З. Н. Хабибуллина. Диалог мировоззрений «Восток — Запад — Россия» через призму русского космизма
З. Н. ХАБИБУЛЛИНА
ДИАЛОГ МИРОВОЗЗРЕНИЙ «ВОСТОК — ЗАПАД — РОССИЯ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РУССКОГО КОСМИЗМА
XАБИБУЛЛИНА Зиля Наиловна, докторант кафедры онтологии и теории познания Башкирского государственного университета.
Ключевые слова: Восток, Запад, русский космизм, цивилизация, идеал, мировоззрение, глобализация, человек
Key words: the East, the West: Russian cos-mism, civilisation, ideal, ideology, globalisation, human being
Кризис общецивилизационного характера, все острее ощущаемый современным мировоззрением, заставляет обращаться к поискам альтернативных возможностей развития общества. Сегодня в условиях глобализации поиска новых возможностей цивилизационного развития более актуальным становится диалог культур, интенсивное взаимодействие различных философских идей. Может быть, это и есть начало эпохи великого синтеза духовных традиций Востока и Запада, идеал которого отстаивал В. С. Соловьев и другие русские философы. Долгое время научная рациональность и стратегия технологической деятельности, составляющие доминанту западной цивилизации, противостояли восточному типу мышления и действия. Но во второй половине XX в. в недрах техногенной культуры стали активно формироваться новые мировоззренческие образы, которые стали перекликаться с идеями Востока, хотя и возникали в русле иной культурной традиции.
Речь идет о тех принципиально новых идеях современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека. В современной науке сформировалось новое видение природной среды, в которой протекает жизнедеятельность людей. Природа рассматривается не как механическая система, а как целостный живой организм, преобразование которого человеком может проходить лишь в определенных границах.
Рациональное постижение мира было своеобразной доминирующей программой развития новоевропейской мысли, например, ярко выраженной в гегелевском рационализме или в проектах марксизма, согласно которым можно строить жизнь по некоему проекту, преобразуя социальные объекты и даже управляя развитием личности на основе знания законов социального развития. Эти идеи органично вписаны в рамки культурной традиции, которая породила современную техногенную цивилизацию, ее позитивные достижения и ее негативные результаты (современные глобальные кризисы).
На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов, здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности.
После того как сформировались и вошли в научную картину мира представления о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, после становления и развития идей В. И. Вернадского о биосфере как целостной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли, после развития современной экологии это новое понимание непосредственной сферы человеческой жизнедеятельности как организма (а не как механической системы) стало научным принципом, обоснованным многочисленными конкретными теориями и фактами.
Новое понимание природы стимулировало поиск новых идеалов человеческого отношения к природе, которые претендуют на то, чтобы стать духовным основанием для решения современных глобальных проблем. Активно разрабатываются идеи, которые рассматривают человека не как властелина природы и центр мироздания, а как существо, включенное в многообразие жизни, как неотъемлемую часть живого, соотносящуюся с другими его частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимности.
Представления о мире как едином организме, все части которого влияют друг на друга, можно обнаружить практически во всех традиционных космологиях Востока. В этих культурах полагался идеал внутреннего единства и гармонии человека и природы. Это единство выражали принцип даосизма и конфуцианства «одно во всем и все в одном» и буддистское учение о дхарме, где все элементы дхармы полагались равносильными и связанными между собой. Мир не воспринимался здесь как дуально разделенный на природный и человеческий мир, а рассматривался как целостный организм, части которого находятся в своеобразной резонансной связи между собой.
В современной научной картине мира, ассимилирующей достижения синергетики, формируется новое понимание взаимодействия частей целого и согласованности их изменений. Ситуация освоения в познании и практике сложных развивающихся систем по-новому ставит проблему демаркации между истиной и нравственностью, целерациональным и интуитивным действием, которые резко различали западную и восточную культурные традиции. Необходимость тесной связи истины и нравственности, возникающая при освоении сложных систем, неожиданно перекликается с традициями древних восточных культур. В этих культурах полагалось, что для того чтобы истина открылась человеку, ему необходимо нравственное самовоспитание.
В поиске новой системы ценностей, в становлении планетарного мышления, основанного на толерантности и диалоге культур, важную роль может сыграть не только восточная, но и русская философская традиция. На современном этапе отечественная мысль предпринимает попытки осуществления анализа этих идей под углом зрения сценариев современного цивилизационного развития. Подтверждением тому является философия русского космизма, которая обладает чертами творчески-созидательного характера социальных проектов — переустройства общества на основе определенного идеала. Такой идеал обладает определенными позитивными и конструктивными функциями, на основе которых осуществляется интенсивный поиск новых ценностных ориентиров.
В современной ситуации перед лицом экологического кризиса поиск «общего дела» как регуляции отношений человека и остального мира уже приобретает важное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира.
Новые мировоззренческие идеи, возникшие в западной культуре во второй половине XX в. и опирающиеся на современные научные представления об окружающей человека природной среде, перекликаются с мировоззренческими установками восточных культур, а также философией русского космизма. В философии космизма, развивавшей идеи единства человека и Космоса (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.), есть немалый эвристический потенциал. В ней, при всем многообразии подходов, можно выделить общие идеи и тематические мотивы, которые оказываются созвучными современным мировоззренческим поискам.
Человек и жизнь на земле рассматриваются как результат космической эволюции. Но развитие человека и его разума на определенном этапе эволюции начинает оказывать всевозрастающее влияние на природные процессы, что позволило русским космистам отстаивать принцип не только прямой, но и обратной связи между человеком и Космосом. В качестве идеала полагалось такая деятельность людей, которая обеспечивает гармонизацию человека и природы. Условием реализации этого идеала русские философы считали единение человечества в планетарную общность и его духовное развитие, основанное на понимании органической целостности Космоса.
Многие из этих идей близки представлениям о человеке и мире, развитым в традиционных восточных культурах. Но в восточных культурах ценность природы доминирует над ценностью человека. Вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько вовнутрь, на самовоспитание и самоограничение, которые призваны обеспечить адаптацию человека к природному целому. Человек не воспринимается здесь как выделенный из природы ее особый компонент, он включен в круговорот Космоса. Человек ориентирован на улучшение самого себя как части мира, на самопознание и поиск гармонии в себе, постижение истины не умом, а духом на уровне, не подвластном рациональному исследованию.
В западной культуре ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы. Присуще жесткое отделение умственного и физического труда. Человек рассматривается как особая одухотворенная часть природы.
Вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира и подчинение его человеку. Полагалось, что поле деятельности человека, опирающегося на рациональное знание законов природы, будет прагматичным, целесообразным и безграничным. Познание закономерностей здесь осуществляется в основном путем разумного обобщения и достижения истины в процессе научного исследования.
Философия русского космизма не разделяет целиком ни первое, ни второе понимание, а сочетает в себе эти две тенденции. Это и фундаментальное уважение к миру как самостоятельной реальности, и чувство глубокой включенности в него (Восток), и «величайшая потенция коренного преобразования мира», страстное стремление к действию, активности, базирующейся на уверенности в возможности совершенствования Космоса (Запад). Основанием подобной позиции в философии являются всеединство В. С. Соловьева и идея очеловечивания космоса Н. Ф. Федорова, в науке — методологическая ориентация на мир как целостность, стремление вписать любое конкретное явление в мировую систему у В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. Русские философы настаивают на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Вместе с тем предлагаемые русскими философами проекты будущего отнюдь не отбрасывают западную культурную традицию, а используют ее возможности и идеи. Это прежде всего относится к идеям прогрессивного развития человека и Космоса, ценности творческой личности, которые нашли свою оригинальную разработку в русской философии.
Н. А. Бердяев, уделявший большое внимание взаимоотношениям Запада и Востока, западной и восточной культурам, считал, что Россия не должна отказываться ни от западных, ни от восточных ценностей. Она должна «явить тип восточно-западной культуры»1. При этом Россия должна преодолеть западное самодовольство и самомнение. Н. А. Бердяев критиковал позицию несовместимости западных и восточных ценностей. Мыслитель исходил из единства и многообразия мировой истории. В единстве он видел многообразие, а в многообразии — единство.
Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть Космоса. Как утверждал Н. Ф. Федоров, «...нашей истории нельзя понять без уразумения ее отношений к когда-то тяготевшими над нами Ближним и Дальним Востоком и к ныне господствующим над нами Западом. русская история в буквальном и внутреннем смысле слова — „международная" в силу географического и исторического положения России.»2. Космизм также может помочь в разработке новой метафизики, связанной с новым пониманием отношения человека к окружающему миру.
Острейшие вопросы существования человечества, глобальный эколого-цивилизационный кризис и возможные пути выхода из него нашли подробное осмысление в трудах Н. Н. Моисеева. Развивая теорию цивилизаций, он размышляет о необходимости «новой цивилизации с иным миропредставлением»3. Речь идет о новом понимании возможностей развития техники, взаимоотношений человека и природы, различных цивилизаций. В связи с этим автором высказывается ряд конкретных рекомендаций о выстраивании отношений России со странами Запада и Востока, о стратегии экономического и культурного развития нашей страны.
Идеал, пронизывающий практически все направления русского космизма, — это выход человечества на такой уровень своего развития, когда оно, объединившись в планетарном масштабе, сможет управлять природой как целостным организмом. В условиях углубления глобальных кризисов возможны конфликты разных стран и цивилизаций в борьбе за истощающиеся ресурсы. Однако если будет осуществлен поворот к новому типу цивилизационного развития, обеспечивающему выход из глобальных кризисов, то главной мировоззренческой установкой должна стать ориентация на диалог, учитывающий разнообразие культурных традиций и национальных интересов.
Четкое уяснение специфики новой реальности бытия заставляет по-новому взглянуть на ближайшие перспективы и отдаленное будущее человечества, в широком контексте социоприродной истории определить направления развития науки, техники, производства, общества в целом, определить стратегию и тактику отношений между государствами, этносами, различными социальными слоями, группами и т. п. Речь идет о необходимости изменения всего способа бытия человека в мире.
Идея космичности человека, космическая установка во взгляде на мир — одна из наиболее привлекательных черт современного русского космизма. Созвучной им является вера в космический прогресс, в могущество человеческого разума, во всесилие науки. Эти идеи служили основанием уверенности в том, что возможно построить справедливое и нравственное общество.
Становление общества и отдельного конкретного человека посредством мощной геологической силы, способной оказывать влияние на глобальные планетарные процессы, на бытие и ход эволюции биосферы Земли, коренным образом меняет традиционное представление о месте и роли человека в природе и обществе как «винтике» производственного процесса или «песчинке» мироздания, роль которого в планетарном Универсуме настолько ничтожна, что работа, жизнь и смерть отдельного человека никак не влияют на естественный ход истории природы и общества.
Космическая философия предполагает принципиально новое качество мироотношения, которое можно выразить через идею активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, которую диктует ему разум и нравственное чувство. Особый интерес проявляет русский космизм к человеку, проблеме его места и роли во Вселенной. Xарактерным является то, что речь идет не о человеке вообще, а о человеке, нацеленном на творчески активную деятельность по преобразованию своей настоящей и будущей среды обитания.
Человек для активно-эволюционных мыслителей — это существо промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях — существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в стремлении превозмочь собственную природу.
Русские космисты интуитивно нащупывают нить развития жизни и смело экстраполируют ее сверхэволюционное развитие на всю историю в целом. Футурологический потенциал русского космизма велик и многообразен. Идеи русского космизма не только не устарели, но в свете новых открытий в области науки, техники и развития космоса стали еще убедительнее. Более того, потенциал русского космизма далеко не исчерпан. Русский космизм как целостное мировоззрение, имеющее религиозную, научно-философскую, практическую и художественную значимость, представляет собой самобытное единство отечественной культуры всемирно-исторического значения.
Таким образом, современный поиск новых смысложиз-ненных ориентиров невозможно представить без диалога различных культур, их критического осмысления. Русский космизм, развивающийся в русле русской философской традиции, но сопоставимый по многим положениям с традиционно присущими характеристиками восточного и западного типов мировосприятия, выработал самобытное мировоззрение. Мировоззренческий плюрализм, не отрицающий определенного единства различных культур, наличия в этих культурах своеобразного ядра, образуемого общечеловеческими ценностями, утверждает самоценность культур всех народов. Надо полагать, несмотря на разнообразие культур, традиций и мировоззрений в сегодняшнем глобализирующемся мире, значимость толерантности, поиска согласия и ненасильственного развития становится все более очевидным условием выживания человечества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 133.
2 Федоров Н.Ф. Русская история — международная история // Философия общего дела: соч. в 2 т. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. Т. 2. С. 386.
3 См.: Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 32; «Круглый стол» журнала «Вопросы философии», посвященный обсуждению книги Н.Н. Моисеева «Быть или не быть... человечеству?» // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 3—28.
Поступила 18.01.10.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная