Е. А. Тинякова. Мемориальные музеи провинции как элемент русской культуры

Е. А. ТИНЯКОВА

МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ ПРОВИНЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТИНЯКОВА Елена Александровна, доцент кафедры философии Курского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: культура, музей, провинция, столица, повседневность, история профессий, память о прошлом, выставки, экспозиции, мемориальный, выдающиеся личности, социальный заказ, фундамент современности

Key words: culture, museum, province, capital, routine, history of professions, memory about the past, exhibitions, expositions, memorial, prominent personalities, social order, foundation for modern age

Каждая эпоха или определенный отрезок времени имеет выдающихся людей, оставивших неизгладимый след в литературе, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре или других видах искусства. Вершины культуры обычно связаны со столичными музеями, где представлены наиболее знаменитые и высокохудожественные работы. Восхищение высокими образцами культуры делает неровным культурное пространство, выводя из восприятия почву культуры, из которой выросли знаменитые таланты. Их истоки нередко ведут в провинцию и даже не в малые города, а в далекие деревни. Потом, возможно, эти таланты выросли до лидеров в процессе культуры и стали держать ее эталоны в самом сердце страны. Но о корнях мы забывать не должны.

Мемориальные места людей, которые оставили заметный след в культуре и науке России, представлены несколькими типами. Это мемориальный дом-музей, где хранятся личные вещи, предметы творчества. Чаще такие мини-музеи создаются в том доме, где жил в какое-то время ученый или композитор. В Курском крае это мемориальные музеи композитора Г. В. Свиридова в г. Фатеж, писателя К. Д. Воробьева в с. Нижний Реутец Медвенского района, писателей А. П. Гайдара и Н. Н. Асеева во Льгове, Е. М. Чепцова в с. Медвенка, недавно открытый музей В. М. Клыкова в поселке имени Ленина Советского района, музей русского изобретателя Ф. А. Семенова в г. Курске. Есть тип вновь созданного музея, где собираются подлинные вещи, элементы творчества. Например, литературно-художественный музей «Мастер», посвященный писателю Е. И. Носову, который недавно был награжден премией А. И. Солженицына. Этот музей создан в средней общеобразовательной школе № 27, где собраны личные вещи, рукописи, книги, фотографии, репродукции картин Е. И. Носова, потому что он был также и художником. Такого типа музеи играют также роль культурных центров. В литературно-художественном музее «Мастер» проводятся декады, посвященные Е. И. Носову, конкурсы сочинений и рисунков школьников, чтецов. По ул. Садовая в г. Курске оборудуется литературный музей курских писателей, где предполагается собрать литературные традиции Курского края. В сельской школе с. Винникова создан музей выдающейся русской певицы Н. В. Плевиц-кой1. Она родилась в этом селе. Однако в дальнейшем стала известна даже при царском дворе: император Николай Александрович называл ее «курским соловьем». Ее ценили С. В. Рахманинов, артисты И. М. Москвин и В. И. Качалов. На Курской земле прошло четыре всероссийских фестиваля исполнителей народной песни. Причем фестивали проводятся среди взрослых вокалистов, организуются детские фестивали.

Некоторые сохранившиеся дома, где хранится память о талантливых людях, имеют лишь мемориальные доски, причем эти дома могут даже использоваться под жилье, например, дом русского физика В. В. Петрова, «отца русской электротехники» в г. Обоянь. Петров преподавал и был профессором в Медико-хирургической семинарии в Петербурге, ординарным академиком, почетным членом Эр-лагенского физико-математического общества в Германии, однако Курская земля хранит о нем память.

В музейном деле очень важно иметь так называемый «музейный менталитет», который иногда бывает шире существующей музейной реальности, т. е. возникают такие ситуации, когда нет материальной основы организовывать музей, однако память о человеке, который жил и творил в этих краях, не угасает. Например, Курская земля связана с именем В. Г. Шварца, русского художника, одного из основоположников русской реалистической исторической живописи. Он учился в Александровском, бывшем Царскосельском лицее, а с 1859 г. после окончания лицея поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет и одновременно выдержал экзамен в Академию художеств. Он рисовал крестьян Курской губернии, подолгу жил в имении своих родителей в с. Верховое-Белый Колодезь Щигровского уезда Курской губернии. Лошади, люди, природа на его картинах взяты в Щигровском уезде, а тип изб — подмосковный. Его работы можно встретить в Третьяковке, Русском музее, Челябинске, Иванове, Ки-шеневе, Минске, Одессе, Куйбышеве. Каких-либо личных вещей, подлинных предметов не сохранилось, да и музей организовывать невозможно, потому что крупные музеи его картины не отдадут. Однако Курский край помнит своего талантливого земляка.

Обратим внимание на мемориальные музеи Курской области, имеющие общероссийское значение. Прежде всего, это музей Г. В. Свиридова, ставший памятником федерального значения. В этом доме Свиридов родился в 1915 г., здесь прошло его детство. Мемориальные музеи композитора есть в Москве и Петербурге. Дом-музей Г. В. Свиридова в г. Фатеж занимает трехэтажный дом, первые два этажа отданы музыкальной школе.

На родине известного современного скульптора В. М. Клыкова музей открыт в здании, в котором скульптор намеревался устроить церковно-приходскую школу. Этот музей является филиалом Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки. Более 200 работ В. М. Клыкова разбросаны по России, большинство — на территории Курской области, сотни памятников и поклонных крестов. В музее хранятся личные вещи скульптора и уменьшенные копии работ: памятник святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, а также князю Святославу, великой княгине Елизавете, патриарху Тихону, архимандриту Ипполиту, адмиралу Колчаку.

Знатоки русской литературы знают, что Курский край — родина А. П. Гайдара. Музей детского писателя был открыт в 1973 г. в г. Льгове, там где прошло детство писателя. Дом принадлежал родителям писателя, учителям Голиковым. В музее А. П. Гайдара хранится 5 000 экспонатов, есть памятник А. П. Гайдару. Здесь собрано много материалов об участии писателя в Гражданской войне, его журналистской работе. Материалы музея могут быть использованы для исследовательской работы. То же можно сказать и о музее поэта Н. Н. Асеева в г. Льгов. Поэт жил здесь до 16 лет. В экспонатах музея сохранилось много личных и подлинных вещей писателя, 7 000 экспонатов ценны для исследовательской литературоведческой работы. Много подробностей мы можем узнать о дружбе Н. Н. Асеева с В. В. Маяковским, которому он посвятил поэму «Маяковский начинается».

Следует обратить внимание и на музеи менее известных людей. Однако знакомство с ними уводит нас в глубины русской культуры, пусть не высшего уровня, но ценного с художественной точки зрения. Это музей Е. М. Чепцова, профессора живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР. По происхождению он из семьи крестьянина-иконописца и образование получил в иконописной школе Киево-Печер-ской лавры, а затем в Академии художеств. Е. М. Чепцов, совершая поездку в Италию, встречался с М. Горьким. В расцвете своего творчества он преподавал в Московском педагогическом институте им. Потемкина. Дом, отданный под его музей, принадлежал родителям художника и построен в XIX в. В музее сохранилась мастерская художника с некоторыми оригинальными предметами. П. К. Лихин — художник-реалист. Лучшие его картины вошли в сокровищницу российского искусства. Дом-музей П. К. Лихина расположен в г. Суджа.

Мы убеждены в том, что столичное музейное пространство должно уравновешиваться провинциальным. Это полнее позволит представлять историю культурного процесса в России. При этом понятие «провинциальное» должно отмечать лишь место расположения культурного объекта, а не его качество. Федеральная программа «Культура России 2006—2010 гг.» осуществляется под патронатом Министерства культуры РФ. В рамках этой программы создается общероссийская сеть музейного фонда России, формируется Государственный каталог музейного фонда. В Курской области за последние 3—4 года появились 20 филиалов Центрального областного краеведческого музея. Планируется создать общий региональный музейный центр, который решал бы музейные проблемы в регионе. За 2007 г. в музеях области проведены 200 тематических выставок.

Существенной проблемой является расширение музейного пространства за пределы здания музея. В Курском областном краеведческом музее из единиц хранения основного фонда демонстрируется только 10 % экспонатов, поэтому планируется расширить передвижные выставки. В самом музее создаются новые экспозиции. За областным музеем следуют другие: военно-исторический «Командный пункт Центрального фронта», «Командный пункт Воронежского фронта», «Юные защитники Родины», музеи в районных центрах Обоянь, Глушково, Фатеж, Коренево, Пристень. Эта тенденция культурного развития музейного дела отражает интерес историков к повседневности. Размышление об истории, опирающееся только на крупные исторические события, не могут привести к объективным выводам, создают противоречия в представлении прошлого. В музейном деле Курской области просматривается тенденция создавать тип музея, где сконцентрировалась бы информация о различных событиях современности. Например, в г. Курске есть музей управления ФСБ по Курской области, музей истории милиции, музей истории автомобильного транспорта, истории электротранспорта, истории локомотивного депо Курск, истории Михайловского ГОКа, музей истории областной клинической больницы, истории образования Курской области, музей Курской битвы, истории противопожарного дела. Таким образом, наполнение истории деталями с широким охватом пространства создает более прочный фундамент современности. Музеи призваны внести весомый вклад в развитие интеллектуального потенциала страны и национального самосознания.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Левченко В.В., Грива Г.А. Музеи и памятники Курской области: путеводитель-справочник. Курск: Сеймъ, 1996. 256 с.

Поступила 30.04.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная