна. Далеко не все прибыльные сельскохозяйственные организации можно считать платежеспособными, так как у большинства из них имеется огромная кредиторская задолженность, а той прибыли, которую они получают, не хватает даже на текущие нужды. В силу этих обстоятельств ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей остается без кредитов.

В рамках реализации стратегии устойчивого развития АПК важное значение имеет принятая в 2007 г. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.». В ней намечены три основные цели: устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов4.

В результате реализации программы предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008—2012 гг. до 946,8 млрд руб. В плане ресурсного обеспечения этой программы на указанные цели предусматривается выделение значительных финансовых средств. В 2008—2012 гг. общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд руб. Для формирования консолидирован-

ного бюджета программы субъектами РФ предусматривается выделение из бюджетов субъектов 544,3 млрд руб., в том числе в 2008 г. — 83 млрд руб., 2009 г. — 99,4 млрд руб., 2010 г. — 108,3 млрд руб., 2011 г. — 121,2 млрд руб. 2012 г. — 132,4 млрд руб.

За 2008 г. малыми формами хозяйствования в рамках госпрограммы Мордовии было привлечено кредитов на сумму 1,34 млрд руб. Доля ЛПХ в общей сумме привлеченных кредитов составляет 42 %. Увеличивается также кредитный портфель КФХ (9 %), СХПК (49 %) и крупных кредитов, которые идут на реализацию масштабных проектов предприятий аграрного сектора. За 2008 г. КФХ заключено 77 кредитных договоров на сумму 123 млн руб., владельцами личных подворий — 4 942 кредитных договоров на общую сумму 559 млн руб., 121 договор заключили потребительские кооперативы на сумму 663 млн руб. Сумма привлеченных кредитов по малым формам хозяйствования на одного сельского жителя республики в рамках реализации программы за 2008 г. составила в среднем 4 070 руб. (прогноз выполнен на 87,9 %).

В 2009 г. в связи с кризисной ситуацией в стране и регионе мероприятия госпрограммы были профинансированы лишь на 84,2 %, или на 2 986,2 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на 88,9 %, республиканского — 72,5 %, средств местных бюджетов — 76,0 %, или на 2 206,8 млн руб., 661,2 млн руб. и 118,2 млн руб. соответственно. Отметим, что направление «Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» профинансировано не было. «Устойчивое развитие сельских территорий» было профинансировано на 64,6 %, или 300,3 млн руб.; «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» — на 83,4 %, или 413,6 млн руб.; «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» — на 73,5 %, или 329,5 млн руб.; «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» — на 91,2 %, или 1 942,8 млн руб.

В 2010 г. в сельское хозяйство республики продолжается поступление энергонасыщенной и ресурсосберегающей техники. Всего за период реализации программы будут приобретены более 3 520 тракторов и 878 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 70,8 %, зерноуборочных комбайнов — 70,4 % (к уровню 2006 г.). Учитывая, что республика полностью обеспечивает себя продукцией животноводства, рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 г. увеличить вывоз мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) с 33 % от объемов производства в 2006 г. до 48 % в 2012 г., молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — с 38 до 54 %.

Следует отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции стабилизации и повышения эффективности агропромышленного производства. Целевые показатели ПНП «Развитие АПК» на 2006—2007 гг. выполнены. В программу развития сельского хозяйства на предстоящее пятилетие вошли все направления этого проекта и реализуемые федеральные целевые программы по социальному развитию села и повышению плодородия почв. Вместе с тем кризис в мировой продовольственной системе и неутешительные прогнозы на ближайшую перспективу вызывают необходимость принятия дополнительных, более радикальных мер по защите населения страны от потрясений в мировой экономике.

Улучшение ситуации видится в разработке и использовании новых организационных и экономических механизмов. Такие механизмы, на наш взгляд, должны иметь мобилизационную направленность за счет более активного участия государства в трех ключевых звеньях инновационного процесса: разработка и освоение новых видов техники и технологий, продвижение их на рынок, освоение инноваций в сельскохозяйственных предприятиях. В этих звеньях должны появиться новые организационные структуры.

Необходимо создать государственно-частную корпорацию по разработке и производству современной техники. Такая корпорация может действовать по образцу создаваемых корпораций в судостроении и авиастроении. В настоящее время начинает возрождаться рынок сельскохозяйственной техники. В 2007 г. сельскохозяйственные организации приобрели 15 тыс. тракторов и 6,5 тыс. зерноуборочных комбайнов. Большая часть приобретенной техники — это техника иностранного производства. Ориентация на использование импортной техники и импортных технологий не дает возможности укреплять отечественный научно-технический потенциал.

Важно организовать новые и поддержать действующие компании по разработке и внедрению новых технологий по отраслям сельскохозяйственного производства. Такие организации могут создаваться с участием государственных научных учреждений; передовых хозяйств, освоивших инновационные технологии и готовых их реализовать в другие хозяйства; частных фирм по реализации семян; отдельных видов техники и другой научно-технической продукции. На рынке действуют разрозненные фирмы. Научные учреждения пока не могут обеспечить современный маркетинг. Между ними и сельскохозяйственными товаропроизводителями действуют многочисленные посредники, удорожающие инновационную продукцию. Участие науки в таких комплексных компаниях будет способствовать востребованности уже выполненных разработок и дополнительному финансированию новых. Неразвитость внедренческих структур приводит к тому, что отечественный рынок инноваций все в большей мере захватывают западные фирмы.

В сельскохозяйственном производстве должны получить распространение организационные структуры холдингового типа, способные привлечь крупные инвестиции и осуществить модернизацию хозяйств с отсталой материально-технической базой. Как показала практика, частные решения по поддержке несостоятельных хозяйств (пролонгация долгов, выделение субсидий, строительство жилья для отдельных специалистов) в большинстве случаев малоэффективны. В таких хозяйствах подвержены деградации материально-техническая база, кадровый потенциал, система организации и управления производством. Существует необходимость выработки специальной государственной политики в отношении этих хозяйств. В настоящее время они лишены возможности участия в реализации принятого национального проекта и государственной программы по развитию сельского хозяйства, поскольку не могут выполнить условия, заложенные в механизмах финансирования.

Целесообразно осуществить на федеральном уровне мероприятия по стимулированию объединительных и поглотительных процессов в сельском хозяйстве. В настоящее время ситуация выглядит, с точки зрения потенциального инвестора, абсурдно. Помимо средств для восстановления утерянного за годы реформ материально-технического потенциала присоединяемых хозяйств, инвестора ждет малопривлекательная перспектива расплачиваться за долги, к накоплению которых он не имел никакого отношения. Для экономического развития отсталых производств частным инвесторам необходимо предоставить налоговые льготы. К сожалению, налоговая система государства носит преимущественно фискальный характер. Хотя в сельском хозяйстве она считается щадящей, но для убыточных и низкорентабельных хозяйств является непосильной.

Таким образом, более широкое использование целевых программ и национальных проектов в АПК позволит расширить горизонты финансирования этого сектора экономики. Вполне ощутимый результат в дополнение к бюджетному финансированию дает развитие краткосрочного и среднесрочного кредитования села с бюджетной компенсацией процентных выплат. Все это создает возможности для накопления собственных финансовых ресурсов и дальнейшего развития агропромышленного комплекса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Семенова Н.Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории и практики. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 7—8.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3 См.: Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Мордовия: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по РМ. Саранск, 2008. 24 с.

4 См.: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Поступила 07.04.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная