Ю. М. Ходжаева. Д. С. Лихачев о культуросфере

Ю. М. Ходжаева.

Д. С. Лихачев о культуросфере

Ю. М. Ходжаева, аспирант кафедры культурологии Мордовского государственного университета

Проблема единства различных «пространств» и «полей» сегодня особенно актуальна. В газетных и журнальных статьях, теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы единства экономического, политического, информационного и иных пространств. Среди них — пространство культурное. Обладает ли Мордовия как регион особой культуросферой, можно ли культуросферу республики выделить из общероссийской?

Что должно включать в себя понятие «культуросфера»? Сегодня этот термин все больше входит в научный оборот. Исследователи давно сошлись во мнении, что культура — это отдельная «атмосфера» человеческого бытия, которую и предложил называть культуросферой академик Д. С. Лихачев. Он определяет ее как огромное целостное явление, делающее людей, населяющих определенное пространство, не просто населением, а народом, нацией. Это не просто определенная географическая территория, но прежде всего, пространство культуро-среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. Отражая представление Лихачева о цельности культуры и ее явлений, это понятие призвано выражать всю полноту содержания культуры и ее явлений, в том числе и значения всех факторов, обусловливающих эти явления.

Если теория К. Поппера разводит три Мира бытия, то культуросфера Лихачева объединяет их, переплетает, делает взаимозависимыми друг от друга. Конечно, в этом смысле культуросфера Лихачева — это идеализированное понятие, но что же тогда есть культура, как не стремление к идеалам, воспитание на основе идеальных форм (принятых за идеал такими же людьми, как и сам Лихачев)?

Таким образом, культуросфера — это сфера действия культуры как таковой. Можно ли назвать сферу культуры Мордовии культуросферой, что не одно и то же, можно ли объединить все культурные явления, пласты и образцы мордовской культуры в единое поле? Будет ли оно единым?

«Присутствие культуры» — всеобъемлющая характеристика собственно человеческого бытия. Присутствие культуры есть основное условие, определенная необходимость, данность. Природа может быть «наделена» присутствием культуры, и тогда она более приближена к человеку (например, заповедник). И в этом смысле она часть культуросферы. По справедливому мнению Д. С. Лихачева, присутствие культуры должно быть всюду: в поведении, в отношении к истории и к искусству. Общественная жизнь Мордовии наполнена культурным смыслом и культурными образцами. Жизнь, обогащенная и облагороженная культурой есть как результат приобщения, воспитания, инкультурации. Наполняя свою жизнь культурными смыслами, человек «вступает» в мир культуры, становится частью огромной культуросферы. Последняя в свою очередь становится частью духовного мира человека.

«Энергия культуры» — то креативное, творческое, бесконечное начало, на котором построена вся культуросфера республики. Культура — это не нечто пассивное, которое нужно только хранить, она дейстует, движется вперед путем познавательных открытий и их освоения, осмысления в современности и для современности. Проблема единства различных «пространств» и «полей» сегодня особенно актуальна.

Наконец, «культурное единство мира» — суть единства культуросферы. Культурные ценности, накопленные народами, не принадлежат какому-нибудь муниципалитету, музею, ведомству или даже отдельной стране. Они принадлежат всему человечеству. Своеобразный интернационал культуры финно-угорских народов в республике уже создан, чем мы, конечно, можем смело гордиться! Это доказал прошедший в июле 2007 г. Финно-Угорский фестиваль, показавший, что мордовскому народу есть что предложить в мировую копилку культурных ценностей.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная