Д. М. Борисов. Положение гастарбайтеров в регионе

Д. М. БОРИСОВ

ПОЛОЖЕНИЕ ГАСТАРБАЙТЕРОВ В РЕГИОНЕ

БОРИСОВ Дмитрий Михайлович, аспирант кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: гастарбайтер, иностранная рабочая сила, миграция, регион, рынок труда, Республика Мордовия

Key words: gastarbeiter, foreign labour force, migration, region, labour market, the Republic of Mordovia

Иностранные трудовые мигранты — широко распространенное социальное явление в современном российском обществе. В основе трудовой миграции (так называемого «га-старбайтерства») лежат социально-экономические факторы. Современные исследователи отмечают, что «гастрабайтерство представляет собой набор форм и технологий приспособления человека к изменениям в сфере социально-экономических отношений»1. Само понятие «гастарбайтерство» достаточно новое для социологической науки. Этим понятием принято обозначать тех иностранных трудовых мигрантов, которые нелегально или, не имея трудовых контрактов и договоров, выезжают на заработки за границу. Формирование феномена гастарбайтерства началось в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в послевоенный период подъема западногерманской промышленности. После возведения Берлинской стены стала ощущаться нехватка рабочей силы, что и повлекло за собой экспорт малоквалифицированных рабочих из южноевропейских стран, особенно из Турции, Югославии, Португалии, Греции. Мигранты, прибывающие из этих стран, работали нелегально, нарушая миграционное и трудовое законодательство стран-реципиентов и не имея возможности пользоваться там гражданскими и трудовыми правами. Таким образом, за понятием «гастарбайтер» закрепилось значение «рабочий гость», что подразумевало возвращение на место проживания по окончании контракта.

По числу гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. Вместе с тем вопрос оценки численности иностранных мигрантов в России неоднозначный, здесь просматривается ряд спекулятивных и конъюнктурных моментов. Оценки экспертов относительно численности иностранных трудовых рабочих в России отличаются друг от друга в несколько раз. Однако в последнее время из оценки экспертов стала исчезать ссылка на 10—15 млн нелегалов, находящихся на территории России. Численность иностранной рабочей силы, включая и легальных и нелегальных рабочих, по мнению экспертов, в сезон «пика» составляет 4—6 млн чел.2 Проблем в миграционном учете крайне много. В 2007 г. впервые были введены квоты на использование трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Тогда она составила 6 млн чел. В 2008—2009 гг. квота составила около 3,97 млн чел.

Центром притяжения для гастарбайтеров выступают крупные города с более высоким качеством городской среды, большими возможностями для заработка. Вместе с тем в последние годы наблюдается существенное увеличение числа гастарбайтеров в Приволжском, Уральском, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. Не стала исключением и Республика Мордовия.

В последние годы в республике наблюдается тенденция к увеличению числа гастарбайтеров. Согласно данным ФМС, в течение 2006 г. в Мордовии осуществляли трудовую деятельность 899 иностранных граждан, в 2007 г. их число увеличилось почти в 1,8 раза. В 2008 г. было выдано разрешений на осуществление трудовой деятельности 3 557 иностранным гражданам (62,7 % от установленной квоты), за 2009 г. — 2 417 чел., что составило 67,9 % от уровня 2008 г. В Мордовии предусмотрены квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности: в 2008 г. — 5 677 чел., в 2009 г. — 3 994 чел., 2010 г. — 2 583 чел. Соотношение численности привлекаемых иностранных работников к занятому населению в 2005 г. составило 0,2 %, в 2006 г. — 0,3 %, 2007 г. — 0,8 %, 2008 г. — 1,1 %. Численность иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания в республике, в 2008 г. составила 12 621 чел., в 2009 г. — 8 901 чел.

Вместе с тем имеющиеся официальные данные не дают полного представления об истинном положении дел. Учитывая важность проблемы и крайне ограниченное количество официальной информации о масштабах, структуре трудовой миграции, социально-демографических характеристиках га-старбайтеров в республике, весьма важным представляется мнение экспертов. В опросе приняли участие 23 эксперта, которые представляют министерства, ведомства и организации, непосредственно связанные с вопросами регистрации, трудоустройства, контроля иностранных рабочих на территории Мордовии.

Согласно официальным данным, численность иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания в республике, в 2008 г. составила 12 621 чел., в 2009 г. — 8 901 чел. По мнению большинства экспертов, число иностранных трудовых мигрантов превышает официально зарегистрированное число на 30—40 %. Численность гастарбайтеров из Узбекистана, Таджикистана в Мордовии опережает Украину, Азербайджан, Молдову. Эта тенденция имеет региональный характер, так как, например, в Москве гастарбайтеров из Украины больше, чем из других стран постсоветского пространства. Средняя продолжительность пребывания иностранного рабочего в республике, по мнению 60,9 % экспертов, составляет от 6 месяцев до 1 года.

С точки зрения половозрастного состава гастарбайтеров, выбирающих Мордовию для работы, обращает на себя внимание тот факт, что среди официально зарегистрированных гастарбайтеров отмечены только мужчины. Видимо, это вызвано тем, что пребывающие в республику трудовые мигранты являются представителями среднеазиатских стран, где сохраняется патриархальный тип гендерных отношений в семье, а также может быть обусловлено сферой занятости, имеющей маскулинный профиль. Эксперты указали на довольно широкий возрастной диапазон от 18 до 35 лет и более. В целом это указывает на то, что трудовые мигранты — это люди активного трудоспособного возраста. При этом 56,5 % экспертов считает, что гастарбайтеры, работающие на территории Мордовии, «не очень хорошо знают русский язык». 30,4 % отметили, что «те, кто постарше, знают язык хорошо, молодые знают его хуже».

На вопрос «Оцените уровень жизни трудовых мигрантов» 60,9 % экспертов выбрали вариант «бедные здесь, но обеспеченные за счет работы в России у себя на родине», 26,1 % экспертов считают, что «бедные и у себя на родине, и здесь», и только 13 % отметили «такой же уровень жизни, как и у большинства местного населения». Мнение экспертов указывает на экономический мотив, лежащий в основе трудовой миграции, необходимость «заработка на стороне» как способа выживания у себя на родине.

Основными сферами занятости трудовых мигрантов России являются строительство и торговля. По официальным данным, они составляют около 70 % общей численности мигрантов3. Результаты ряда исследований показывают, что постепенно в составе отраслей образуются экономические ниши, занятые преимущественно иностранными работниками. Что касается Мордовии, то, как показывают результаты экспертного опроса, можно отметить лишь «включение» гастарбайтеров в определенные экономические сферы. По их мнению, гастарбайтеры в республике заняты в строительстве сооружений и домов (91,3 %), торговле (43,5 %), ремонтных услугах (39,1 %), сельском хозяйстве (26,1 %), строительстве дорог (21,7 %). 52,2 % экспертов считают, что в основном в республику приезжают неквалифицированные рабочие, при этом 21,7 % считают, что «и среди нашего трудоспособного населения есть квалифицированные и неквалифицированные рабочие».

Существуют противоречивые мнения о влиянии гастарбай-теров на местное население. Одни исследователи указывают на отрицательное влияние миграции на рынок труда, другие — на положительное. «Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции»4. Есть исследования, которые показывают, что влияние миграции на безработицу и уровень зарплат незначительно. 60,9 % экспертов отрицают тезис о том, что «гастарбайтеры обостряют безработицу», 65,2 % не согласны с тем, что «гастарбайтеры снижают уровень заработных плат местного населения», 21,7 % экспертов по первому тезису и 26,1 % по второму выразили согласие, 13 и 8,7 % соответственно затруднились ответить. Более того, 47,8 % экспертов считают, что приток трудовых мигрантов в республику позитивно влияет на развитие экономики республики, по 26,1 % не согласны и затруднились ответить. Мы считаем, что истинное положение дел не столь однозначно. Дело в том, что значительная часть местного населения активного трудового возраста уезжает работать в Москву и другие регионы с более высоким уровнем жизни, освобождая места на региональном рынке труда. Таким образом, гастарбай-теры занимают те рабочие места, где не желает работать местное население (65,2 %). Отсутствие конкуренции между гастарбайтерами и местными работниками говорит о том, что иностранные рабочие работают в окружении таких, как они, гастарбайтеров. Можно предположить, что в будущем укрепление «мигрантских экономических ниш» в республике приведет к образованию сфер экономики, зависимых от притока иностранного труда.

Эксперты считают, что гастарбайтеры предпочитают трудоустраиваться в г. Саранске (47,8 %), но также разделяют позицию, что «они свободно перемещаются по территории республики туда, где есть работа» (26,1 %); 52,2 % экспертов считают, что гастарбайтеры «обычно приезжают на конкретное место».

Исследование МОМ показывает, что зарплата мигрантов в Москве на сентябрь 2006 г. составляла в среднем около 500 долл. США, что примерно в 2 раза ниже средней зарплаты по городу5. Разрыв в зарплате между мигрантами и местными работниками различается по регионам не столь сильно, но все же в Москве он несколько выше (1,5 раза), чем в Астрахани и Карелии (1,3 раза). Примерно о том же говорят и субъективные оценки6. Однако работают за эту зарплату мигранты в 1,6 раза больше местных работников. Мигранты в Москве работают в среднем 64 ч в неделю (при норме по трудовому законодательству — 40 ч), причем более 1/3 мигрантов имеют семичасовую рабочую неделю. Средняя почасовая оплата — около 2 долл. Е. В. Тюрюка-нова, комментируя эти данные, приходит к выводу, что «несмотря на то, что труд мигрантов отнюдь не является дармовым, как часто представляют обыватели, он, конечно, обходится работодателям дешевле, чем труд местных работников такой же квалификации, за счет экономии как на зарплате, так и налогах»7.

Наш опрос показал, что примерная продолжительность рабочего дня составляет 8—10 ч, при этом эксперты не исключают работу гастарбайтеров без выходных дней. Максимальный уровень трудовой нагрузки мигрантов отметили 47,8 %. Считают, что работают с нормальной нагрузкой 30,4 %, запредельной — 4,3 %, и 17,4 % отметили, что «работают так же, как и наши рабочие». А. В. Дмитриев и Г. А. Пядухов отмечают, что «в практиках работодателей тесно переплетены высокая степень эксплуатации, заниженная оплата труда и унижение человеческого достоинства. О степени эксплуатации можно судить по фактам, касающимся не мигрантов, а оплаты труда российских граждан. По мнению экспертов, в развитых странах доля заработной платы в конечной цене продукции составляет 65—75 %. В России, по официальной статистике, 24 % составляет фонд оплаты труда в ВВП, а на самом деле по отдельным отраслям эта доля составляет 7—12 % от цены продукции. То есть такой эксплуатации в России еще не было. Вполне резонно сделать вывод — если так обстоит дело с эксплуатацией и оплатой труда российских граждан, то какова степень эксплуатации мигрантов, которые получают на порядок меньшую зарплату (в таком же положении находятся и многие внутрироссийские трудящиеся-мигранты). Нередко работодатели занимаются прямым обманом, длительное время не выплачивают либо выплачивают заниженную заработную плату»8.

Экономическая мотивация, лежащая в основе гастарбай-терства, отражается на целевых установках и поведении мигрантов. Поэтому часто единственной и доступной для них стратегией заработка выступает согласие на тяжелый труд, более низкую оплату труда. 43,5 % экспертов считают, что гастарбайтеры иногда выполняют сверхурочную работу без оплаты, 26,1 % считают, что это приходится делать часто. Эксперты не исключают, что гастарбайтеры, работающие на территории Мордовии, сталкиваются с нарушениями условий труда, обманом при оплате, ограничением свободы (контроль над перемещениями мигрантов, содержание взаперти, изоляция от внешнего мира), использованием паспорта в качестве способа удержания работника, физическим насилием, угрозой депортации. Безусловно, эти противоправные действия вынуждены терпеть гастарбайтеры в силу своего, как правило, нелегального положения, а также имеющейся конкуренции внутри мигрантского сообщества. Весьма неоднозначной предстает на экспертном уровне картина относительно вопроса, связанного с тем, куда обращаются гастарбайтеры в случае необходимости получения помощи, связанной с нарушением их прав. В первую очередь, по мнению экспертов (47,8 %), гастарбайтеры обращаются в государственные органы власти и организации. Также в качестве источника защиты используются знакомые из местного населения и членов диаспоры.

По мнению экспертов, население республики позитивно и толерантно относится к гастарбайтерам, так как это дешевая рабочая сила (39,1 %), дополнительная рабочая сила (13 %), а также оказание строительных и ремонтных услуг по низким ценам (4,3 %), они являются жителями бывшего СССР (4,3 %). При этом эксперты отмечают, что гастарбайтеры часто сталкиваются с предвзятым отношением. Ранжирование мнений экспертов выявило, что чаще всего предвзятое отношение к гастарбайтерам проявляется при приеме на работу (31,8 %), снятии жилья (22,7 %), в местах проведения досуга (18,2 %). Также не исключаются ситуации пренебрежительного отношения при оказании медицинских услуг, со стороны жителей города на улицах и в общественном транспорте, при оформлении миграционных документов. Эти мнения экспертов вполне определенно обозначают ключевую проблематику и круг задач, стоящих перед Федеральной миграционной службой. Вместе с тем в целом региональный контекст можно считать благоприятным, так как четко просматривается толерантное отношение, а также лояльное сочувствие как бывшим гражданам СССР, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В качестве мер, способствующих обеспечению прав иностранных трудовых мигрантов, находящихся на территории Мордовии, эксперты отметили совершенствование законодательства (69,6 %), укрепление законности на всех уровнях государственной власти (47,8 %), создание позитивного образа трудового мигранта СМИ (21,7 %), повышение правовой культуры граждан и представителей органов власти (13,0 %).

Можно предположить, что трудовые иностранные мигранты после определенного периода концентрации на определенных территориях России будут все активнее включаться в трудовые отношения, что увеличится приток гастарбайтеров и на территорию Мордовии. От того, как принимающее сообщество будет оценивать причины, определять границы этого процесса, в немалой степени будет зависеть выработка мер и способов взаимодействия органов государственной власти и регионального социума с иностранными рабочими. Для этого требуются объективные данные о реальной ситуации, методы регулирования миграции с учетом особенностей регионального рынка труда и занятости, потребностей экономики региона. Система взаимодействия трудовых иностранных мигрантов и принимающего сообщества должна основываться на принципах взвешенности, соразмерности, неконфликтогенности, а также гуманности и уважения прав человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Губогло М.Н., Дубова Н.А. Предисловие // Гастарбайтерство. Факторы выталкивания и притяжения. М., 2006. С. 6.

2 См.: Тюрюканова Е.В. Трудовые мигранты в Москве: «второе» общество // Иммигранты в Москве / под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 2009. С. 151.

3 Там же. С. 155.

4 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Деловая литература. М., 2007. С. 155.

5 См.: Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов. URL: http://www.polit.ru/research/2008/01/21/demoscope315.html (дата обращения: 21.01.2010).

6 Там же.

7 Тюрюканова Е.В. Трудовые мигранты в Москве ... С. 160—161.

8 Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Принимающий социум: практики взаимодействия с трудовыми мигрантами // Социол. исслед. 2009. № 10. С. 22.

Поступила 12.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная